ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-829/19 от 22.05.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 мая 2019 года № 33а-829/2019

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Хадонова С.З.,

судей Гатеева С.Г. и Моргоева Э.Т.,

при секретаре Гагкаевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Колгуновой Олеси Владимировны на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Колгуновой Олеси Владимировны к Первому заместителю министра финансов РСО-Алания Дзагоеву Алану Руслановичу, Министерству финансов РСО-Алания о признании бездействия должностного лица произвести взыскание по исполнительному листу от .... ..., полученному Министерством финансов РСО-Алания ..., возложении обязанности на Министерство финансов РСО-Алания произвести взыскание по исполнительному листу от .... ... – отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Хадонова С.З., выслушав объяснения представителя Колгуновой О.В. – Каммарзати О.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

у с т а н о в и л а:

Колгунова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Первому заместителю министра финансов РСО-Алания Дзагоеву А.Р., Министерству финансов РСО-Алания о признании бездействия должностного лица произвести взыскание по исполнительному листу незаконным, возложении обязанности произвести взыскание по исполнительному листу.

В обоснование иска указала, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РСО- Алания от .... по делу ... с РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в пользу ВМУП «Владводосток» взыскано ... руб.

На основании данного решения выдан исполнительный лист от .... ....

... исполнительный лист от .... ... был представлен в Министерство финансов РСО-Алания.

... по результатам торгов ею была приобретена дебиторская задолженность ВМУП «Владводосток» по исполнительному листу на взыскание с казны РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в пользу ВМУП «Владводосток» ... руб.

После приобретения прав требования к должнику, в порядке ст.48 АПК РФ обратилась в суд с заявлением о замене взыскателя по исполнительному листу от .... ....

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от .... произведена процессуальная замена ВМУП «Владводосток» на Колгунову О.В. по исполнительному листу от .... ....

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия (Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от ...... «Вопросы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания»), Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим функции по выработке единой политики в сфере финансовой, бюджетной и налоговой деятельности в Республике Северная Осетия-Алания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации исполнительный лист направляется для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Таким образом, направление исполнительного листа для исполнения в Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания полностью соответствовало требованиям законодательства.

С заявлением об утрате исполнительского листа ...... и необходимости получения его дубликата Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания не обращалось.

... написала в Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания заявление произвести взыскание по исполнительному листу от ......, полученному Министерством финансов Республики Северная Осетия - Алания ....

Должностным лицом - первым заместителем министра финансов Республики Северная Осетия - Алания А. Дзагоевым вместо исполнения исполнительного листа от ......, полученного Министерством финансов Республики Северная Осетия - Алания ..., ее письмо было возвращено (исх. от ......) под предлогом того, что в письме отсутствует исполнительный лист от ......, хотя данный исполнительный лист находится в Министерстве финансов Республики Северная Осетия - Алания с ....

С указанным бездействием первого заместителя министра финансов Республики Северная Осетия - Алания А. Дзагоева не согласна, поскольку это нарушает ее имущественные права, права взыскателя по исполнительскому листу.

Действия должностного лица - Первого заместителя министра финансов Республики Северная Осетия - Алания А. Дзагоева не соответствуют требованиям статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ.

Указанные действия должностного лица вышестоящему руководителю не обжаловались.

В ходе судебного разбирательства, Колгунова О.В. дополнила свои требования, просила признать бездействие должностного лица - первого заместителя министра финансов РСО-А А.Дзагоева произвести в ее пользу взыскание по исполнительному листу от .... ..., полученному Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания ... незаконным, обязать Министерство финансов РСО-Алания произвести взыскание по исполнительному листу от ...... в пользу Колгуновой О.В.

В судебное заседание Колгунова О.В., надлежащим образом уведомленная о месте и времени слушания дела, не явилась.

Представитель Колгуновой О.В. - Каммарзати О.К., иск с учетом изменений поддержал. Просил исковые требования о признании бездействия должностного лица произвести взыскание по исполнительному листу от .... ..., полученному Министерством финансов РСО-Алания ..., возложении обязанности на Министерство финансов РСО- Алания произвести взыскание по исполнительному листу от .... ... удовлетворить.

Представитель Колгуновой О.В. - Рыбас В.С., иск с учетом изменений поддержала. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Первый заместитель Министра финансов РСО-Алания Дзагоев А.В. в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства финансов РСО-Алания - Бекмурзов А.В., в судебное заседание не явился. Однако представил возражения в письменном виде, в которых указал, Министерство финансов РСО-Алания рассмотрело исковое заявление Колгуновой О.В. к министерству и Первому заместителю министра финансов РСО-Алания Дзагоеву А.Р. С иском не согласны, считают его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В обоснование требований указано, что ... исполнительный лист от ...... был представлен в министерство. Однако в настоящий момент исполнительный лист на исполнении не находится. Доказательством получения вышеуказанного документа является почтовое уведомление о получении письма .... При этом в договоре купли-продажи дебиторской задолженности от .... в абз.3 п.1.4 цедент в подтверждение задолженности должника, передает Колгуновой О.В. исполнительный лист ... от .... В последующем в акте передачи к вышеуказанному договору задолженность подтверждена копией исполнительного листа ... от .... Таким образом, факт нахождения исполнительного листа у Колгуновой О.В. после .... считают подтвержденным.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Колгунова О.В. не согласилась с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда ... РСО-Алания от ... отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.

В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства финансов РСО-Алания Бекмурзов А.В., просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда РСО-Алания от .... по делу ... с казны РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в пользу ВМУП «Владводосток» взыскано 365 687 руб. На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист ... от ....

... конкурсный управляющий ...11 обратился с письменным заявлением (исх....) в Министерство финансов РСО- Алания о принятии мер к исполнению судебного акта, вынесенного по делу .... В приложении к заявлению указал исполнительный лист ... (оригинал).

Подтверждением данного обстоятельства является представленное административным истцом уведомление о вручении указанного заявления ....

В последующем постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от .... по делу ... произведена процессуальная замена ВМУП «Владводосток» на Колгунову О.В. по исполнительному листу от .... ....

Основанием явился состоявшийся между конкурсным управляющим ВМУП «Владводосток» ...11 и Колгуновой О.В. договор купли-продажи дебиторской задолженности (договор цессии) от ....

Согласно п.1.4 указанного договора в подтверждение задолженности должника Цедент передал Цессионарию оригинал решения арбитражного суда РСО-Алания от .... по делу ... и исполнительный лист ... от ....

В последующем, ... между сторонами заключен акт приема-передачи права требования дебиторской задолженности в сумме ... руб., из текста которого усматривается, что задолженность подтверждена копиями решения арбитражного суда апелляционной инстанции .... по делу ... и исполнительного листа ... от ....

Таким образом, суд правильно посчитал установленным наличие исполнительного листа от .... ... у административного истца с ....

Также, суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельным довод Колгуновой О.В. о признании бездействия первого заместителя министра финансов РСО-Алания Дзагоева А.Р. по неисполнению судебного акта, поскольку ответ Первого заместителя министра финансов РСО-Алания Дзагоева А.Р. от .... содержит мотив и основания невозможности исполнения судебного постановления ввиду отсутствия в министерстве исполнительных листов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Колгуновой О.В.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском, направлен на неверное толкование норм материального и процессуального права и не соответствует установленным судебной коллегией обстоятельствам.

Так, суд первой инстанции посчитал, что о нарушении прав и законных интересов заявителю было известно со дня заключения договора цессии, т.е. с ....

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае, срок следовало исчислять с даты получения Колгуновой О.В. письма первого заместителя министра финансов РСО-Алания А.Р.Дзагоева от ...., согласно которому ей возвращены письма о взыскании денежных средств, в связи с отсутствием исполнительных листов.

Между тем, такой вывод не влечет отмену судебного решения, поскольку у суда первой инстанции имелись и другие основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления, указанные выше.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением процессуальных норм, то есть в их совокупности и взаимосвязи.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колгуновой Олеси Владимировны - без удовлетворения.

Председательствующий Хадонов С.З.

Судьи Гатеев С.Г.

Моргоев Э.Т.

Справка: по первой инстанции дело рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Кальяновой В.В.