ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8386/20 от 10.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-8386/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.

судей - Кучеренко Н.В., Мостовенко Н.Р.,

с участием секретаря судебного заседания – Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Бахчисарая Республики Крым, главе Администрации города Бахчисарая Республики Крым, заинтересованные лица – Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым в лице Министерства культуры Республики Крым, Отдел по вопросам градостроительства, архитекторы, земельных ресурсов Администрации города Бахчисарая Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

по апелляционному представлению заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Рыбакова И.А. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления,

заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом заявлений об уточнении административного искового заявления от 12 марта 2020 года и от 08 июля 2020 года, просит:

- признать незаконным бездействие администрации города Бахчисарая Республики Крым, выразившееся в непринятии достаточных и своевременных мер по устранению нарушений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия;

- обязать администрацию города Бахчисарая Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на регистрацию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения, а именно: Фонтан «Бурма- Чешме», 1748 года, «Часовня-склеп семьи Михайли», 1899 год, «Кладбище дворцовое», XVI-XVIII века, Мечеть «Молла-Мустафа», XVII-XVIII век, «Братское кладбище советских воинов», 1944 год, «Могила генерал- адъютанта, барона ФИО1», 1855 год, «Могила генерал-майора П.В. Веймарна», 1855 год, «Памятный знак в честь партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1958 год, «Памятный знак в честь водителей-фронтовиков» автомобиль «ГАЗ-АА», 1941-1945 годы, 1985 год, «Памятник Исмаилу Гаспринскому», (скульптуры ФИО2, ФИО3), 2004 год, «Памятник А.С. Пушкину» (скульптор ФИО4, архитекторы ФИО5, ФИО6, ФИО7), 1999 год, «Братская могила бойцов Бахчисарайского красногвардейского отряда», 1918-1920 годы, «Братская могила подпольной антифашистской группы Бахчисарая», 1944 год, 1957 год, «Братское кладбище советских воинов, умерших в госпиталях и погибших в боях», 1944 год, 1948 год, 1957 год, «Могила Героя Советского Союза ФИО8», 1944 год, «Могила героя Советского Союза ФИО9», 1944 год, «памятник В.И. Ленину» (скульптор ФИО10, архитекторы ФИО5, ФИО11), 1986 года, «Памятник в честь воинов-интернационалистов», 2009 год, «Братская могила участников обороны Севастополя, умерших в госпиталях», 1854-1856 годы, «Памятный знак на месте массовой гибели советских воинов в годы Великой Отечественной войны (1987 год)»;

- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на регистрацию права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия, а именно: Фонтан «Бурма-Чешме», 1748 года, «Часовня-склеп семьи Михайли», 1899 год, Мечеть «Молла-Мустафа», XVII-XVIII век, «Памятный знак в честь партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1958 год, «Памятный знак в честь водителей-фронтовиков» автомобиль «ГАЗ-АА», 1941-1945 годы, 1985 год, «Памятник Исмаилу Гаспринскому», (скульптуры ФИО2, ФИО3), 2004 год, «Памятник А.С. Пушкину» (скульптор ФИО4, архитекторы ФИО5, ФИО6, ФИО7), 1999 год, «памятник В.И. Ленину» (скульптор ФИО10, архитекторы ФИО5, ФИО11), 1986 года, «Памятник в честь воинов-интернационалистов», 2009 год, «Братская могила участников обороны Севастополя, умерших в госпиталях», 1854-1856 годы.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бахчисарайского района Республики Крым проведена проверка исполнения должностными лицами администрации города Бахчисарая законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также земельного законодательства. Проверкой прокуратуры установлено отсутствие надлежаще оформленной документации, подтверждающей право собственности на земельные участки, которое отнесено за органом местного самоуправления и ведет к исключению возможности администрации города Бахчисарая Республики Крым осуществлять деятельность по сохранению объекта культурного наследия.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым.

В поданном апелляционном представлении заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Рыбаков И.А. просит решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование представления указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Выводы суда об отсутствии совокупности необходимых условий подтверждающих бездействие администрации города Бахчисарай не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ответчиком не представлено доказательств о принятии мер, направленных на постановку на учет и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия регионального значения.

Относительно доводов апелляционного представления представителем Администрации города Бахчисарая Республики Крым ФИО12 поданы возражения, в которых представитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. по основаниям, изложенным в апелляционном представлении, просил отменить решение суда первой инстанции.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года №627 «Об отнесении объектов культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» на территории муниципального образования Бахчисарайский район находятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры): Фонтан «Бурма-Чешме», 1748 года, «Часовня-склеп семьи Михайли», 1899 год, Мечеть «Молла-Мустафа», XVII-XVIII век, «Памятный знак в честь партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1958 год, «Памятный знак в честь водителей-фронтовиков» автомобиль «ГАЗ-АА», 1941-1945 годы, 1985 год, «Памятник Исмаилу Гаспринскому», (скульптуры ФИО2, ФИО3), 2004 год, «Памятник А.С. Пушкину» (скульптор ФИО4, архитекторы ФИО5, ФИО6, ФИО7), 1999 год, «памятник В.И. Ленину» (скульптор ФИО10, архитекторы ФИО5, ФИО11), 1986 года, «Памятник в честь воинов-интернационалистов», 2009 год, «Братская могила участников обороны Севастополя, умерших в госпиталях», 1854-1856 годы.

Указанные объекты являются объектами культурного наследия регионального значения.

20 марта 2019 года заместителем прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Рыбаковым И.А. было внесено представление №01-44-2019 в адрес Главы администрации города Бахчисарая ФИО13 об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства. Указано, что в нарушение норм действующего законодательства администрацией не осуществлены меры по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения.

По результатам рассмотрения вышеуказанного представления был дан ответ от 12 апреля 2019 года, в соответствии с которым Администрация не вправе распорядиться бюджетными средствами для решения вопросов, изложенных в представлении прокуратуры Бахчисарайского района от 20 марта 2019 года №01-44-2019.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия виновного противоправного бездействия административного ответчика в неисполнении мер, направленных на государственную регистрацию прав муниципальной собственности на объекты культурного наследия регионального значения и земельных учстков.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьей 3.1 названного закона, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьёй (часть 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (часть 2).

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учётом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития (часть 3).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьёй 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 статьи 7).

Согласно частям 2, 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ).

Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Аналогичные нормы о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлены в статье 12 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 г. № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» (далее закон № 68-ЗРК).

Согласно сведениям Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 05.02.2020 года №01-07/637, объекты культурного наследия: Фонтан «Бурма-Чешме», 1748 года, «Часовня-склеп семьи Михайли», 1899 год, «Кладбище дворцовое», XVI- XVIII века, Мечеть «Молла-Мустафа», XVII-XVIII век, «Братское кладбище советских воинов», 1944 год, «Могила генерал-адъютанта, барона ФИО1», 1855 год, «Могила генерал-майора П.В. Веймарна», 1855 год, «Памятный знак в честь партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1958 год, «Памятный знак в честь водителей-фронтовиков» автомобиль «ГАЗ-АА», 1941-1945 годы, 1985 год, «Памятник Исмаилу Гаспринскому», (скульптуры ФИО2, ФИО3), 2004 год, «Памятник А.С. Пушкину» (скульптор ФИО4, архитекторы ФИО5, ФИО6, ФИО7), 1999 год, «Братская могила бойцов Бахчисарайского красногвардейского отряда», 1918-1920 годы, «Братская могила подпольной антифашистской группы Бахчисарая», 1944 год, 1957 год, «Братское кладбище советских воинов, умерших в госпиталях и погибших в боях», 1944 год, 1948 год, 1957 год, «Могила Героя Советского Союза ФИО8», 1944 год, «памятник В.И. Ленину» (скульптор ФИО10, архитекторы ФИО5, ФИО11), 1986 года, «Памятник в честь воинов-интернационалистов», 2009 год, «Братская могила участников обороны Севастополя, умерших в госпиталях», 1854-1856 годы, - отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как следует из сведений, предоставленных из Единого государственного реестра недвижимости, указанные объекты культурного наследия на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

В соответствии с положениями статьи 9.3. Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Аналогичная норма закреплена в подпункте 13 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования – городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённого решением Бахчисарайского городского совета Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 39.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Как было установлено ранее объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования Бахчисарайский район, Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года №627 «Об отнесении объектов культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» отнесены к объектам культурного значения регионального значения. Данных об отнесении указанных в исковом заявлении прокурора объектов к объектам культурного наследия местного (муниципального значения), а также данных о передачи их в муниципальную собственность не имеется.

В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

С учетом изложенных положений гражданского законодательства, отсутствия данных о постановке объектов культурного наследия регионального значения на учет, как бесхозяйных, и решения суда о признании права муниципальной собственности, доводы прокурора о возникновении у административного ответчика обязанности зарегистрировать право собственности на бесхозяйные объекты культурного наследия не могут быть приняты во внимание.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии виновного противоправного бездействия административного ответчика в неисполнении мер, направленных на государственную регистрацию прав муниципальной собственности на приведённые выше объекты культурного наследия регионального значения и земельные участки, на которых они расположены.

Кроме того, по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичным полномочиями, суд, в том числе выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено выше сведения об объектах культурного наследия внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

В соответствии с часть 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого собственник недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе органы местного самоуправления, должны обратиться в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации прав.

С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, судебная коллегия полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они расположены, не нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту которых прокурором подано настоящее административное исковое заявление, поскольку указанные объекты культурного наследия внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем, с учетом положений Федерального закона № 73-ФЗ, подлежат государственной охране, сохранению, использованию и популяризации.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконным бездействия Администрации города Бахчисарая Республики Крым в части непринятия мер по регистрации права собственности на объекты культурного наследия регионального значения и земельных участков, на которых они расположены.

По сути, доводы апелляционного представления о нарушении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционном представлении не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Рыбакова И.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Н.В. Кучеренко

Судья: Н.Р. Мостовенко