ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8285/2022А-21А от 12.07.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья – Чернова Н.Е. Дело № 33а-8285/2022 А-21а

24RS0056-01-2021-004202-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2022 годаСудебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Малякина А.В.,

судей - Данцевой Т.Н, Шавриной А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации г. Красноярска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внести в муниципальный правовой акт изменения

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска - Васильевой Е.Ю.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным подпункт 1 пункта 2 распоряжения администрации города Красноярска от 01.11.2017 года №101-гх «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 годов» (с изменениями от 16.10.2019 №139-гх и от 29.11.2021 №158-гх).

В удовлетворении требований об обязании администрации города Красноярска
внести изменения в подпункт 1 пункта 2 муниципального правового акта - распоряжения
администрации города Красноярска от 01.11.2017 года с изменениями от 16.10.2019 года
и от 29.11.2021 года в соответствии с требованиями п. 34 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-
эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3 - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском (с учетом вносившихся корректив) к администрации г. Красноярска о признании незаконным пп. 1 п. 2 распоряжения администрации города Красноярска «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 годов» от 1 ноября 2017 года № 101-гх (с изменениями от 16 октября 2019 года № 139-гх и от 29 ноября 2021 года № 158-гх); возложении обязанности внести в указанный правовой акт изменения в соответствии с п. 34 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий».

В обоснование своих требований сослался на то, что содержащийся в пп. 1 п. 2 названного распоряжения перечень мероприятий, который надлежит выполнить эксплуатантам площадок временного складирования снега в рамках подготовки указанных территорий к размещению на них отходов, не отвечает положениям природоохранного и санитарного законодательства.

Определением суда от 25 января 2022 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска - Васильева Е.Ю. ставит вопрос об отмене данного судебного акта в части удовлетворённых требований. В рамках аргументации своей позиции указывает на то, что пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском. Кроме того, отмечает, что СанПин 2.1.3684-21 является нормативным правовым актом прямого действия, а потому дублирования его предписаний не требуется.

От заместителя Красноярского природоохранного прокурора Барановой Т.Ю. поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым доводы, изложенные в указанном документе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.

Представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя администрации г. Красноярска – Углова А.А., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора Чепеловой Н.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, Распоряжением администрации г. Красноярска от 1 ноября 2017 года № 101-гх, в целях обеспечения своевременной очистки территорий общего пользования в г. Красноярске (автомобильных дорог, улиц, парков и скверов, площадей и иных территорий) в период интенсивных снегопадов, определены места размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г. Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 годов в соответствии с прилагаемым перечнем. Одновременно в пп. 1 п. 2 данного акта (и выступающего в настоящее время предметом обжалования) на муниципальные предприятия г. Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие», «Дорожное ремонтное строительное предприятие Ленинского района», «Дорожное ремонтно-строительное предприятие «Левобережное» (эксплуатантов площадок) возложены обязанность обеспечить подготовку мест размещения площадок временного складирования снега, для чего провести:

очистку земельных участков, определенных под площадки, и прилегающих к ним территорий;

выравнивание и обвалование площадок по периметру;

установку в местах размещения площадок знаков с информацией о недопустимости складирования отходов на их территории;

оборудование площадок шлагбаумами.

В дальнейшем, на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 16 октября 2019 года № 139-гх, срок действия упомянутого акта продлен до 2023 года (л.д. 46-60).

В феврале-марте 2021 года сотрудниками Красноярской природоохранной прокуратуры с участием специалистов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» была проведена проверка на предмет соблюдения поименованными выше муниципальными предприятиями природоохранного законодательства в ходе осуществления деятельности по уборке снега с территорий общего пользования г. Красноярска и складирования его на специально предназначенных для этого площадках. По результатам данного мероприятия установлено, что размещаемые на данных территориях отходы, в соответствии с материалами проведенных лабораторных исследований, относятся к V классу опасности. Однако оборудование площадок выполнено без соблюдения предписаний СаНпиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.

Так, согласно п.п. 216, 218 указанных Санитарных правил и норм накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил. Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21).

Однако на временных площадках складирования снега требуемые мероприятия не проведены.

В связи с этим 15 февраля 2021 года Красноярским природоохранным прокурором в адрес Главы администрации г. Красноярска внесен протест за № 7/1-15-2021/2 о приведения распоряжения администрации г. Красноярска от 1 ноября 2017 года № 101-гх в соответствие с действующим природоохранным законодательством. Согласно сообщению от 25 февраля 2021 года № 01-1768 данный протест был отклонен (л.д. 61-66).

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и принимая решение об их удовлетворении в части признания незаконным пп. 1 п. 2 распоряжения администрации г. Красноярска от 1 ноября 2017 года № 101-гх (с изменениями от 16.10.2019 №139-гх и от 29.11.2021 №158-гх), исходил из того оспариваемое положение противоречит действующему законодательству.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном применении норм материального и процессуального права.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из буквального толкования приведенной нормы права, для признания индивидуального правового акта (каковым и является оспариваемое распоряжение) необходимо наличие совокупности двух условий. А именно, несоответствие его вышестоящему нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов лиц.

В своем распоряжении администрация г. Красноярска, определяя места размещения площадок для временного складирования снега, одновременно как лицо, предоставляющее их в пользования муниципальным предприятиям, оговорила права и обязанности последних (по аналогии с договором аренды или пользования). Однако внесение в оспариваемый акт подобных положений индивидуального характера не означает ограничение перечня действий, которые эксплуатанту надлежит совершить по обустройству площадок, в случае признания сгружаемых на них снежных масс отходами какого-либо класса опасности, а также не исключает применение императивных положений законодательства.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2022 года № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Аналогичное положение получило закрепление в ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, зем-левладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветреной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (пп. 2 п. 2 ст. 15, ст. 42 ЗК РФ).

В п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 отмечено, что настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

Таким образом, СанПиН 2.1.3684-21 являются актом прямого действия, нормы которого должны соблюдать хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, подпадающую под регулирование данного акта, а соответственно невключение его положений в акт индивидуального характера не влечет наступление неблагоприятных последствий в виде ограничения сферы его применения.

Санитарные нормы и правила подлежат реализации в императивном порядке. А защита прав и законных интересов в таком случае может быть обеспечена посредством возложения на ответственных лиц обязанности выполнить мероприятия по обустройству площадок для размещения отходов соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

Избранный же прокурором способ защиты нарушенных прав является неверным, не позволяющим достичь поставленных целей.

Эти обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить решение суда в части признания незаконным пп. 1 п. 2 распоряжения администрации г. Красноярска «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 годов» от 1 ноября 2017 года №101-гх (с изменениями от 16 октября 2019 года №139-гх и от 29 ноября 2021 года №158-гх) и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 апреля 2022 года в части удовлетворения требований Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконным пп. 1 п. 2 распоряжения администрации г. Красноярска от 1 ноября 2017 года № 101-гх «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в городе Красноярске, на зимние периоды 2017-2019 годов» (с изменениями от 16 октября 2019 года №139-гх и от 29 ноября 2021 года №158-гх) - отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 апреля 2022 года оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи: