Председательствующий: Лисовец И.В. Дело № 33а-831/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 6 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Омска от 15 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Омску о признании незаконным бездействия в виде неоформления заграничного паспорта в установленный срок, признании решения Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 23 августа 2018 года незаконным.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Омской области об оспаривании бездействия и решения об отказе в удовлетворении жалобы.
В обоснование указано, что 15.07.2018 через Единый портал государственных и муниципальных услуг ФИО1 было подано заявление о выдаче заграничного паспорта. Факт подачи заявления о предоставлении государственной услуги подтвержден уведомлениями от 15.07.2018 17:33 «Заявление в МВД России сформировано», «Обновлен статус вашего заявления», в которых сообщалось, что «Автоматизированные проверки на Портале ФМС пройдены. Дело успешно подано».
16.07.2018 в 17:50 административный истец получил уведомление «Обновлен статус вашего заявления» с предложением прибыть 25.07.2018 в 17:15 <...> для предоставления оригиналов документов, цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук на заграничный паспорт.
16.07.2018 в 17:57 заявителем была оплачена госпошлина.
В последующем административным истцом были получены уведомления о подтверждении факта оплаты госпошлины, проведении платежа, а 08.08.2018 - о переводе заявления в статус «Оформление».
Однако в нарушение ст. 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 15.08.2018 паспорт оформлен не был.
В этой связи 17.08.2018 посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг административный истец подал жалобу, которая была зарегистрирована в 14:23 под номером <...> и принята к рассмотрению 20.08.2018.
По истечении установленного законом месячного срока административный истец каждый день посещал <...>.
Однако только 21.08.2018 паспорт был готов, и в указанную дату ФИО1 получила его.
В ответе от 23.08.2018 Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области факт нарушения срока оказания государственной услуги не признан.
Просила признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области УМВД России по Омской области, выразившееся в неоформлении заграничного паспорта в установленный срок, признать незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 23.08.2018 по результатам рассмотрения жалобы.
Определением суда от 06.11.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по г. Омску (л.д. 67).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Подчеркивает, что после получения уведомления от 08.08.2018 о переводе заявления в статус «Оформление» иных уведомлений от административного ответчика не поступало, в связи с этим неоднократно посещала отделение полиции.
Отмечает, что суд применил не подлежащие применению положения Административного регламента ФМС (утв. Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 N 26), поскольку данный документ утратил силу еще в 2012 году и не предусматривал подачу заявлений в электронной форме, пункт 30 Положения регламентировал порядок исключительно личной подачи заявления.
Несостоятельным является утверждение суда о том, что срок оформления заграничного паспорта напрямую зависит от момента личного обращения заявителя в миграционный орган, не относимой к делу является ссылка суда на положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" о том, что «датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных статьей 9 надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий», поскольку заявителем был реализован предусмотренный статьей 8 способ подачи заявления – в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Суд не учел, что статьей 9 названного закона предусмотрен общий порядок в виде личного обращения с необходимыми документами. В решении суда отсутствуют ссылки на норму закона, которая связывает исчисление срока оформления паспорта с представлением какого-либо из документов, а также на документы, которые были представлены заявителем 25.07.2018, соответственно суд вынес решение, основываясь на неустановленных обстоятельствах.
Судом неправильно истолкованы положения части 9 статьи 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не изменяющие сроки оформления паспортов, установленные пунктом 4 названной статьи.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Омской области просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.07.2018 в 17:33 посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) ФИО1, <...> г.р., зарегистрированной по адресу: <...>, было сформировано и отправлено заявление о выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорт нового поколения) (л.д. 78-79).
16.07.2018 в 17:50 статус заявления обновлен на «Принято» (л.д. 20-21).
16.07.2018 заявитель оплатил государственную пошлину за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (л.д. 22).
08.08.2018 заявление о выдаче заграничного паспорта в личном кабинете заявителя на Едином портале переведено в статус «Оформление».
17.08.2018 ФИО1 через систему досудебного обжалования Единого портала была направлена жалоба на действия <...>, нарушившего, по мнению заявителя, срок предоставления государственной услуги по оформлению заграничного паспорта (л.д. 13, 29).
20.08.2018 заявителем получено сообщение о принятии жалобы к рассмотрению Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области (л.д. 35).
21.08.2018 ФИО1 выдан заграничный паспорт, о чем свидетельствует запись в соответствующей графе заявления (л.д. 79).
Решением начальника отделения по организации оформления заграничных паспортов отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области ФИО2, утвержденным 23.08.2018 заместителем начальника Управлению по вопросам миграции УМВД России по Омской области ФИО3, не выявлено нарушений срока принятия решения об оформлении паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации. В тот же день подателю жалобы были направлены ответ в письменном, а также электронном виде.
Настаивая на том, что Управлением по вопросам миграции УМВД России по Омской области допущено незаконное бездействие, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что при оформлении заграничного паспорта ФИО1 нарушений сроков оформления паспорта не допущено, решение по жалобе является обоснованным, с чем судебная коллегия соглашается.
Статьей 8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает порядок выдачи паспорта, при наличии которого граждане Российской Федерации вправе выезжать из страны и въезжать в страну.
Согласно части первой данной статьи паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В целях реализации предписаний части 1 статьи 8 названного Федерального закона Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.11.2017 N 889 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации (далее - Административный регламент).
На основании статьи 10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ при подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи указанного заявления, направляется электронное сообщение о приеме заявления либо о мотивированном отказе в приеме заявления. Датой подачи указанного заявления считается день направления заявителю электронного сообщения о приеме заявления. При оформлении паспорта, содержащего электронный носитель информации, по заявлению о выдаче паспорта, поданному в форме электронного документа, заявитель либо лицо, в отношении которого указанное заявление подано, в течение 15 дней со дня подачи такого заявления должны обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган для цифрового фотографирования, сканирования папиллярных узоров пальцев рук и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 4).
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления (часть 6).
При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг паспорт, в том числе содержащий электронный носитель информации, оформляется после личного обращения заявителя в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 9).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 28.1 Административного регламента, а именно срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала, и не должен превышать при подаче документов по месту жительства заявителя - один месяц.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о нарушении административными ответчиками обозначенного срока предоставления государственной услуги, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 92 Административного регламента конкретизировано, что предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; формирование и направление межведомственных запросов; рассмотрение заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, и принятие решения; изготовление паспорта, содержащего электронный носитель информации; выдача паспорта, содержащего электронный носитель информации; оформление и выдача (направление) заявителю уведомления об отказе.
В соответствии с пунктом 137 Административного регламента при приеме заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, к рассмотрению, поданного в форме электронного документа, заявителю направляется через Единый портал электронное уведомление о приеме заявления, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, которое содержит информацию, в частности: о необходимости личного обращения заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России в течение 15 дней со дня получения данного электронного уведомления для цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук заявителя.
Из пункта 146 следует, что с целью выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина, которому оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации, на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении (выдаче) ему паспорта, содержащего электронный носитель информации, в течение 2 рабочих дней с даты принятия к рассмотрению заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в том числе поступившего в форме электронного документа с использованием Единого портала, сотрудником, ответственным за формирование и направление межведомственных запросов, направляются межведомственные запросы.
В силу пункта 163 регламента после принятия решения начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, и прилагаемые к нему документы в соответствии с принятым решением в течение 1 рабочего дня передаются сотруднику, уполномоченному на подготовку материалов для изготовления паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо сотруднику, ответственному за оформление и выдачу либо направление уведомления об отказе.
Основанием для начала административной процедуры выдачи паспорта, содержащего электронный носитель информации, является поступление персонализированного бланка сотруднику, уполномоченному на выдачу паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо сотруднику многофункционального центра (пункт 171).
Из материалов дела следует, что 15.07.2018 должностным лицом <...>, ответственным за формирование и направление межведомственных запросов, были направлены межведомственные запросы в <...>, <...>, <...>, <...> и информационный центр на региональном уровне, запрос для передачи в <...> был передан в УМВД России по Омской области.
16.07.2018 в личный кабинет заявителя на Едином портале направлено сообщение, которым ФИО1 предложено 25.07.2018 в 17:15 прибыть в <...> для предоставления оригиналов документов, цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук на заграничный паспорт. Дополнительно отмечено, что при явке необходимо иметь при себе основной документ, удостоверяющий личность и его ксерокопию, ранее выданный заграничный паспорт (при наличии), оплатить государственную пошлину (л.д. 20-21).
Как усматривается из листа проведения проверок и отметок о принятом решении, 25.07.2018 из <...>, <...>, <...>, <...>, <...> поступили ответы, не содержащие оснований для отказа в оформлении (выдаче) паспорта (л.д. 80).
25.07.2018 ФИО1 прибыла в <...> для цифрового фотографирования, сканирования папиллярных узоров пальцев рук, представления копии паспорта.
01.08.2018 оформление и выдача паспорта заявителю были согласованы с <...>.
02.08.2018 лист согласования поступил в отделение организации оформления заграничных паспортов Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области, откуда <...> был направлен начальнику <...>.
08.08.2018 руководителем <...> дано разрешение на оформление и выдачу ФИО1 паспорта, содержащего электронный носитель информации (л.д. 80).
Далее сформированный электронный файл с использованием системы «<...>» был направлен для изготовления паспорта в <...>.
14.08.2018 <...> был персонализированный бланк паспорта.
Службой специальной связи изготовленный паспорт был направлен в адрес <...>.
21.08.2018 по товарной накладной персонализированный бланк паспорта был получен <...> (л.д. 92). В указанную дату паспорт выдан ФИО1
Принимая во внимание, что оказание услуги на период времени, необходимый для изготовления и пересылки бланка паспорта, не зависело от действий <...>, то обстоятельство, что выдача паспорта заявителю состоялась не в течение месяца со дня получения им сообщения о приеме заявления (то есть не 16.08.2018), не позволяет сделать вывод о незаконности действий должностных лиц УМВД России по г. Омску и УМВД России по Омской области.
В действиях административных ответчиков, своевременно принявших заявление, направивших запросы в целях проверки представленных сведений, не усматривается нарушений, которые могли бы привести к затягиванию производства.
Таким образом, незаконность действий административных ответчиков из материалов дела не следует.
Ссылки суда на положения утратившего силу Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 03.02.2010 N 26, к вынесению неправильного не привели.
В силу изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконным решения Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 23.08.2018, принятого по жалобе ФИО4
Данное решение мотивы отказа в удовлетворении жалобы, принято в пределах 15 рабочих дней со дня ее регистрации, как того требуют положения пункта 218 Административного регламента.
Более того, коллегия полагает необходимым отметить, что из пояснений административного истца не следует, что выдача паспорта именно 21.08.2018 повлекла возникновение для него каких-либо юридических последствий.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Доводы административного истца о том, что несвоевременность выдачи паспорта является достаточным основанием для признания бездействия незаконным, несостоятельны, поскольку административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным, в условиях, когда такие права не нуждаются в восстановлении.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, нарушений норм права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи