ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8287/20 от 11.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сурков В.П. адм. дело N 33а-8287/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2020 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Сивохина Д.А.,

судей -Желтышевой А.И., Лазаревой М.А.

при секретаре – Середкиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Самара о признании незаконными бездействий и возложении обязанности совершить определенные действия,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными бездействий администрации г.о. Самара.

В обосновании иска указал, что прокуратурой города Самары при осуществлении надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле по вопросу незаконного функционирования кладбища «Рубежное» установлено, что под строительство данного кладбища выделен земельный участок площадью 598 190,8 кв. м. Собственником указанного участка является муниципальное образование - городской округ Самара. В последующем принимались решения по расширению площади кладбища. Главой г.о. Самара принято постановление о создании кладбища «Центральное», граничащее по северной стороне с кладбищем «Рубежное». Территория кладбища составляет 34,72 га. В настоящий момент на кладбище «Центральном» проводятся массовые захоронения. Кладбище «Спасское», находящееся с западной стороны территории кладбища «Рубежное», имеет площадь 24,76 га. Кладбище «Вознесенское», находящееся с северо-восточной стороны территории кладбища «Рубежное» имеет площадь 10 га. Захоронения на кладбище «Вознесенское» в настоящее время не производятся из-за отсутствия необходимой инфраструктуры: подъездных и внутриквартальных дорог, водоснабжения и электроснабжения. Таким образом, в непосредственной близости от территории кладбища «Рубежное» находятся следующие кладбища: «Центральное», «Спасское», «Вознесенское», указанные 4 кладбища образуют единый комплекс мест захоронений общей площадью более 170 га.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Самары просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в отсутствии постановки на кадастровый учёт двух земельных участков: Новая площадка кладбища «Рубежное» площадью 150 000 кв. м. и Расширение кладбища «Рубежное» площадью 201 400 кв. м, входящих в состав земельного участка, занятого общественным кладбищем «Рубежное», отсутствии регистрации права собственности на указанные земельные участки, занятые общественным кладбищем «Рубежное»; обязать Администрацию г.о. Самара в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учёт земельные участки: Новая площадка кладбища «Рубежное» площадью 150 000 кв. м и Расширение кладбища «Рубежное» площадью 201 400 кв. м, входящие в состав земельного участка, занятого общественным кладбищем «Рубежное»; обязать Администрацию г.о. Самара в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельные участки: Новая площадка кладбища «Рубежное» площадью 150 000 кв.м и Расширение кладбища «Рубежное» площадью 201 400 кв. м, входящие в состав земельного участка, занятого общественным кладбищем «Рубежное»; запретить осуществление деятельности по захоронению на территории кладбища «Центральное», «Вознесенское», «Спасское» на расстоянии ближе 500 метров от жилых домов до установления размера санитарно-защитной зоны в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 26 февраля 2020 года требования прокурора г. Самары удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.

В суде апелляционной инстанции прокурор Семдянова Я.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся № 222 от 13.05.1965 и Распоряжением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 502-р от 07.09.1978 принято решение о строительстве кладбища «Рубежное» на территории совхоза Рубежный Волжского района Самарской области. Под строительство данного кладбища выделен земельный участок площадью 598190,80 кв.м., поставленный на кадастровый учет в 2008 году (кадастровый номер 63:01:0604004:1).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АД собственником рассматриваемого участка является муниципальное образование - городской округ Самара.

В дальнейшем принимался ряд решений по расширению площади кладбища: Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок - новая площадка кладбища к участку с кадастровым номером 1, площадью 150000,0 кв.м., данный участок на кадастровый учет не поставлен, право собственности не зарегистрировано.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок - Расширение кладбища «Рубежное», примыкающий к рассматриваемым земельным участкам, площадью 201400,0 кв.м., данный участок на кадастровый учет не поставлен, право собственности не зарегистрировано.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок (3-я очередь кладбища «Рубежное»), примыкающий к вышеозначенным земельным участкам, площадью 98639,0 кв.м. Рассматриваемый земельный участок состоит из двух участков с кадастровыми номерами: Находится в собственности муниципального района <адрес>.Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 указанного закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами, к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными.

В суде первой инстанции установлено, что в эксплуатации находятся два земельных участка, входящих в состав кладбища «Рубежное»: Новая площадка кладбища «Рубежное» и Расширение кладбища «Рубежное» (принимаются решения о выделении земельных участков под захоронения, производятся захоронения, осуществляется текущее содержание места захоронения, выделяются бюджетные средства и т.д.)

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Правоустанавливающие по смыслу ст. 19 ЗК РФ документы у административного ответчика отсутствуют, что также подтверждено в ходе судебных заседаний в суде первой инстанции.

Таким образом, право муниципальной собственности на указанные земельные участки (не существующие в настоящее время как объекты права) возникнет с момента государственной регистрации.

Исходя из анализа норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Не постановка на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на земельный участок, фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Таким образом, суд обоснованно удовлетворил административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, приняв необходимые организационные меры.

Более того, необходимость проведения указанных работ также подтверждается наличием данных мероприятий в принятой Администрацией г.о. Самара муниципальной программе г.о. Самара «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в г.о. Самара» на 2019-2018 годы».

Факт бездействия органа местного самоуправления и его длительность подтверждается также материалами дела.

Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Главе г.о. Самара внесены представления об устранении нарушений земельного, градостроительного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, доводы которых признаны обоснованными (ответ Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), однако действенных мер по приведению правового режима использования указанных земельных участков в соответствие с действующим законодательством не принято до настоящего времени.

Главой городского округа Самара в 2013 году подписано постановление о создании кладбища «Центральное», граничащее по северной стороне с кладбищем «Рубежное». Территория кладбища составляет 34,72 га. В настоящий момент на кладбище «Центральном» проводятся массовые захоронения. Кладбище «Спасское», находящееся с западной стороны территории кладбища «Рубежное», имеет площадь 24,76 га. Кладбище «Вознесенское», находящееся с северо-восточной стороны территории кладбища «Рубежное» имеет площадь 10,00 га. Захоронения на кладбище «Вознесенское» в настоящее время не производятся из-за отсутствия необходимой инфраструктуры: подъездных и внутриквартальных дорог, водоснабжения и электроснабжения. Таким образом, в непосредственной близости от территории кладбища «Рубежное» находятся следующие кладбища: «Центральное», «Спасское», «Вознесенское».

Указанные 4 кладбища образуют единый комплекс мест захоронений общей площадью более 170 га.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. При этом допускается уменьшение санитарно-защитной зоны для действующих объектов при соблюдении определенных условий (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).

Следовательно, размер санитарно-защитной зоны при ее установлении для конкретного объекта может не совпадать с размером нормативной санитарно-защитной зоны.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о запрете осуществления деятельности по захоронению на территории кладбищ на расстоянии ближе 500 метров от жилых домов до установления размера санитарно-защитной зоны в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, является обоснованным.

Доводы, указанные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, так как при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: