ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8277/2022 от 19.10.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Новикова О.А. УИД 38RS0006-01-2020-000515-66

Судья-докладчик Исакова Н.Н. 33а-8277/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,

судей Каракич Л.Л., Полозовой Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Толмачевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8/2021 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению предложений по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,

по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Черемховского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований указано, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорных мероприятий, выявлены нарушения требований водного законодательства в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, осуществляющих мероприятия по охране водных объектов. Так, обязательным условием осуществления органами власти субъектов мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Из представленных в межрайонную природоохранную прокуратуру Перечней водоохранных мероприятий, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, в период с 2014 по 2020 годы, мероприятия по установлению местоположения береговой линии, а также установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Черемховского района Иркутской области - рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжи, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, не включались в названный Перечень, что свидетельствует о том, что административным ответчиком не предпринималось мер для обеспечения водоохранных мероприятий по установлению местоположения береговой линии названных водных объектов, а равно установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названных водных объектов, необходимым финансированием.

С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в не направлении своих предложений по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов - рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган на территории Черемховского района Иркутской области, подлежащих реализации за счёт субвенций, в территориальный орган Росводресурсов, для получения заключения; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области направить предложения по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов - реки: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, расположенных на территории Черемховского района Иркутской области подлежащих реализации за счёт субвенций, в территориальный орган Росводресурсов, для получения заключения, в течение года с момента вступления в силу решения суда.

Решением Черемховского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г., с учетом определения об исправлении описки от 7 октября 2022 г. административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены нормы материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы, повторяя правовую позицию возражений на административный иск, указало, что водные объекты, указанные в административном иске не имеют приоритет для целей включения в Перечень по отношению к водным объектам, которые в спорный период были включены в Перечень водных объектов для реализации мероприятий по охране водных объектов.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Красилова В.В., возражавшего против апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, на территории Черемховского района Иркутской области имеются следующие водные объекты, находящиеся в федеральной собственности - реки: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган на территории Черемховского района Иркутской области.

В соответствии с положениями ст.6 Водного кодекса РФ реки являются водными объектами общего пользования.

Установление береговой линии (границ водного объекта), границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы относится к мерам по охране водных объектов, предпринимаемым с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов, истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорных мероприятий, на основании анализа состояния законности, выявлены нарушения требований водного законодательства в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившиеся в не установлении местоположения береговой линии указанных водных объектов, в не установлении на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Водохозяйственные мероприятия по установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названных водных объектов не реализовывались. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вышеуказанных водных объектов до настоящего времени не установлены.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что мероприятия по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в отношении рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган административным ответчиком не производились. Доказательств тому, что иные водные объекты, состоящие в перечне прогнозных показателей и перечне мероприятий, включающих меры по охране водного объекта, имеют приоритет по сравнению с названными, административным ответчиком не представлено.

Судебная коллегия такие выводы находит верными.

В соответствии с положениями с частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); при этом, средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Законом Иркутской области от 11 июня 2008 г. № 23-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» определены полномочия органов государственной власти области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Отраслевым органом в области охраны окружающей среды на территории Иркутской области является министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, которое в соответствии с п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 392/171-пп «О министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области» осуществляет функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 6 Положения, задачами министерства являются, в том числе, управление в сфере водных отношений.

Пунктами 22-19 Положения определены функции министерства сфере водных отношений, а именно:

- обеспечение осуществления владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности Иркутской области;

- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных законодательством;

- участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

- подготовка предложений об осуществлении резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- принятие решений об установлении, изменении и прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- разработка и реализация государственных программ Иркутской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Иркутской области;

- осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Таким образом, органом, обязанным совершать действия по установлению границ водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы, а равно береговой линии водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Согласно п.2 ч.4 ст.5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

Во исполнение ст. 5 Водного кодекса РФ Правительством РФ 29 апреля 2016 г. принято постановление № 377, которым утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые не исключают определение береговой линии (границы водного объекта) водных объектов, расположенных за пределами границ населенных пунктов.

Согласно подп. «а» п. 5 названных Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов РФ - при реализации переданных полномочий РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов, которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ.

Перечисленные в административном исковом заявлении водоемы не включены в перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2054-р (ред. от 2 сентября 2015 г.).

Из содержания названных Правил также следует, что в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ № 164 от 23 марта 2016 г. из которых следует, что при описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются: перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая, в том числе, сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.

При этом согласно п.14 правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

Из отзыва Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует, что материалы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Верхняя Куркавка, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, в их адрес не поступали.

Из ответа представленного Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии следует, что сведения об установлении местоположения береговой линии (границы) водных объектов - рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Верхняя Куркавка, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, отсутствуют. В государственном водном реестре таковых сведений о береговой линии (границе) названных водных объектов также не имеется, что следует из представленных административным истцом выписок. Из представленного административным ответчиком отзыва также следует, что такие границы до настоящего времени установлены не были.

В соответствии с положениями ч.ч.1,2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 (ред. от 30 ноября 2019 г.) утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в соответствии с п. 3 которых, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков также осуществляется органами государственной власти субъектов РФ - при реализации переданных полномочий РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ.

Как установлено проведенной прокуратурой проверкой, реки 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган в названный перечень не включены.

Согласно п.4 названных Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

Согласно п.4(1) названных Правил уполномоченные органы государственной власти, подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - сведения о границах).

Из п.5 Правил следует, что уполномоченные государственные органы, в течении пяти рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения в: Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п.6 Правил органы государственной власти, указанные в п.3, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов также считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В свою очередь, водные объекты - реки: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган на территории Черемховского района Иркутской области в указанные в возражениях административного ответчика государственные контракты не включались, равно как и не вносились в перечни мероприятий по осуществлению переданных полномочий для согласования с Федеральным агентством водных ресурсов, для предоставления средств субвенций из федерального бюджета, в порядке п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 629.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных норм закона Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области до настоящего времени не приняты меры по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов - рек: 11-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, что не оспорено административным ответчиком и следует из представленных возражений.

Одной из причин, по которым указанные действия до настоящего времени произведены не были, административный ответчик указывает ограниченный объем бюджетного финансирования, обеспечиваемого в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений.

В соответствии с ч. 5 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

Из представленных судебной коллегии перечней мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета Иркутской области на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов Российской Федерации, в период 2015-2020 согласованы следующие размеры субвенций Иркутской области из средств федерального бюджета в области водных отношений: 2015 год - 35 млн 785 тыс. руб.; 2016 год - 32 млн 141 тыс. руб.; 2017 год - 32 млн 141 тыс. руб.; 2018 год - 32 млн 196 тыс. руб.; 2019 год - 26 млн 130 тыс. руб.; 2019 год - 61 млн 950 тыс. руб.; 2020 год - 59 млн 430,8 тыс. руб.

Субвенция на проведение мероприятий по предотвращению негативного воздействия в отношении вышеуказанных рек не предоставлялась.

Согласно п. 3 Приказа Росводресурсов от 9 октября 2020 г. № 236 «Об утверждении регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части мероприятий, реализация которых предполагается за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на реализацию федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», а также за счет субвенций, предоставляемых бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области водных отношений», инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий в перечни мероприятий, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2021 - 2023 годах (далее - Перечни), выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - субъекты Российской Федерации).

Из вышеуказанной нормы права следует, что в настоящее время, инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иные федеральные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации таким правом не наделены.

Согласно пункту 1 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденных Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 № 425 (далее-Методические указания), они разработаны на основании части 8 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и распространяются на водные объекты или их части, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:

выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее - Перечень водных объектов);

установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей;

разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629;

обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;

подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.

Пунктами 21-23 Методических указаний предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. Состав обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, приведен в Приложении к настоящим Методическим указаниям. Бюджетные заявки с заключениями территориальных органов Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия, в Росводресурсы и рассматриваются в порядке, установленном регламентом формирования бюджетных проектировок Росводресурсов на соответствующий финансовый год и плановый период.

По итогам рассмотрения Росводресурсами согласуется:

- перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год, утвержденный руководителем высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

- сводная таблица значений целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана субъектам Российской Федерации, согласованную руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ данных норм права свидетельствует, что предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, по сути, являются предварительным этапом, направленным на выявление тех водных объектов, которые требуют охраны и входят в полномочия органа исполнительной власти субъекту Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 3 «Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При этом из п. 7.5 указанных Правил следует, что основанием для выделения бюджету субъекта РФ средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства водных ресурсов, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.

Из отзыва Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует, что материалы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Верхняя Куркавка, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, в их адрес не поступали.

Из ответа представленного Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии следует, что сведения об установлении местоположения береговой линии (границы) водных объектов - рек: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Верхняя Куркавка, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, отсутствуют. В государственном водном реестре таковых сведений о береговой линии (границе) названных водных объектов также не имеется, что следует из представленных административным истцом выписок.

Согласно пункту 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 18 марта 2008 г. № 61, который действовал до 31 декабря 2020 г., перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

Аналогичные положения содержит действующий с 1 января 2021 г. Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 октября 2020 г. № 846.

Мероприятия по охране водных объектов или их частей, реализуемые за счет субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации должны носить последовательный и комплексный характер, способствовать улучшению состояния водного объекта, предотвращению загрязнения, засорения и истощения (пункт 31 Методических указаний).

Указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, являются обязательными для применения административным ответчиком – Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области при реализации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее - Перечень водных объектов); установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей; разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629; обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей; подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.

Материалами дела подтверждается, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области в установленном порядке не обращалось в Росводресурсы с предложениями по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов: 1-й Сокур, Алзагайка, Большая Нарин, Иретская Шадара, Камыжинская Шадара, Савина, Уголь, Уйтан, Урган, мероприятия по охране названных рек не включались в Перечни водоохранных мероприятий, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, в период с 2014 по 2020 годы, следовательно, на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, что следует из ответов Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Таким образом, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеприведенных водных объектов, не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия.

Программа мероприятий, направленных на охрану водных объектов, в соответствии с требованиями пункта 9 Методических указаний формируется на основе: перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов и параметров водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации, установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов; примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61.

В соответствии с п. 8 Методических указаний при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые:

являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

используются в рекреационных целях;

испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства;

отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.

Из представленных суду сообщений органов местного самоуправления следует, что имеются основания, предусмотренные п. 8 Методических указаний для вывода о приоритетном значении указанных рек.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает правомерным не высказываться по вопросу возможности либо невозможности отнесения указанных водных объектов к приоритетным, поскольку такое право относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти в сфере водных правоотношений, суд не вправе подменять полномочия данного органа и предрешать решение которое должно быть принято таким органом.

Судебная коллегия полагает, что направление предложений по мероприятиям в отношении водных объектов является начальным этапом, и только на основании таких предложений может быть принято решение о включении водных объектов в перечень и выделение финансирования на мероприятия по их охране.

При таких обстоятельствах довод жалобы об отсутствии приоритетности данных водных объектов правового значения при разрешении заявленных требований не имеет, поскольку определение приоритетности водных объектов производится на стадии решения вопроса о включении водных объектов в Перечень, а не на стадии подготовки предложений и определение приоритетности водных объектов не относится к полномочиям государственного органа субъекта Российской Федерации.

Доказательств того, что Министерство природных ресурсов Иркутской области, осуществляя переданные полномочия, направляло свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов в отношении указанных рек не представлено.

Довод административного ответчика об отсутствии финансирования на эти цели, а также о невключении указанных рек в рыбохозяйственный реестр не могут служить основанием для исключения этих водных объектов из охраны от негативного влияния.

При этом, судебная коллегия отмечает, что направление предложений по мероприятиям в Росводресурсы не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и их целесообразности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», понятие охраны окружающей среды включает в себя, в том числе, деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Административный ответчик доказательств того, что им выполнены функции, закрепленные вышеуказанными нормами закона, а также то, что обжалуемое бездействие соответствует законодательству не представил.

Бездействие государственного органа, в части ненаправления предложений по мероприятиям по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, может привести к ухудшению состояния рек и, тем самым, повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту водных объектов от негативного воздействия.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Черемховского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Н.Н. Исакова

Судьи

Л.Л. Каракич Н.Ф. Полозова