ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8122/19 от 12.03.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Круглов Н.А. Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» марта 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.,

судей Диденко И.А., Онохова Ю.В.,

при секретаре Макаровой Е.А.,

с участием прокурора отдела

прокуратуры Краснодарского края Стукова Д.Г.

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора края - прокурора г. Сочи в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи, администрации Краснодарского края в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края о возложении обязанности при формировании бюджета предусмотреть финансирование мероприятий (субвенции) по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

по апелляционным жалобам представителя ФИО1, действующего по доверенности министерства финансов Краснодарского края, и представителя ФИО2, действующего по доверенности администрации г. Сочи, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. с возражением на апелляционную жалобу старшего помощника прокурора г. Сочи Коган Я.М.

Заслушав доклад судьи Диденко И.А., пояснение представителя административного ответчика ФИО3, действующего по доверенности министерства финансов Краснодарского края, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и заключение прокурора Стукова Д.Г., полагавшего доводы апелляционных жалоб необоснованными, судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора края - прокурор г. Сочи в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи, администрации Краснодарского края в лице министерства труда и социального развития Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края о возложении обязанности при формировании бюджета предусмотреть финансирование мероприятий (субвенции) по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций краевого бюджета. Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития края, выделение средств находится в ведении министерства финансов Краснодарского края. Вместе с тем, достаточное финансирование в исследуемой сфере правоотношений для граждан указанной категории, состоящих на учете по г. Сочи, не предусмотрено. На учете граждан указанной категории по г. Сочи состоит 255 граждан, из которых 174 достигли совершеннолетия, а по 66 из них состоялись вступившие в законную силу судебные решения. Так, в истекшем периоде 2018г. по результатам рассмотрения обращений граждан прокуратурой города в Центральный районный суд г. Сочи предъявлено 8 исковых заявлений о защите жилищных прав детей-сирот, из которых рассмотрено и удовлетворено 7, из них 4 вступили в законную силу, 1 по существу не рассмотрено. В 2017г. в прокуратуру г. Сочи обратились с заявлениями о нарушении жилищных прав 28 граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По результатам проведенных проверок в деятельности администрации г. Сочи и министерства труда и социального развития Краснодарского края выявлены нарушения действующего законодательства. В 2016г. таких заявлений было 22. В 2015г. г. Сочи на осуществление полномочий по обеспечению жильем 21 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 22471,6 рублей, из них 16853,7 рублей из средств краевого бюджета, 5617, 9 рублей из средств федерального бюджета. Законом Краснодарского края от 04.03.2015г. № 3131 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено уменьшение размера субвенций г.-к. Сочи на приобретение жилых помещений для детей-сирот до 5617,9 рублей. В дальнейшем финансирование сокращено до 0, в связи с чем квартиры в 2015г. для граждан, подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретались. В 2016г. на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 2301,3 рублей, из расчета на 2 квартиры, администрации города доведены решением Городского Собрания Сочи, при этом по состоянию на 01.02.2016г. на очереди состояло 56 граждан указанной категории, по состоянию на 01.07.2016г. - 79, трижды торги признаны несостоявшимися, квартиры для граждан указанной категории не приобретены. В 2017г. на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 14282,5 рублей из расчета на 12 квартир, администрации города доведены решением Городского Собрания, приобретено 12 квартир для граждан указанно категории. Согласно Закону Краснодарского края от 20.12.2017г. № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020г.г.» и соглашению от <...><...> муниципальному образованию г.-к. Сочи предоставлены субвенции на приобретение 19 жилых помещений для детей-сирот на 2018г. в сумме 23202 рублей, в том числе 17102,10 рублей из краевого бюджета, 6099,90 рублей из федерального бюджета. Дополнительным соглашением внесены изменения в суммы предоставляемых субвенций путем уменьшения суммы федеральных субвенции в размере 6099,90 рублей и увеличения краевых в сумме 6099,90 рублей. С целью реализации переданных полномочий и в соответствии с требованиями Федерального Закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 17.05.2018г. в единой информационной системе закупок было размещено 19 извещений на приобретение жилых помещений для детей-сирот в г. Сочи. Согласно протоколам рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе аукционы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие. Дополнительным соглашением к соглашению о предоставлении субвенций внесены изменения в классификацию расходов, предусмотренную на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Дополнительным соглашением к соглашению о предоставлении субвенций внесены изменения в классификацию расходов, предусмотренную на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Изменения в лимиты бюджетных обязательств департамента внесены Решением Городского Собрания Сочи от 26.07.2018г. № 86 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 26.12.2017г. № 216 «О бюджете г. Сочи на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020г.г.». После вступления в силу данного решения, внесены изменения в план-график размещения заказов департамента в части классификации расходов, а также места поставки жилых помещений с учетом пункта 5 статьи 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ. Повторное размещение закупки по приобретению жилых помещений осуществлено 29.08.2018г. со сроком принятия заявок до 19.10.2018г., местом поставки в извещениях о проведении электронного аукциона указаны муниципальное образование г.-к. Сочи и г. Краснодар. На исполнении отдела судебных приставов по Западному округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю (далее по тексту - Отдел) и Центрального районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю находится 66 исполнительных производств, возбужденных на основании решений об удовлетворении требований прокурора г. Сочи о возложении обязанности на министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения для граждан, относящихся к категории дети-сироты, а на администрацию г. Сочи - предоставить жилые помещения гражданам указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, несмотря на острую нуждаемость города в предоставлении субсидий в целях приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному образованию г.-к. Сочи предоставлены субвенции на приобретение лишь 19 жилых помещений для детей-сирот на 2018г. в сумме 23202 рублей. В связи с неисполнением судебных решений, отсутствием работы со стороны администрации г. Сочи по принятию мер к их исполнению прокуратурой города <...> Главе города внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, о социальных гарантиях детей-сирот. По результатам рассмотрения представления директору департамента имущественных отношений администрации г. Сочи указано на неукоснительное соблюдение требований законодательства об исполнительном производстве и о социальных гарантиях детей-сирот. Поскольку финансирование переданных полномочий на 2018г. предусматривает приобретение только 19 жилых помещений администрацией г. Сочи с целью исполнения указанных выше судебных решений <...> направлен запрос в министерство труда и социального развития Краснодарского края с номером об осуществлении финансирования приобретения жилых помещений для предоставления по договорам найма. В ответ на запрос министерство труда и социального развития сообщило, что не наделено полномочиями по выделению денежных средств из бюджета Краснодарского края, а также что подготовлен запрос в министерство финансов Краснодарского края о рассмотрении возможности увеличения финансирования из краевого бюджета мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот с целью исполнения решений суда.

Поскольку ни дополнительного финансирования, ни дополнительной информации от министерства труда и социального развития Краснодарского края в администрацию г. Сочи не поступило, был направлен повторный запрос о предоставлении финансирования с целью исполнения решений суда, ответ на него до настоящего времени не поступил. В связи с выявленными нарушениями (неисполнение судебных решений), допущенными министерством труда и социального развития (далее - министерство), прокурором города и.о. министра внесено представление. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города поступил ответ, который свидетельствовал о неполном и некачественном рассмотрении представления. В связи с указанными фактами и.о. министра труда и социального развития Краснодарского края направлено письмо с предложением о возврате к рассмотрению представления. <...> в прокуратуру города поступил ответ министерства по результатам повторного рассмотрения представления прокуратуры г.Сочи, согласно которому вопрос об увеличении объемов финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот может быть рассмотрен при формировании проекта краевого бюджета на 2019г. и на плановый период 2020 и 2021г.г. Министерством направлено письмо в министерство финансов Краснодарского края о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образования Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в отношении которых приняты судебные акты, обязывающие органы местного самоуправления обеспечить их благоустроенными жилыми помещениями для детей-сирот. Согласно Положению о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, Министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае. В соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлять управление средствами краевого бюджета. Оно осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии, в том числе, с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.

Первый заместитель прокурора края - прокурор г.Сочи полагал, что большое количество граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладающих правом на получение жилого помещения и длительное время не имеющих возможности его реализовать (174 человека), свидетельствуют о бездействии со стороны министерства финансов Краснодарского края, министерства труда и социального развития Краснодарского края, администрации г.Сочи при реализации полномочий по обеспечению жильем граждан указанной выше категории.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. заявленные прокурором г. Сочи административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1, действующий по доверенности министерства финансов Краснодарского края, просит решение районного суда изменить в части и принять по делу новое решение, исключив из резолютивной части решения суда возложение на министерство финансов Краснодарского края обязанности при формировании краевого бюджета на 2019 год и на трехлетний период предусмотреть финансирование мероприятий (субвенции) по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, из расчета не менее 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия, состоящих на учете, в целях обеспечения жилыми помещениями по г.-к. Сочи и обеспечить их финансирование. В обоснование доводов жалобы указано, что существенно нарушены нормы материального права.

