Судья Дрей В.Д. Дело № 33а-812/2021
материал № 13а-31/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 21 сентября 2021 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М., рассмотрев частную жалобу председателя Правительства Республики Калмыкия <Данные изъяты> на определение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июля 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г.
у с т а н о в и л:
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. признано незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников) расположенных: в Октябрьском СМО, общей площадью 300 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Веселовском СМО, общей площадью 400 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Красномихайловском СМО, общей площадью 150 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Соленовском СМО, общей площадью 200 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Эсто-Алтайском СМО, общей площадью 100 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Бага-Тугтунском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Краснопартизанском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Манычском СМО, примерно в <Данные изъяты>. На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников) расположенных: в Октябрьском СМО, общей площадью 300 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Веселовском СМО, общей площадью 400 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Красномихайловском СМО, общей площадью 150 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Соленовском СМО, общей площадью 200 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Эсто-Алтайском СМО, общей площадью 100 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Бага-Тугтунском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Краснопартизанском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Манычском СМО, примерно в <Данные изъяты>. Возложена обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия привести биотермические ямы (скотомогильники) расположенные: в Веселовском СМО, общей площадью 400 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Красномихайловском СМО, общей площадью 150 кв.м., примерно в <Данные изъяты> в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469. Возложена обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Октябрьском СМО, общей площадью 300 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Соленовском СМО, общей площадью 200 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Эсто-Алтайском СМО, общей площадью 100 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Бага-Тугтунском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Краснопартизанском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Манычском СМО, примерно в <Данные изъяты>. В удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на Правительство Республики Калмыкия обязанности по принятию мер, направленных на организацию мероприятий по консервации биометрических ям (сктомогильников) и приведению биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2021 г. решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. № 2а-185/2020 в части признания незаконным бездействия Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), и возложения на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанностей: привести биотермические ямы (скотомогильники), расположенные: в Веселовском СМО, общей площадью 400 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Красномихайловском СМО, общей площадью 150 кв.м., примерно в <Данные изъяты>, в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469; организовать мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных: в Октябрьском СМО, общей площадью 300 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Соленовском СМО, общей площадью 200 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Эсто-Алтайском СМО, общей площадью 100 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Бага-Тугтунском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Краснопартизанском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Манычском СМО, примерно в <Данные изъяты>, а также в части отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на Правительство Республики Калмыкия обязанности по принятию мер, направленных на организацию мероприятий по консервации биотермических ям (скотомогильников) и приведению биотермических ям (скотомогильников) в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, - отменено. В удовлетворении требования административного иска к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в указанной выше части отказано. На Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность организовать в соответствии с п. 6.9 (пп. 6.9.1-6.9.5) «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 № 721/пр, мероприятия по консервации биотермических ям (скотомогильников), расположенных: в Октябрьском СМО, общей площадью 300 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Соленовском СМО, общей площадью 200 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Эсто-Алтайском СМО, общей площадью 100 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Бага-Тугтунском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Краснопартизанском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Манычском СМО, примерно в <Данные изъяты>; в Веселовском СМО, общей площадью 400 кв.м., примерно в <Данные изъяты>; в Красномихайловском СМО, общей площадью 150 кв.м., примерно в <Данные изъяты>. В остальной части решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2020 г. № 2а-185/2020 оставлено без изменения.
Правительство Республики Калмыкия обратилось в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, мотивируя тем, что исполнение обязанности по консервации биотермических ям (скотомогильников) на территории Яшалтинского района Республики Калмыкия требует значительного времени, а также выделения дополнительных средств из республиканского бюджета. При этом выделение финансовых средств на реализацию мероприятий в отношении биотермических ям возможно только после постановки их на кадастровый учет и регистрации права собственности Республики Калмыкия на указанные объекты. В этих целях Правительством Республики Калмыкия направлено в арбитражный суд исковое заявление о признании права собственности на биотермическую яму (скотомогильник), расположенный на территории Веселовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Определением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июля 2021 г. в удовлетворении заявления Правительства Республики Калмыкия отказано.
В частной жалобе Правительство Республики Калмыкия просит определение отменить, принять новое определение, которым предоставить отсрочку исполнения решения суда. Указывает, что выводы суда об отсутствии каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии причин, существенно затрудняющих исполнение решения суда, необоснованны. Заявителем указывалось, что на исполнение решения суда в части консервации биотермических ям (скотомогильников) необходимо выделение целевых финансовых средств из республиканского бюджета. Внесение такой статьи расходов в бюджет и выделение денежных средств возможно только после постановки данных объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности Республики Калмыкия, для чего необходимо соответствующее решение суда. Между тем обращение в суд с заявлениями о признании права собственности затрудняется отсутствием на них какой-либо технической документации. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия не может самостоятельно подготовить необходимые документы, в связи с чем требуется проведение аукциона на выполнение работ по изготовлению технической инвентаризации и паспортизации скотомогильников. Таким образом, только после подготовки технической документации на скотомогильники, признания права собственности республики на данные объекты, возможно обращение Правительства Республики Калмыкия с заявлением о внесении изменений в закон о республиканском бюджете и последующее выделение необходимых финансовых средств для производства работ по консервации. Реализация этих мероприятий требует значительного времени, что препятствуют совершению исполнительных действий в настоящее время.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст. 305 настоящего Кодекса.
Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ).
Изучив представленные материалы дела и доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не указано объективных данных, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.
С выводом суда следует согласиться.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений является правом суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
При рассмотрении требований об отсрочке или рассрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления, лежит на заявителе.
Основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст.ст. 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства (Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года № 104-О).
Указанные в заявлении Правительства Республики Калмыкия обстоятельства по смыслу пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта, поскольку данные обстоятельства не носят исключительный, чрезвычайный характер.
Характер возложенных на Правительство Республики Калмыкия обязанностей, неисполнение которых может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, не указывает на наличие оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, так как в рассматриваемом случае предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Представленные доказательства не свидетельствуют об отсутствии финансовой и технической возможности исполнить решение суда.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и, руководствуясь принципом соблюдения баланса интересов и должника и взыскателя, обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Ссылка в жалобе на невыполнение Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия решения суда в части постановки на кадастровый учет биотермических ям (скотомогильников) является несостоятельной. Учитывая, что Правительство Республики Калмыкия обладает полномочиями по контролю за деятельностью Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, невыполнение Министерством обязанности по постановке биотермических ям (скотомогильников) на кадастровый учет и регистрации права собственности Республики Калмыкия нельзя расценить в качестве обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда.
Доводы частной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение определения, допущено не было.
При таких обстоятельствах, определение районного суда является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л:
определение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июля 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу Правительства Республики Калмыкия - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Судья Л.М.Кутланова
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 сентября 2021 года.