ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8224/17 от 17.10.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Юсуфов Ш.М. дело № 33а- 8224/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2017 года Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Волкова А.Е.

судей: Симоновича В., Степановой М.,

при секретаре при секретаре Абдуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» к прокурору Октябрьского района, прокуратуре Октябрьского района, прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заинтересованные лица - Редин И.Н., Редина З.А., о признании незаконным представления,

по апелляционной жалобе Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» на решение Октябрьского районного суда от 24.07.2017, которым постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» к прокурору Октябрьского района, прокуратуре Октябрьского района, прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о признании незаконным представления от 10.03.2017, отказать.

Заслушав доклад судьи Степановой М., мнение прокурора Щиплецовой Е.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (далее – Учреждение) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Октябрьского района от 10.03.2017 № 07-15-2017/112 об устранении нарушений федерального законодательства РФ.

Представление мотивировано ненадлежащим исполнением должностными лицами обязанностей по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Рединой З.А., на административного истца возложена обязанность безотлагательно принять меры к устранению выявленных нарушений закона, недопущению их впредь, а также причин и условий, им способствующих, в том числе решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущении указанных нарушений.

Так, Редина З.А. обратилась 16.05.2016 с заявлением о предоставлении субсидии по адресу: (адрес)

Учреждением было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку Редина З.А. по состоянию на 16.05.2016 была зарегистрирована по адресу: (адрес)

С заявлением о предоставлении субсидии по адресу: (адрес)Редина З.А. предоставила в том числе договор найма жилого помещения маневренного фонда № 116 от 28.09.2015.

В оспариваемом представлении указано о нарушении законного права Рединой З.А. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, положений ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации".

Учреждение полагает, что доводы прокуратуры не обоснованы.

Права на получение мер социальной поддержки в виде субсидии Редина З.А. не лишена. Возможность зарегистрироваться по месту жительства в жилом помещении по адресу: (адрес) нее имелась: так, Редина З.А. и члены ее семьи - супруг Редин И.Н. и сын (ФИО)6 зарегистрированы по месту жительства по адресу: (адрес)(дата). На момент принятия решения у специалиста Учреждения отсутствовали необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии сведения и документы, отказ соответствует закону.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала.

Помощник прокурора Октябрьского района Митина Ю.В. исковые требования не признала.

В судебном заседании заинтересованное лицо Редина З.А. просила отказать в удовлетворении иска.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить.

В обоснование доводов указывает, что при установлении перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов, Правительством Российской Федерации закреплено в Правилах общее положение о том, что к названному заявлению должны прилагаться копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. В связи с чем гражданам, заключившим договор найма жилого помещения маневренного фонда, но не имеющим регистрации по месту жительства в данном жилом помещении, субсидия не предоставляется.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией уведомлены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Редина З.А. в период с (дата) по (дата) являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, по адресу: (адрес)(адрес).

Решением КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в (адрес) от (дата)(номер), уведомлением от (дата) исх. 2903/окт Редина З.А. отказано в предоставлении субсидии, в связи с отсутствием регистрации в жилом помещении, по адресу: (адрес). (том 1, л.д. 36-37, 119).

Факт постоянного проживания Редина З.А. и членов ее семьи в указанном жилом помещении на условиях найма маневренного фонда подтверждается имеющимися в распоряжении истца за период с 2011 года по настоящее время договорами найма жилых помещений маневренного фонда; копиями финансового лицевого счета, платежными документами, квитанциями об оплате коммунальных услуг (том 1, л.д. 40-45).

10.03.2017 прокурор Октябрьского района внес представление административному истцу, где указал, что решение КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в г. Нягани от 23.05.2016 № 7105 об отказе заявителю предоставлении субсидии противоречит ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», нарушает законное право Рединой З.А. на получение мер социальной поддержки (том 1, л.д. 72-75).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Редина З.А., как член семьи нанимателя помещения муниципального жилищного фонда, относится к категории граждан, имеющих в силу ст. 159 ЖК РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку начиная с 2012 года ежегодно Рединой З.А. и ее семье на условиях найма жилого помещения маневренного фонда предоставляется жилое помещение - квартира по адресу (адрес) на срок менее года, регистрации (ФИО)11 в указанном жилом помещении не имели. Предоставленное жилое помещение, находящееся в муниципалы собственности, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для Рединых единственным местом их постоянного жительства. Указанное жилое помещение предоставлено взамен утраченного в связи с пожаром.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности внесенного прокуратурой Октябрьского района 10.03.2017 директору КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» представления об устранении нарушений федерального законодательства.

Выводы суда правильные, основаны на фактических обстоятельствах, доказательствах, имеющихся в деле и положениях закона.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.

В силу подп. "а" п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных п. п. 8 и 9 Правил, с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1 числа этого месяца.

Ребенок у административного истца – инвалид. В силу этого обстоятельства административный истец имеет право на получение субсидии на оплату ЖКХ.

Указанное обстоятельство лица, участвующие в деле, под сомнение не ставят.

В реализации льготы отказано на том основании, что административный истец по месту жительства зарегистрирован по адресу: (адрес) – иному, чем указано в заявлении на получение субсидии.

Между тем, установлено, что единственное пригодное жилое помещение (адрес) сгорело в 2011г. Иного жилого помещения пригодного для проживания, у административного истца нет. На этом основании ему предоставлено жилое помещение из манёвренного фонда (адрес).

Учитывая указанные обстоятельства, у учреждения не было оснований для отказа в предоставлении административному истцу субсидии (адрес), так как иного жилого помещения у административного истца нет.

На этом основании оспариваемое представление прокурора об устранении нарушения прав административного истца является правильным.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда от 24.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» - без удовлетворения.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи Симонович В.

Степанова М.