В апелляционной жалобе представитель ФИО2, действующий по доверенности администрации г. Сочи, просит решение районного суда отменить в части возложения на администрацию г. Сочи по приобретению жилых помещений данной категории детей жилых помещений по ранее вступившим в законную силу решениям суда. В обоснование доводов жалобы указано, что вынесенное судебное постановление незаконно и необоснованно.

В письменном возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Сочи Коган Я.М. просит обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, действующего по доверенности министерства финансов Краснодарского края, - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО3, действующий по доверенности министерства финансов Краснодарского края, поддерживал доводы жалобы в полном объеме. Считает решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. незаконным и необоснованным в части. Просил апелляционную жалобу удовлетворить, обжалуемое судебное постановление изменить в части и принять по делу новое решение, исключив из резолютивной части решения суда возложение на министерство финансов Краснодарского края обязанности при формировании краевого бюджета на 2019 год и на трехлетний период предусмотреть финансирование мероприятий (субвенции) по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, из расчета не менее 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия, состоящих на учете, в целях обеспечения жилыми помещениями по городу-курорту Сочи и обеспечить их финансирование.

В своем заключение прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края Стуков Д.Г. возражал относительно доводов апелляционных жалоб. Считает решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. законным и обоснованным. Просил обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались судом апелляционной инстанции надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие этих лиц.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на нее, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения представителя административного ответчика и заключение прокурора Стукова Д.Г., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права судом первой инстанции допущены не были.

Так, удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суд, прежде всего, исходил из того, что заявленные требования подтверждаются материалами дела. Данными действиями нарушены права и законные интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам данного дела.

Исходя из части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании, должно быть установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сочи проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На учете граждан указанной категории по г.Сочи состоит 255 граждан, из которых 174 достигли совершеннолетия, а по 66 из них состоялись вступившие в законную силу судебные решения.

В истекшем периоде 2018г. по результатам рассмотрения обращений граждан прокуратурой города в Центральный районный суд г. Сочи предъявлено 8 исковых заявлений о защите жилищных прав детей-сирот, из которых рассмотрено и удовлетворено 7, из них 4 вступили в законную силу, 1 по существу не рассмотрено.

В 2017г. в прокуратуру г.Сочи обратились с заявлениями о нарушении жилищных прав 28 граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По результатам проведенных проверок в деятельности администрации г. Сочи и министерства труда и социального развития Краснодарского края выявлены нарушения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, статей 2, 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ», статьи 1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ. В 2016г. таких заявлений было 22 (АППГ - 13). В 2015 году г. Сочи на осуществление полномочий по обеспечению жильем 21 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 22471,6 рублей, из них 16853,7 рублей из средств краевого бюджета, 5617, 9 рублей из средств федерального бюджета.

Законом Краснодарского края от 04.03.2015г. № 3131 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017г.г.» предусмотрено уменьшение размера субвенций г.-к. Сочи на приобретение жилых помещений для детей-сирот до 5617,9 рублей.

В соответствии с соглашением от <...> о расторжении Соглашения <...> от <...> между Министерством социального развития и семейной политики края и администрацией г. Сочи, и дополнительным соглашением <...> от <...> к соглашению от <...><...>, размер субвенций из средств краевого бюджета составил 5617,9 рублей (для обеспечения жильем 5 лиц указанной категории, при нахождении на учете по г.Сочи 170 лиц, в том числе 59 совершеннолетних, подлежащих обеспечению жильем). В дальнейшем финансирование сокращено до 0, в связи с чем квартиры в 2015г. для граждан, подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретались.

В 2016г. на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 2301,3 рублей, из расчета на 2 квартиры, администрации города доведены решением Городского Собрания Сочи от <...><...>, при этом по состоянию на <...> на очереди состояло 56 граждан указанной категории, по состоянию на 01.07.2016г. - 79, трижды торги признаны несостоявшимися, квартиры для граждан указанной категории не приобретены.

В 2017г. на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 14282,5 рублей из расчета на 12 квартир, администрации города доведены решением Городского Собрания, приобретено 12 квартир для граждан указанной категории.

Согласно Закону Краснодарского края от 20.12.2017г. № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020г.г.» и соглашению от <...><...> муниципальному образованию г.-к.Сочи предоставлены субвенции на приобретение 19 жилых помещений для детей-сирот на 2018г. в сумме 23202 рублей, в том числе 17102,10 рублей из краевого бюджета, 6099,90 рублей из федерального бюджета. Дополнительным соглашением от <...><...> внесены изменения в суммы предоставляемых субвенций путем уменьшения суммы федеральных субвенции в размере 6099,90 рублей и увеличения краевых в сумме 6099,90 рублей.

С целью реализации переданных полномочий и в соответствии с требованиями Федерального Закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <...> в единой информационной системе закупок было размещено 19 извещений на приобретение жилых помещений для детей-сирот в городе Сочи. Согласно протоколам рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от <...>. аукционы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие.

Дополнительным соглашением от <...><...> к соглашению о предоставлении субвенций внесены изменения в классификацию расходов, предусмотренную на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

Дополнительным соглашением от <...><...> к соглашению о доставлении субвенций внесены изменения в классификацию расходов, предусмотренную на приобретение жилых помещений для детей-сирот, изменения в лимиты бюджетных обязательств департамента внесены Решением Городского Собрания Сочи от 26.07.2018г. № 86 «О внесении вменений в решение Городского Собрания Сочи от 26.12.2017г. № 216 «О бюджете города Сочи на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020г.г.». После вступления в силу данного решения, <...> внесены изменения в план-график размещения заказов департамента в части классификации расходов, а также места поставки жилых помещений с учетом пункта 5 статьи 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ. Повторное размещение закупки по приобретению жилых помещений осуществлено <...> со сроком принятия заявок до <...>., местом поставки в извещениях о проведении электронного аукциона указаны муниципальное образование г.-к. Сочи и г. Краснодар.

На исполнении Отдела и Центрального районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю находится 66 исполнительных производств, возбужденных на основании решений об удовлетворении требований прокурора г. Сочи о возложении обязанности на министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения для граждан, относящихся к категории дети-сироты, а на администрацию г. Сочи - предоставить жилые помещения гражданам указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства установлено, что законом предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам указанной категории по достижении ими 18 лет, вместе с тем, на учете нуждающихся по г. Сочи состоит более 150 совершеннолетних граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с которым до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ними не заключен, чем нарушены их жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу статьей 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009гю № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края № 1748-КЗ), лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее по тексту - Закон Краснодарского края №805-КЗ) органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании статьи 2 указанного Закона, а также статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития края, выделение средств находится в ведении министерства финансов Краснодарского края.

Исходя из материалов дела, несмотря на острую нуждаемость города в предоставлении субсидий в целях приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному образованию г.-к. Сочи предоставлены субвенции на приобретение лишь 19 жилых помещений для детей-сирот на 2018г. в сумме 23202 рублей.

В связи с неисполнением судебных решений, отсутствием работы со стороны администрации г. Сочи по принятию мер к их исполнению прокуратурой города 28.02.2018г. Главе города внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, о социальных гарантиях детей-сирот. По результатам рассмотрения представления директору департамента имущественных отношений администрации г. Сочи указано на неукоснительное соблюдение требований законодательства об исполнительном производстве и о социальных гарантиях детей-сирот.

Поскольку финансирование переданных полномочий на 2018г. предусматривает приобретение только 19 жилых помещений администрацией г. Сочи с целью исполнения указанных выше судебных решений <...> направлен запрос в министерство труда и социального развития Краснодарского края с номером <...> об осуществлении финансирования приобретения жилых помещений для предоставления по договорам найма. В ответ на запрос министерство труда и социального развития сообщило, что не наделено полномочиями по выделению денежных средств из бюджета Краснодарского края, а также что подготовлен запрос в министерство финансов Краснодарского края о рассмотрении возможности увеличения финансирования из краевого бюджета мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот с целью исполнения решений суда.

Поскольку ни дополнительного финансирования, ни дополнительной информации от министерства труда и социального развития Краснодарского края в администрацию г. Сочи не поступило, был направлен повторный запрос от <...><...> о предоставлении финансирования с целью исполнения решений суда, ответ на него до настоящего времени не поступил.

В связи с выявленными нарушениями (неисполнение судебных решений), допущенными министерством труда и социального развития (далее - министерство), прокурором города и.о. министра <...> внесено представление. По результатам рассмотрения представления <...> в прокуратуру города поступил ответ, который свидетельствовал о неполном и некачественном рассмотрении представления. В связи с указанными фактами <...>. и.о. министра труда и социального развития Краснодарского края направлено письмо с предложением о возврате к рассмотрению представления.

<...> в прокуратуру города поступил ответ министерства по результатам повторного рассмотрения представления прокуратуры г. Сочи, согласно которому вопрос об увеличении объемов финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот может быть рассмотрен при формировании проекта краевого бюджета на 2019г. и на плановый период 2020 и 2021г.г. Министерством <...> направлено письмо в министерство финансов Краснодарского края о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образования Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в отношении которых приняты судебные акты, обязывающие органы местного самоуправления обеспечить их благоустроенными жилыми помещениями для детей-сирот.

Как правильно установлено судом первой инстанции, требования прокурора являются обоснованными, мотивированными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда малообеспеченной категории граждан не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений, а также наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории и иных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом правомерно отмечено, что в настоящее время в г. Сочи имеется большое количество граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладающих правом на получение жилого помещения и длительное время не имеющих возможности его реализовать (по состоянию на дату принятия решения суда их количество составляет 174 человека), в связи с чем со стороны как министерства финансов Краснодарского края, так и министерства труда и социального развития Краснодарского края и администрации г.Сочи допущены нарушения при реализации данными органами полномочий по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан.

Кроме того, судом верно указано, что отсутствие фактического предоставления жилья малообеспеченным гражданам в требуемом объеме, ежегодное возрастание количества граждан, состоящих на учете, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, непосредственно нарушает права и законные интересы данных лиц, ограничивает конституционно гарантированное право на жилище, является существенным нарушением прав неопределенного круга лиц.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что заявленные административные исковые требования следует удовлетворить в полном объеме.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда – мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы министерства финансов Краснодарского края о том, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, необоснован и противоречит действующему законодательству.

Довод апелляционной жалобы министерства финансов Краснодарского края о том, что бюджет уже сформирован, ранее министерство труда и социального развития им о необходимости дополнительных средств не сообщало, в связи с чем исполнение решения суда невозможно, не состоятелен.

Согласно материалам дела, министру финансов Краснодарского края еще в июне 2018г. заместителем министра труда и социального развития было направлено письмо о необходимости увеличения финансирования из краевого бюджета на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью исполнения судебных решений и недопущения расходования средств краевого и местных бюджетов на оплату штрафов за неисполнение судебных актов.

Также в данном письме указывалось на внесенное прокуратурой г. Сочи в адрес министерства представление, а также на неоднократные обращения главы г. Сочи поэтому же вопросу.

В своем ответе министерство указало на неоднократность направления им обращений в администрацию Краснодарского края с целью увеличения финансирования указанных мероприятий.

В связи с тем, что ситуация с финансированием приобретения жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не улучшалась прокуратура г. <...> обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением. Оспариваемое решение суда было принято <...>., в рассмотрении дела участвовали представители как министерства труда и социального развития, так и министерства финансов Краснодарского края.

Следовательно, министерству финансов Краснодарского края, до принятия Закона Краснодарского края от 21.12.2018г. № 3999-К3 «О краевом бюджете на 2019г. и на плановый период 2020 и 2021г.г.» было известно о необходимости увеличения финансирования мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан указанной категории.

Более того, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность внесения изменений в принятый бюджет (статья 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что вынесенное обжалуемое судебное постановление является исполнимым.

Доводы апелляционной жалобы администрации г. Сочи по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29.11.2018г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФИО1, действующего по доверенности министерства финансов Краснодарского края, и представителя ФИО2, действующего по доверенности администрации. Сочи, - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции ступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи