ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-833/2018 от 13.03.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело 33а-833/2018 Докладчик Кирюшина О.А. Судья Королев А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

и судей Кирюшиной О.А., Семенова А.В.

при секретаре Семиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 марта 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации города Коврова Владимирской области и апелляционное представление Ковровского городского прокурора на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 27 ноября 2017 года, которым постановлено:

Признать незаконным раздел 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации города Коврова от 14 апреля №896 в части, в которой общество с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» лишено с 01 января 2018 года статуса единой теплоснабжающей организации в отношении объектов, указанных в разделе 2 приложения №2 к постановлению администрации города Коврова от 14 апреля 2017 года №896.

Признать незаконным пункт 3.1 постановления администрации города Коврова от 14 апреля 2017 года №896 в части, в которой общество с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» лишено с 01 января 2018 года статуса единой теплоснабжающей организации в отношении объектов, указанных в разделе 2 приложения №2 к постановлению администрации города Коврова от 14 апреля 2017 года №896.

Признание частично незаконным пункта 3.1 постановления администрации города Коврова от 14 апреля 2017 года №896 означает, что после 01 января 2018 года сохраняет силу пункт 2.2 указанного постановления, согласно которому единой теплоснабжающей (теплосбытовой) организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения, на территории муниципального образования город Ковров определено ООО «Ковровская ЭнергоТепловаяКомпания» - для объектов, указанных в разделе 2 приложения №2 к данному постановлению.

Меры предварительной защиты, установленные определением Ковровского городского суда Владимирской области от 10 ноября 2017 года сохранены до исполнения решения суда.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации города Коврова.

Заслушав доклад судьи Кирюшиной О.А., объяснения представителей административного ответчика администрации города Коврова Владимирской области по доверенности Акинфиева И.О., заинтересованного лица Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности Меньшова М.А., заинтересованного лица ООО «Владимиртеплогаз» Рузина С.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Владимирской области Ярцева Ю.В., подержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления; представителей административного истца ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» по доверенности Лебедева М.Ю., директора Немчиновой Е.А., заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Владимирской области по доверенности Ткачевой О.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

в соответствии с постановлениями администрации города Коврова Владимирской области в период с 2011 по 2017 года при утверждении Схем теплоснабжения города Коврова ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» определялась в качестве единой теплоснабжающей организацией (далее по тексту - ЕТО) для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории города Коврова в соответствии с утвержденным перечнем, в том числе в отношении «шестого микрорайона».

Постановлением администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» при актуализации Схемы теплоснабжения на 2018 год была утверждена новая Схема теплоснабжения до 2032 года.

Согласно пункту 3.1 с 01 января 2018 года в качестве ЕТО для объектов, указанных в разделе 1, разделе 2 приложения №2 к настоящему постановлению, определено ООО «Владимиртеплогаз». При этом в раздел 2 приложения №2 вошли объекты теплоснабжения «шестого микрорайона».

В раздел 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» не включена с 01 января 2018 года в перечень ЕТО города Коврова.

Административный истец ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующим с момента принятия пункта 3.1 постановлением администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» в части словосочетания «разделе 2», а также раздела 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части исключающей ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» из перечня ЕТО с 01 января 2018 года.

В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе актуализации Схемы теплоснабжения города Коврова на 2018 год участникам рынка теплоснабжения было предложено представить документы для определения ЕТО на 2018 года. По результатам рассмотрения заявок ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» было лишено статуса ЕТО в отношении спорных объектов теплоснабжения. Полагает, что оснований, установленных пунктом 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года №808 не имелось. Кроме того, общество владеет 100% теплосетей в указанном микрорайоне и имеет больший размер собственного капитала по сравнению с ООО «Владимиртеплогаз».

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» по доверенности Лебедев М.Ю. поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.

Административный ответчик администрация города Коврова, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила. Ранее в судебном заседании ее представитель по доверенности Акинфиев И.О. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что выбор ЕТО производился органом местного самоуправления в процессе установления новой Схема теплоснабжения города Коврова, в ходе которого на конкурсной основе, с учетом критериев предусмотренных пунктами 3-9 Правил организации теплоснабжения в отношении спорных объектов в качестве ЕТО определено ООО «Владимиртеплогаз». Так же указал, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, в связи с чем пропущен срок для его обжалования.

Представитель заинтересованного лица ООО «Владимиртеплогаз» по доверенности Рузин С.В. полагал заявленные требования необоснованными по аналогичным основаниям.

Заинтересованные лица Министерство энергетики Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Владимирской области, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, Федеральная антимонопольная служба, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайства об отложении не заявили.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

29 января 2018 года определением Ковровского городского суда Владимирской области от 29 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» исправлена описка.

В абзацах 2-3 резолютивной части указанного решения слова «Признать незаконным» заменить словами «Признать незаконным с 01.01.2018 года».

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 06 марта данное определение было отменено.

В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация города Коврова Владимирской области просит отменить решение, считая его незаконным, ссылаясь на необоснованность вывода суда о фактическом лишении статуса ЕТО ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания», поскольку данный статус необходимо подтверждать в процессе актуализации Схемы теплоснабжения. ООО «Владимиртеплогаз» отвечает всем установленным для ЕТО критериям.

Ковровский городской прокурор в апелляционном представлении просит решение суда отменить по аналогичным основаниям, дополнительно указав, что данный спор ошибочно рассмотрен судом в порядке обжалования нормативных правовых актов. Кроме того в нарушение статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения отсутствует указание суда с какого времени нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» утверждена Схема теплоснабжения города Коврова на период до 2032 года согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

Постановление опубликовано в печатном издании «Ковровская неделя» (спецвыпуск №15, №16 от 21 апреля 2017 года).

Суд первой инстанции, установив, что данное постановление обладает признаками нормативного правового акта, пришел к выводу о необходимости рассмотрения данного спора в порядке главы 21 КАС РФ.

Судебная коллегия полагает данный вывод правильным по следующим основаниям.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9 и 10 постановления Пленума Верховного суда Российской федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В свою очередь, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2). Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 15).

Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участия в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

В силу части 7 статьи 23 названного федерального закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Таким образом, указанное постановление содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в соответствующей сфере, то есть является правовым актом, оспаривание которого суд первой инстанции правильно рассмотрел в порядке главы 21 КАС РФ.

Следовательно не подлежит применению статья 219 КАС РФ, устанавливающая срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт (его часть), действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Предметом проверки в данном деле являются положения пункта 3.1 постановлением администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» в части словосочетания «разделе 2», а также раздела 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части исключающей ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» из перечня ЕТО с 01 января 2018 года.

Вместе с тем, 20 декабря 2017 года администрацией города Коврова Владимирской области принято постановление №3748 «О внесении изменений в постановление администрации г.Коврова от 14 апреля 2017 года №896 «Об организации теплоснабжения муниципального образования г.Ковров».

В соответствии с данным постановлением в постановление администрации г.Коврова от 14 апреля 2017 года №896 «Об организации теплоснабжения муниципального образования г.Ковров» внесены изменения, а именно пункт 3.1 изложен в следующей редакции: «3.1 ООО «Владимиртеплогаз» - для объектов, указанных в разделе 1 приложения №2 к настоящему постановлению». Кроме того постановление дополнено пунктом 3.9 следующего содержания «3.9 ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания»» - для объектов, указанных в разделе 2 приложения №2 к настоящему постановлению».

Кроме того 25 декабря 2017 года администрацией города Коврова Владимирской области принято постановление №3852 «О внесении изменений в постановление администрации г.Коврова от 14 апреля 2017 года №896 «Об организации теплоснабжения муниципального образования г.Ковров», в соответствии с которым раздел 9 постановления администрации г.Коврова от 14 апреля 2017 года №896 «Об организации теплоснабжения муниципального образования г.Ковров» дополнен словами: «9. ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания»».

Данные постановления опубликованы на официальном сайте администрации города Коврова Владимирской области «kovrov-gorod.ru» 20 и 25 декабря 2017 года, соответственно.

Таким образом, на дату настоящего судебного заседания пункт 3.1 постановления администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров», а также раздел 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в оспариваемой административным истцом редакции утратили силу, в связи с чем перестали затрагивать права и интересы административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие прекращению производства по административному делу, отсутствуют и судом не установлены.

Как следует из постановления администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» отношения, связанные с определением статуса ЕТО для объектов, указанных в разделе 2 приложения №2 к настоящему постановлению, подлежали применению с 01 января 2018 года, однако до начала их возникновения были изменены. В связи с чем, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части как в период действия, так и после утраты им силы, не применялся, в том числе и в отношении административного истца, перестал затрагивать его права и законные интересы.

С учетом изложенного, и поскольку судом установлены: прекращение действия постановления администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» в оспариваемой части, а также отсутствие применения оспариваемых положений, повлекшего нарушение их прав и законных интересов как в период его действия, так и после утраты силы, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 КАС РФ основания для прекращения производства по настоящему административному делу.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что производство по настоящему делу в части оспаривания пункта 3.1 постановления администрации города Коврова №896 от 14 апреля 2017 года «Об организации теплоснабжения муниципального образования город Ковров» в части словосочетания «разделе 2», а также раздела 9 Схемы теплоснабжения, утвержденной данным постановлением, в части, исключающей ООО «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» из перечня ЕТО с 01 января 2018 года, подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 27 ноября 2017 года – отменить, производство по делу прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Председательствующий Е.П. Астровко

Судьи: О.А. Кирюшина

А.В.Семенов