ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8219/18 от 12.12.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Барабанов А.Н. Дело № 33а-8219/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.

при секретаре Скляровой А.А.

рассмотрела в судебном заседании 12 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение Москаленского районного суда Омской области от 22 октября 2018 года, которым удовлетворены исковые требования Главного управления лесного хозяйства Омской области, на администрацию Москаленского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на расстоянии <...> м юго-восточнее д. Алексеевка, у урочища Алексеевское сельское поселение, квартал <...>, выдел д. Алексеевка Москаленского муниципального района Омской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.

В обоснование указало, что 30.07.2018 в ходе текущего патрулирования лесного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего па праве собственности Российской Федерации, в урочище Алексеевское сельское поселение, лесотаксационном квартале <...>, выдел д. Алексеевка, выявлен несанкционированный объект - свалка ТКО на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...>, в отношении которого ответчики имеют полномочия по распоряжению.

Площадь размещения свалки 0,01 га не менее 3 фрагментов и расположена на расстоянии менее 50 метров от стены леса. При этом не имеет переносных сетчатых ограждений, вследствие чего легкие фракции отходов свободно распространяются на прилегающие участки, в том числе леса. 28.04.2018 на территории Исилькульского муниципального района Омской области введен противопожарный период. Обстоятельства размещения свалки населения района подтверждаются актом осмотра лесного участка и прилегающей территории, схемами, с которыми согласился глава Алексеевского сельского поселения. Бездействие ответчиков создает угрозу пожарной и санитарной безопасности

Просило возложить на администрацию Москаленского муниципального района Омской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на расстоянии <...> м юго-восточнее д. Алексеевка, у урочища Алексеевское сельское поселение, квартала <...>, выдела д. Алексеевка.

Определением суда от 02.10.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что Министерством в рамках компетенции принимаются все возможные меры по организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В частности, приказом Министерства от 27.09.2016 № 49-п создана конкурсная комиссия по проведению конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора. 26.07.2018 проведен повторный конкурсный отбор среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора, по результатам которого выбран региональный оператор. 17.07.2018 Минстроем Омской области с региональным оператором — <...> заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. Кроме того, Минстрой Омской области направлял письма главам муниципальных районов Омской области с предложением принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на их территориях как собственников соответствующих земельных участков.

Отмечает, что сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в рамках Федерального закона № 89-ФЗ является полномочием регионального оператора, деятельность которого должна начать осуществляться не позднее 01.01.2019.

Министерство не является правообладателем земельного участка, на котором находится санкционированная свалка отходов. Полагает, что ответственность за соблюдение требований природоохранного, земельного законодательства при обращении с отходами несет собственник земельного участка, на котором находятся свалки твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законом или договором.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда, при этом действия по постановке на учет бесхозяйного имущества приведут к определению его собственника, на которого может быть возложена обязанность ликвидации несанкционированной свалки отходов. У Министерства как у органа исполнительной власти Омской власти вышеуказанные полномочия отсутствуют.

Нормы Федерального закона № 89-ФЗ не возлагают на субъекты Российской Федерации обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, то есть изъятия отходов с территорий, не предназначенных для их хранения.

В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление лесного хозяйства Омской области просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.07.2018 на основании рейдового задания на проведение текущего патрулирования и мониторинга состояния окружающей среды государственным лесным инспектором Денисюком Д.Г. проведено текущее (рейдовое) патрулирование лесного участка, расположенного на расстоянии от 500-700 м в восточном направлении от д. <...> в <...>, урочище <...>, лесотаксационном квартале <...>, выделе п. Ленинский, по результатам которого составлен отчет и акт осмотра лесного участка.

В ходе патрулирования установлено, что лесной участок покрыт лесными насаждениями, состав лесных насаждений определяется по формуле 10Б+ОС, на расстоянии менее 50 м от стены защитного леса наблюдается свалка ТКО неправильной формы, размерами ориентировочно 24 м на 35-40 м. Объект размещения отходов не имеет предохранительных щитов, переносных сетчатых ограждений, исключающих свободное распространение легких фракций отходов на прилегающие земельные участки, включая лесные участки. Состав отходов: бумага и бумажные изделия, одежда, навоз, пластик, целоффан, деревянные изделия. У дороги сообщением <...> преобладают фрагменты перепревшего навоза КРС, деревянных и пластиковых изделий.

Материалами дела подтверждено, что распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 28.04.2018 на территории лесного фонда Омской области был введен противопожарный период.

Полагая, что указанное бездействие создает угрозу негативного воздействия на леса, их захламление, а также создает угрозу возникновение лесных пожаров, административный истец обратился в суд.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 названного кодекса правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и прочее (ч. 2).

Согласно Положению о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 года N 143, управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области (пп. 6 п. 8), осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану (пп. 10 п. 8), для чего вправе обращаться в суд как одна из сторон процесса при рассмотрении споров по вопросам, входящим в его компетенцию (пп. 6 п. 9).

Применительно к указанному Главное управление лесного хозяйства Омской области правомочно обращаться в суд для рассмотрения споров, связанных с государственным лесным контролем.

Доказанность фактов нарушения требований природоохранного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима у судебной коллегии сомнений не вызывает.

По данным публичной кадастровой карты стена защитного леса Москаленского участкового лесничества в квартале № <...> выделе д. Алексеевка находится на землях с кадастровым номером <...>, собственником которых является Российская Федерация.

Земельный участок, на котором непосредственно расположена несанкционированная свалка, находится на территории Москаленского муниципального района Омской области, государственная собственность на него не разграничена.

Сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось размещение несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке, не предназначенном для организации полигонов ТКО.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на администрацию Москаленского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, суд исходил из того, что в силу установленного правового регулирования обязанным лицом является не только орган местного самоуправления, но и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с чем судебная коллегия полагает необходимым согласиться.

Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления претерпело изменения с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

С 01.01.2016 к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1 статьи 14, и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по существу сводятся к указанию на незаконное возложение на него вышеназванной обязанности и судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании закона.

Между тем в силу абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п..7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 6 Закона Омской области от 27.12.2006 № 842-03 «Об отходах производства и потребления» в Омской области к полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса, в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Несмотря на осуществление Министерством ряда организационных и административных функций (создание конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора, заключение соглашение с ООО "Магнит" и прочее), в материалы дела не представлено доказательств осуществления им действий по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из обозначенного выше места их несанкционированного размещения.

Следует иметь в виду, что решение субъектами Российской Федерации вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предполагает помимо нормативного, технического регулирования, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий предполагает также и непосредственное решение задачи по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе и предоставление материально-финансовых ресурсов.

Доводы жалобы о том, что Министерство собственником земельного участка, на котором расположена свалка, не является, к иным выводам привести не может, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, и не предопределяет всю полному ответственности по ликвидации несанкционированной свалки лишь на орган местного самоуправления, в ведении которого находится рассматриваемый земельный участок. Административные ответчики не представили суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника свалки.

Судебная коллегия не усматривает оснований для возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на регионального оператора - <...>, поскольку несанкционированная свалка, создававшая угрозу противопожарной безопасности, была выявлена в июле 2018 года до выбора регионального оператора, соглашение с которым было заключено 17.08.2018, более того, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области будет обеспечивается региональным оператором только с 01.01.2019.

Обобщая изложенное, судебная коллегия полагает вывод суда об удовлетворении требований о возложении на администрацию Москаленского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов с указанного лесного участка правомерным.

Оснований к отмене постановленного по делу решения судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Москаленского районного суда Омской области от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи