ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-832/2022 от 31.05.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шарлай А.Н. Дело №33а-832/2022

УИД - 26RS0002-01-2021-008584-55

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 31 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

судей Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.

рассмотрев административное дело по апелляционному представлению прокурора Ставропольского края Лоренц А.А. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 января 2022 года

по административному делу по иску прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Мамбетова Р.Я., помощника прокурора г.Лермонтова Передерееву Ю.В., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения против удовлетворения апелляционного представления, представителей административных ответчиков Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края по доверенностям ФИО1, ФИО2

установила:

Прокурор Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что прокурором со ссылкой на ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4, 58, 59, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 2, 12, 23, 26, 35 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства от 02.07.2012 № 221-п, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 указано, что Прокуратурой края по результатам проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ), проведенной на основании пункта 9 плана работы на 1 полугодие 2021 года, в деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительства Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края выявлены нарушения Законодательства.

Ранее по результатам рассмотрения представления прокуратуры края от 13.02.2017 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с 2017 года осуществляются мероприятия по проведению комплексных экологических обследований и установлению границ заказников и памятников, разработаны графики проведения работ в сфере организации функционирования ООПТ, согласно которым работу по установлению границ, разработке актуальных паспортов и положений об ООПТ планировалось завершить в 2020 году.

Вместе с тем, указанная работа по состоянию на 10.11.2020 Министерством не была завершена, в связи с чем прокуратурой края министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 10.11.2020 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, указано на то, что необходимые мероприятия по обеспечению функционирования ООПТ, в том числе по утверждению паспортов всех памятников природы, установлению их границ, внесению сведений о них в ЕГРН, по передаче их под охрану, по утверждению положений обо всех заказниках, установлению их границ, внесению сведений о них в ЕГРН не завершены, в том числе по причине отсутствия необходимого финансирования.

В целях принятия исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений законодательства об ООПТ, в том числе, выделения необходимого бюджетного финансирования, прокурором края Губернатору 05.07.2021 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, в ответе на представление указано, что необходимые средства запрошены в министерстве финансов Ставропольского края.

Однако, как установлено проверкой, проведённой прокуратурой края в порядке контроля в ноябре 2021 года, Министерством, Губернатором и Правительством в нарушение требований статей 2, 12, 23, 24, 26, 35 Федерального закона № 33-ФЗ, пункта 1 статьи 10, пунктов 3.1, 10, 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 10.6 Положения до настоящего времени не выполнены обязанности, указанные в административном иске.

Нарушения закона свидетельствуют о том, что деятельность по реализации полномочий в области организации и функционирования ООПТ Министерством, Губернатором и Правительством осуществляется ненадлежащим образом, что влечет за собой неблагоприятное антропогенное воздействие на заказники и памятники, уникальные компоненты ООПТ, их повреждение и уничтожение, а также уход ответственных за нарушение природоохранного законодательства лиц от ответственности, нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленных статьёй 42 Конституции Российской Федерации. При этом, бездействие органов власти является длительным.

По мнению административного истца, выявленное нарушение органа власти нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в связи с чем прокурор Ставропольского края обратился в суд с настоящим административным иском.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:

- в части непринятия мер по разработке и утверждению паспортов 6 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской»;

- в части непринятия мер по подготовке и направлению в Правительство Ставропольского края документов и проектов постановлений об установлении границ 7 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»;

- в части непринятия мер по подготовке документов (подготовленного в электронной форме графического описания местоположения границ ООПТ) для внесения в ЕГРН сведений о границах 30 памятников: «Балка Второй Лог», «Беломечетский песчаный карьер», «Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)», «Буковый лес на горе Стрижамент», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Брык», «Гора Голубиная», «Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы», «Гора Лягушка», «Гора Развалка», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Каменный хаос на северном склоне горы Стрижамент», «Кармалиновский песчаный карьер», «Киселевский курган», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище Семистожки», «Урочище родника Корыта», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Холодный родник»;

- в части непринятия мер по разработке и направлению в Правительство Ставропольского края для утверждения проектов положений о 2 заказниках: «Формика», «Урочище пески»;

- в части непринятия мер по подготовке и направлению в Правительство Ставропольского края для утверждения документов об установлении границ 2 заказников: «Формика», «Ставрополец»;

- в части непринятия мер по подготовке документов (подготовленного в электронной форме графического описания местоположения границ ООПТ) для внесения в ЕГРН сведений о границах 13 заказников: «Арзгирский», «Бажиган», «Большой Ессентучок», «Бугунтинский», «Восточный», «Галюгаевский», «Дюна», «Малый Ессентучок», «Новотроицкий», «Ставрополец», «Степан бугор», «Урочище пески», «Формика»;

- в части непринятия мер по оформлению охранных обязательств 20 памятников: «Балка Второй Лог», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Дубровка», «Гора Куцай», «Гора Машук», «Гора Острая» (Шпаковский район), «Гора Шелудивая», «Гора Юца», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище родника Корыта», «Холодный родник»;

- в части непринятия мер по подготовке проектов решений о создании охранных зон 45 памятников: «Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования «Столбы», «Урочище Семистожки», «Гора Брык», «Георгиевский песчаный карьер», «Роща сосны крымской», «Озеро Птичье», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер», «Камыш-Бурунский пойменный лес», «Кармалиновский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Джуца», «Гора Бык», «Гора Юца», «Гора Шелудивая», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Лопатинская лесная дача», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Дендрарий СНИИСХ», «Четвертая балка», «Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника Корыта», «Скала Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад», «Кольцо гора», «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Бештау», «Баталинская пещера».

1.1. Признать незаконным бездействие Правительства Ставропольского края:

- в части непринятия мер по утверждению проектов постановлений об утверждении границ 7 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»;

- в части непринятия мер по утверждению положений о 2 заказниках «Формика», «Урочище пески»;

- в части непринятия мер по установлению границ 2 заказников: «Формика», «Ставрополец».

1.2. Признать незаконным бездействие Губернатора Ставропольского края в части непринятия решения о создании охранных зон 45 памятников: «Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования «Столбы», «Урочище Семистожки», «Гора Брык», «Георгиевский песчаный карьер», «Роща сосны крымской», «Озеро Птичье», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер», «Камыш-Бурунский пойменный лес», «Кармалиновский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Джуца», «Гора Бык», «Гора Юца», «Гора Шелудивая», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Лопатинская лесная дача», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Дендрарий СНИИСХ», «Четвертая балка», «Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника Корыта», «Скала Замок коварства и любви», «Скалы«Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад», «Кольцо гора», «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Бештау», «Баталинская пещера» в порядке, установленном Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138.

2. Возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность устранить нарушения закона, указанные в административном исковом заявлении, а именно в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- разработать и утвердить паспорта 6 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской»;

- подготовить и направить в Правительство Ставропольского края документы и проекты постановлений об установлении границ 7 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»;

- обеспечить подготовку и направление в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю документов (подготовленное в электронной форме графическое описание местоположение границ ООПТ) для внесения сведений в ЕГРН о границах 30 памятников: «Балка Второй Лог», «Беломечетский песчаный карьер», «Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)», «Буковый лес на горе Стрижамент», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Брык», «Гора Голубиная», «Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы», «Гора Лягушка», «Гора Развалка», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Каменный хаос на северном склоне горы Стрижамент», «Кармалиновский песчаный карьер», «Киселевский курган», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище Семистожки», «Урочище родника Корыта», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Холодный родник»;

- оформить охранные обязательства на 20 памятников: «Балка Второй Лог», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Дубровка», «Гора Куцай», «Гора Машук», «Гора Острая» (Шпаковский район), «Гора Шелудивая», «Гора Юца», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище родника Корыта», «Холодный родник»;

- подготовить и направить в Правительство Ставропольского края для утверждения проекты положений о 2 заказниках: «Формика», «Урочище пески»;

- подготовить и направить в Правительство Ставропольского края для утверждения документы об установлении границ 2 заказников: «Формика», «Ставрополец»;

- обеспечить подготовку документов (подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ) для внесения сведений в ЕГРН о границах 13 заказников: «Арзгирский», «Бажиган», «Большой Ессентучок», «Бугунтинский», «Восточный», «Галюгаевский», «Дюна», «Малый Ессентучок», «Новотроицкий», «Ставрополец», «Степан бугор», «Урочище пески», «Формика»;

- подготовить и направить Губернатору Ставропольского края для утверждения проекты решений о создании охранных зон 45 памятников: «Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования «Столбы», «Урочище Семистожки», «Гора Брык», «Георгиевский песчаный карьер», «Роща сосны крымской», «Озеро Птичье», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер», «Камыш-Бурунский пойменный лес», «Кармалиновский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Джуца», «Гора Бык», «Гора Юца», «Гора Шелудивая», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Лопатинская лесная дача», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Дендрарий СНИИСХ», «Четвертая балка», «Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника Корыта», «Скала Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад», «Кольцо гора», «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Бештау», «Баталинская пещера».

2.1. Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность устранить нарушения закона, указанные в административном исковом заявлении, а именно в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- принять постановления об утверждении границ 7 памятников: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»;

- утвердить положения о 2 заказниках: «Формика», «Урочище пески»;

- утвердить границы 2 заказников: «Формика», «Ставрополец»;

- направить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю документы для осуществления государственного кадастрового учёта документов (подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ) для внесения сведений в ЕГРН о границах 30 памятников: «Балка Второй Лог», «Беломечетский песчаный карьер», «Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)», «Буковый лес на горе Стрижамент», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Брык», «Гора Голубиная», «Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы», «Гора Лягушка», «Гора Развалка», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Каменный хаос на северном склоне горы Стрижамент», «Кармалиновский песчаный карьер», «Киселевский курган», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище Семистожки», «Урочище родника Корыта», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Холодный родник»;

- направить в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю документы для осуществления государственного кадастрового учёта документов (подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ) для внесения сведений в ЕГРН о границах 13 заказников: «Арзгирский», «Бажиган»,«Большой Ессентучок», «Бугунтинский», «Восточный», «Галюгаевский», «Дюна», «Малый Ессентучок», «Новотроицкий», «Ставрополец», «Степан бугор», «Урочище пески», «Формика».

2.2. Возложить на Губернатора Ставропольского края обязанность устранить нарушения закона, указанные в административном исковом заявлении, а именно в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решения о создании охранных зон 45 памятников: «Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования «Столбы», «Урочище Семистожки», «Гора Брык», «Георгиевский песчаный карьер», «Роща сосны крымской», «Озеро Птичье», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер», «Камыш-Бурунский пойменный лес», «Кармалиновский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Джуца», «Гора Бык», «Гора Юца», «Гора Шелудивая», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Лопатинская лесная дача», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Дендрарий СНИИСХ», «Четвертая балка», «Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника Корыта», «Скала Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад», «Кольцо гора», «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Бештау», «Баталинская пещера» в порядке, установленном Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 января 2022 года требования прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятия мер по разработке и утверждению паспортов памятников природы: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по подготовке и направлению в Правительство Ставропольского края документов и проектов постановлений об установлении границ памятников природы: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по подготовке и направлению в Правительство Ставропольского края для утверждения документов об установлении границ заказников: «Формика», «Ставрополец», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по разработке и направлению в Правительство Ставропольского края для утверждения проектов положений о заказниках: «Формика», «Урочище пески», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения с даты вступления решения суда в законную силу в течение шести месяцев в отношении заказника «Урочище пески» и в течение десяти месяцев в отношении заказника «Формика».

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное непринятии мер по подготовке документов (подготовленного в электронной форме графического описания местоположения границ ООПТ) для внесения в ЕГРН сведений о границах памятников: «Балка Второй Лог», «Беломечетский песчаный карьер», «Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)», «Буковый лес на горе Стрижамент», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Брык», «Гора Голубиная», «Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы», «Гора Лягушка», «Гора Развалка», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Каменный хаос на северном склоне горы Стрижамент», «Кармалиновский песчаный карьер», «Киселевский курган», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище Семистожки», «Урочище родника Корыта», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Холодный родник» и заказников: «Арзгирский», «Бажиган», «Большой Ессентучок», «Бугунтинский», «Восточный», «Галюгаевский», «Дюна», «Малый Ессентучок», «Новотроицкий», «Ставрополец», «Степан бугор», «Урочище пески», «Формика», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения с даты вступления решения суда в законную силу в течение шести месяцев в отношении памятников: «Балка Второй Лог» «Беломечетский песчаный карьер», «Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Брык», «Гора Лягушка», «Гора Развалка», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Каменные образования Столбы», «Каменный хаос на северном склоне горы Стрижамент», «Кармалиновский песчаный карьер», «Киселевский курган», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Урочище «Семистожки», «Урочище родника «Корыта», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Холодный родник» и заказников «Арзгирский», «Бажиган», «Восточный», «Галюгаевский», «Дюна», «Новотроицкий», «Степан бугор», «Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы»; в течение 10 месяцев в отношении памятника природы «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45), «Роща сосны крымской», «Дендрарий СНИИСХ» и «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова» и заказников «Большой Ессентучок», «Бугунтинский», «Малый Ессентучок», «Урочище пески», «Ставрополец», «Формика».

В удовлетворении требования прокурора Ставропольского края к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части устранения допущенных нарушений в отношении памятника «Гора Голубиная», отказано.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по оформлению охранных обязательств памятников: «Балка Второй Лог», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Дубровка», «Гора Куцай», «Гора Машук», «Гора Острая» (Шпаковский район), «Гора Шелудивая», «Гора Юца», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище родника Корыта», «Холодный родник»; не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в отношении памятников: «Балка Второй Лог», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Дубровка», «Гора Куцай», «Гора Машук», «Гора Острая» (Шпаковский район), «Гора Шелудивая», «Гора Юца», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Каменные образования Столбы», «Михайловский родник», «Озеро Птичье», «Роща сосны крымской», «Урочище родника Корыта», «Холодный родник».

В удовлетворении требования прокурора Ставропольского края к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части устранения допущенных нарушений в отношении памятника «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», отказано.

Суд признал незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженное в непринятии мер по подготовке проектов решений о создании охранных зон памятников: «Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования «Столбы», «Урочище Семистожки», «Гора Брык», «Георгиевский песчаный карьер», «Роща сосны крымской», «Озеро Птичье», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер», «Камыш-Бурунский пойменный лес», «Кармалиновский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Джуца», «Гора Бык», «Гора Юца», «Гора Шелудивая», «Буковый участок на горе Стрижамент», «Лопатинская лесная дача», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Дендрарий СНИИСХ», «Четвертая балка», «Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Группа великовозрастных деревьев в Ставропольском ПКиО», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника Корыта», «Скала Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад», «Кольцо гора», «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Бештау», «Баталинская пещера», не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать устранить допущенные нарушения в течение одного года шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований прокурора Ставропольского края к Правительству Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать в полном объеме.

В удовлетворении требований прокурора Ставропольского края к Губернатору Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор края Лоренц А.А. просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить в отмененной части принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В обоснование доводов ссылается на то, что в решении суда сделан не основанный на материалах дела вывод, согласно которому стороной истца не указано какие конкретно действия должно осуществить Правительство для утверждения проектов постановлений, об установлении границ и положений о заказниках. Вместе с тем участвующими в судебных заседаниях представителями административного истца в этой части даны подробные пояснения.

Создание особо охраняемых природных территорий краевого значения в соответствии со статьями 23, 26 Закона № 33-ФЗ осуществляется исключительно постановлениями Правительства, в соответствии с которыми утверждаются границы и определяется режим особой охраны территорий особо охраняемых природных территорий краевого значения. Какой-либо другой исполнительный орган государственной власти Ставропольского края, в том числе министерство, указанными полномочиями не обладает. Правительство вне зависимости от поступления каких-либо материалов и документов, направленных на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, обязано самостоятельно принимать меры по реализации полномочий, предусмотренных законом № 33-ФЗ, в том числе по утверждению границ памятников природы краевого значения, утверждению положений о государственных природных заказниках краевого значения, установлению их границ, в том числе в рамках реализации положений статей 5, 12, 18 Закона № 32-кз, при осуществлении контроля за деятельностью Министерства.

В связи с чем, не основан на материалах дела, принят при неправильном применении норм материального права вывод суда о том, что, поскольку прокуратурой края не заявлены требования о признании незаконным бездействия правительства, выраженного в отсутствии надлежащего контроля за действиями министерства, исходя из заявленных к правительству требований, административный иск в этой части удовлетворению не подлежит.

По указанным выше причинам не основан на материалах дела, сделан при неправильном применении норм материального права вывод суда о том, что со стороны губернатора не допущено бездействия по непринятию решений о создании охранных зон 46 памятников природы, поскольку министерством и правительством не подготовлены и не утверждены проекты решений о создании охранных зон.

В силу положений пунктов 10, 11 статьи 2 Закона № ЗЗ-ФЗ, Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, решения о создании охранных зон памятников природы краевого значения в Ставропольском крае принимаются губернатором.

По ошибочной логике суда надлежащее исполнение губернатором и Правительством возложенных законом обязанностей должно ставиться в зависимость от исполнения обязанностей Министерством, т.е. органом исполнительной власти, подведомственным и подотчетным указанным ответчикам, и обязанность устранить допущенные нарушения закона у административных ответчиков возникнет только после устранения их министерством. Удовлетворение требований лишь к министерству не позволит устранить нарушения закона, поскольку ряд обязанностей возложены законом исключительно на Губернатора и Правительство, и только принятие ими мер в пределах компетенции будет свидетельствовать о надлежащем исполнении предусмотренных законом обязанностей, поскольку министерством будут подготовлены лишь проекты соответствующих документов, однако обязанность принять постановления об утверждении границ памятников, положений о заказниках, установлении их границ, а также решения о создании охранных зон лежит исключительно на Губернаторе и Правительстве.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон об особо охраняемых природных территориях, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 26 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В Ставропольском крае отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого местного значения регулируются Законом Ставропольского края от 06.05.2014 № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-кз).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела на территории Ставропольского края расположены 112 особо охраняемых природных территории (ООПТ), из них 108 - регионального значения.

Из 108 ООПТ регионального значения - 42 государственных природных заказника (далее - заказник) краевого значения, 65 памятников природы краевого значения (далее - памятник) и 1 охраняемая озеленённая и лесная территория.

Прокуратурой Ставропольского края регулярно проводится проверка исполнения министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края законодательства об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п, министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, лесных отношений, водных отношений на территории Ставропольского края, безопасности гидротехнических сооружений, сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края (далее - защитные лесные насаждения), а также отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, водных отношений, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

По результатам проведённой в 2017 году в отношении министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края прокуратурой Ставропольского края проверки в адрес министра направлено представление (том 1 л.д. 19-23).

Согласно представлению от 13.02.2017:

- отсутствуют положения о государственных природных заказниках краевого значения «Урочище пески» и «Формика»;

- не установлены и не утверждены границы 15 государственных природных заказников краевого значения («Малый Ессентучок», «Большой Ессентучок» и др.);

- не проведены межевые работы по установлению и утверждению границ 46 памятников природы краевого значения (Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования Столбы», «Урочище «Семистожки» и др.);

- требуют актуализации положения о 15 заказниках края («Иргаклинский», «Малый Ессентучок», «Большой Ессентучок», «Бугунтинский» и др.);

- не разработаны и не утверждены паспорта 49 памятников природы («Кисилевский курган», «Гора Голубиная», «Гора Лягушка», «Каменные образования Столбы» и др.);

- в ГКН не внесены сведения о 51 памятнике природы и о 16 заказниках;

- необходимо провести работы по комплексному экологическому обследованию особо охраняемых природных территорий, в процессе которых необходимо дать оценку современному состоянию природных комплексов и объектов, на основании которой выработать предложения о мерах, необходимых для сохранения и улучшения состояния особо охраняемых природных территорий, и перечень запрещенных видов деятельности;

- с целью приведения нормативной базы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в соответствие с действующим законодательством, учета и оценки современного состояния природных комплексов и объектов, повышения эффективности функционирования системы особо охраняемых природных территорий, усиления государственного надзора за соблюдением соответствующего режима охраны, Министерством работы по комплексному экологическому обследованию, межеванию и утверждению границ памятников природы, оформлению паспортов на памятники природы и охранных обязательств в полной мере не проводятся.

Представление прокурора от 13.02.2017 рассмотрено Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, 09.03.2017 проведено заседание комиссии.

Согласно ответу Министерства на имя Губернатора Ставропольского края министерством подготовлено письмо с указанием на то, что в целях сохранения природного потенциала, уникальных лечебных и оздоровительных свойств особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказские Минеральные Воды на завершение работ в отношении заказников и памятников природы, расположенных в регионе КМВ необходимо выделение дополнительных средств из бюджета Ставропольского края в объеме 7,4 млн. рублей.

В соответствии с выпиской из протокола заседания Правительства Ставропольского края от 15.04.2015 работы необходимо завершить до 2020 года. При планомерном проведении работ ежегодная потребность в финансовых средствах составляет около 8 млн. рублей. С учетом предусмотренного государственной программой Ставропольского края «Охрана окружающей среды» финансирования на 2017 год в объеме 0,6 млн. рублей, выделение дополнительного финансирования в объеме 7,4 млн. рублей позволит завершить работы к 2020 году.

По результатам проверки проведенной прокуратурой Ставропольского края в 2020 году в отношении министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Согласно представлению от 10.11.2020 года:

- не установлены границы 6 памятников природы, расположенных на территории города Пятигорска («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), города Ставрополя («Веливозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)»), Шпаковского района «Дендрарий СНИИСХ»;

- не установлены границы 2 государственных природных заказников на территории Шпаковского района («Ставрополец») и города Ставрополя («Формика»);

- не утверждены границы 16 памятников природы, расположенных на территориях города Пятигорска («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), Предгорного района («Участки тиса в Боргустанском и Бекешевском лесничествах»), Георгиевского городского округа («Георгиевский песчаный карьер»), города Железноводска («Гора Развалка»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Ландшафты высотой поясности Ставропольской горы»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ», «Балка Второй Лог»), Кочубеевского района («ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер»), Грачевского района («Роща сосны крымской»). Новоалекеандровского района («Кармалиновский песчаный карьер»), Изобильненского городского округа («Озеро Птичье»);

- не утверждены границы 12 государственных природных заказников, расположенных на территориях Предгорного района («Большой Ессентучок», «Малый Ессентучек», «Бутунтинский»), Шпаковского района («Ставрополец»), города Ставрополя («Формика»), Нефтекумского городского округа («Дюна», «Восточный», «Бажиган»), Курского района («Степан Бугор»), Арзгирского района («Арзгирский»), Изобильненского городской округа («Новотроицкий»), Петровского городского округа («Урочише Пески»);

- не утверждены паспорта 7 памятников природы краевого значения, расположенных на территориях города Пятигорска («Великовозрастное деревососны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого». «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4. 45)»), Грачевского района («Роща сосны крымской»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ»),

- не утверждены положения 2 государственных природных заказников краевого значения, расположенных на территориях города Ставрополя («Формика»), Петровского городского округа («Урочище Пески»);

- не утверждены положения обо всех памятниках природы краевого значения;

- не переданы под охрану 34 памятника природы краевого значения, расположенные на территориях города Пятигорска («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле». «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Гора Машук», «Гора Дубровка»), города Кисловодска («Скала «Замок любви и коварства», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец». «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад»), Предгорного района («Участки тиса в Боргустанском и Бекешевском лесничествах», «Гора Золотой Курган», «Гора Юца», «Гора Джуна», «Гора Шелудливая»), Георгиевского городского округа («Георгиевский песчаный карьер»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника «Корыто»), Грачевского района («Роща сосны крымской»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ», «Гора Острая», Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Четвёртая балка», «Балка второй рог», «Косякинский песчаный карьер», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы»), Нефтекумского городского округа («Камыш- Бурунский пойменный лес»), Петровского городского округа («Гора Куцай»), Андроповского района («Буковый лес на Воровсколесских высотах (Чумацкий лес)»), Кочубеевского района («ФИО3 р. Губан и у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер»), Изобильненского городского округа («Озеро Птичье»);

- не внесены предложения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы краевого значения Губернатору Ставропольского края в связи с чем охранные зоны ООПТ краевого значения до настоящего времени не установлены.

18.12.2020 министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края рассмотрено представление прокурора Ставропольского края.

Согласно ответу, указанные в представлении требования удовлетворены, обращено внимание на отсутствие финансирования для межевания и установления границ в отношении 5 памятников природы и 2 государственных заказников краевого значения. Дендрологический парк СНИИСХ отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения, разработка и утверждение паспортов памятников природы будет завершена после финансирования соответствующих работ. Проект постановления Правительства Ставропольского края «О создании государственного природного заказника краевого значения «Урочище Пески», которым также предполагается утвердить положение и границы заказника, находится на рассмотрении в Минприроды России; направлены 28 обращений в адрес правообладателей о взятии под охрану памятников природы, по 5 памятникам природы («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Группа тополей Болле», «Роща сосны крымской», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4, 45)») обращения не направлялись в связи с отсутствием установленных границ и, как следствием, невозможностью определения правообладателя земель, на котором расположен тот или иной памятник природы, обращение о взятии под охрану памятника природы «Дендрарий СНИИСХ» в связи с преданием ему статуса федерального ООПТ; подписаны и утверждены приказами министерства охранные обязательства на 3 памятника природы («Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах», «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской» «Камыш-Бурунский пойменный лес»). По 4 обращениям о взятии памятников природы под охрану получены согласия (памятники природы «Скала «Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовская скала», «Лермонтовский водопад»). После получения оригиналов охранных обязательств министерством будут подготовлены приказы об их утверждении. На стадии рассмотрения у правообладателей земель находятся 13 обращений министерства (памятники природы «Беломечетский песчаный карьер», Гора Золотой Курган», «Гора Юца», «Гора Джуца», «Георгиевский песчаный карьер», «Гора Острая (Шпаковский район)», «Полоса скал и оползших глыб среднесарматского известняка в верховьях балки Татарка», «Четвертая балка», Балка Второй Лог», «Косякинский песчаный карьер», «Гора Куцай», «Буковый лес на Воровсколееских высотах (Чумацкий лес)» «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), получены отказы по 8 обращениям (памятники природы «Гора Машук», «Гора Дубровка», «Озеро Птичье», «Гора Шелудивая», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника «Корыта», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы»).

Судом установлено, что при рассмотрении представления прокуратуры Ставропольского края от 10.11.2020 министерством природных ресурсов и окружающей среды указано, что министерством принимаются необходимые меры, направленные на устранение нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях и недопущение их впредь.

05.07.2021 по результатам проверки прокуратуры Ставропольского края с участием комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края законов при реализации полномочий в сфере организации функционирования особо охраняемых природных территорий, установлено, что не приняты исчерпывающие мерыпо утверждению паспортов 7 памятников природы краевого значения, расположенных на территориях города Пятигорска («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого». «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4. 45)»), Грачевского района («Роща сосны крымской»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ»);

- по установлению границ 7 памятников природы краевого значения, расположенных на территориях города Пятигорска («Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастное дерево ореха грецкого». «Группа тополей Болле», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4. 45)»), Грачевского района («Роща сосны крымской»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ»);

- по внесению в ЕГРН сведений о границах 38 памятников на территории города Пятигорска (Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова»), Предгорного муниципального округа ((«Участки тиса ягодного в Бекешевском и Боргустанском лесничествах»), Георгиевского городского округа («Георгиевский песчаный карьер»), Минераловодского городского округа («Гора Кинжал», «Гора Кокуртлы»), города Железноводска («Гора Развалка»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы»), Шпаковского муниципального округа («Дендрарий СНИИСХ», «Балка Второй Лог»), Кочубеевского муниципального округа «ФИО3 р. Кубани у ст. Барсуковской», «Беломечетский песчаный карьер»), Грачевского района «Роща сосны крымской», Новоалександровского городского округа («Карамалиновский песчаный карьер»), Изобильненского городского округа « Озеро Птичье»);

- по передаче под охрану 24 памятников города Пятигорска (Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Группа великовозрастных деревьев в ПКиО им. Кирова», «Группа тополей Болле», «Гора Машук», «Гора Дубровка»), города Кисловодска («Сказа «Замок коварства и любви», «Скалы «Броненосец» и «Миноносец», «Лермонтовский водопад», Предгорного муниципального округа («Гора Юца», «Гора Шелудивая», Георгиевского городского округа («Георгиевский песчаный карьер»), города Ставрополя («Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Холодный родник», «Михайловский родник», «Урочище родника «Корыта»), Грачевского района («Роща сосны крымской»), Шпаковского района («Дендрарий СНИИСХ», «Гора Острая», «Балка второй рог», «Ландшафты высотной поясности Ставропольской горы»), Нефтекумского городского округа («Камыш- Бурунский пойменный лес»), Петровского городского округа («Гора Куцай»), Изобильненского городского округа («Озеро Птичье»);

- по утверждению положений о 2 государственных природных заказников краевого значения, расположенных на территориях города Ставрополя («Формика»), Петровского городского округа («Урочище Пески»);

- по установлению границ 2 заказников краевого значения, расположенных на территориях города Ставрополя («Формика»), Петровского городского округа («Урочище Пески»);

- по внесению в ЕГРН сведений о границах 13 заказников, расположенных на территории Предгорного муниципального округа («Большой Ессентучок», «Малый Ессентучок», «Бугунтинский»), Шпаковского муниципального округа («Ставрополец»), города Ставрополя («Формика»), Нефтекумского городского округа («Дюна», «Восточный», «Бажиган»), Курского муниципального округа («Степан бугор»), Арзгирского муниципального округа («Арзгирский»), Изобильненского городского округа («Новотроицкий»), Петровского городского округа («Урочище пески»);

- не приняты меры по установлению охранных зон 65 памятников природы.

Представление прокуратуры Ставропольского края от 05.07.2021 направлено в адрес Губернатора Ставропольского края.

23.08.2021 Губернатором Ставропольского края направлено в адрес административного истца сообщение о том, что представление прокурора рассмотрено на совещании 13.08.2021 году. В приложении к ответу на представление указано на мероприятия, проводимые министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, отсутствие финансирования, а также сложности при проведении процедуры экологического обследования и установлению границ ООПТ.

Судом установлено, что в настоящее время не утверждены паспорта на шесть памятников.

Так, приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 11.08.2015 № 270 утверждена форма паспорта памятника природы краевого значения в Ставропольском крае.

Паспорт памятника природы является документом, который заполняется на основании правоустанавливающих документов, материалов экологического обследования и оценки современного состояния.

Согласно Форме паспорта памятника природы краевого значения в Ставропольском крае в нем указываются: название памятника природы, дата создания, цели создания и его ценность, месторасположение, площадь памятника и охранной зоны, географическое положение, границы памятника природы, границы охранной зоны, и др.

В приложениях к паспорту памятника природы приводятся: схема памятника природы; координаты характерных точек границы памятника природы (в случае их наличия); фотографии, иллюстрирующие состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов; иная информация.

В нарушение статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, Приказа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 11.08.2015 № 270, п. 10.16 Положения о Министерстве от 02.07.2012 № 221-п до настоящего времени не разработаны и не утверждены паспорта шести памятников природы регионального значения: «Великовозрастное дерево ореха грецкого», «Великовозрастное дерево сосны Сосновского», «Великовозрастные тополя (ул. ФИО4)», «Группа тополей Болле», «Дендрарий СНИИСХ», «Роща сосны крымской».

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части, установленной судом, нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие мер для утверждений документов, положений, паспортов памятников природы и заказников, по установлению границ, внесению в ЕГРН соответствующих сведений, по утверждению охранных обязательств, способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на ООПТ.

Кроме того, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, при этом проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они полностью подтверждаются материалами дела, основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального и процессуального права, их регулирующих.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Ссылка в апелляционном представлении о признании бездействия Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края в части неприятия мер, не нашли своего подтверждения, при этом сроки выполнения данных обязательств находятся в зависимости от объективных обстоятельств в том числе независящих от исполнителей, в том числе вызванных необходимостью согласования проекта решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ со значительным количеством министерств и иных федеральных органов, что было учтено судом при установлении сроков исполнения судебного решения.

Иные доводы представления не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и, с точки зрения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда, является правильным.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 января 2022 года оставить без изменения – апелляционное представление без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Э.А.Шеховцова

Судьи Ж.А.Пшеничная

Л.А.Болотова