ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8388/2021 от 26.05.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Величко М.Г. Дело № 33а-8388/2021

УИД 61RS0025-01-2021-000053-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Ю.М.,

судей: Яковлевой Э.Р., Богатых О.П.,

при секретаре Горбатько А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации к МСПКК «Альянс-Кредит», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, заинтересованное лицо: МИФНС России № 13 по Ростовской области, о ликвидации потребительского кооператива, по апелляционной жалобе ФИО13 на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 24 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Яковлевой Э.Р., судебная коллегия по административным делам

установила:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации потребительского кооператива МСПКК «Альянс-Кредит».

В обоснование заявленных требований указано, что МСПКК «Альянс-Кредит» является организацией, поднадзорной Банку России.

По результатам рассмотрения писем Кооператива от 25 сентября 2020 года № 85, от 21 сентября 2020 года № 90, а также Отчета о деятельности кооператива за первое полугодие 2020 года выявлены нарушения ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Указаний Банка России № 4299-У от 27.02.2017 «О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов».

Ранее МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в течение одного года неоднократно нарушались требования законодательства и нормативных актов Банка России. В связи с неисполнением предписаний и запросов Банка России МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» неоднократно привлекалось к административной ответственности.

Административный истец указал, что реализуемые Банком России надзорные процедуры в виде мер воздействия не оказали долговременного положительного воздействия на снижение уровня регуляторного риска МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ». Кроме того, длительное несоблюдение числовых финансовых нормативов с 2019 года и выявленные нарушения иных финансовых нормативов в 2020 году свидетельствуют об утрате МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» финансовой устойчивости и создают угрозу неисполнения своих обязательств перед кредиторами (пайщиками).

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд: ликвидировать Межрайонный Сельскохозяйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ»; обязать учредителей ликвидировать Межрайонный Сельскохозяйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в шестимесячный срок.

Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 24 февраля 2021 года административные исковые требования ЦБ РФ удовлетворены.

Суд постановил ликвидировать Межрайонный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альянс-Кредит»; обязать ФИО1, ФИО17, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 ликвидировать Межрайонный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альянс-Кредит» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом также с Межрайонного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альянс-Кредит» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6000 руб.

В апелляционной жалобе ФИО13 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Заявитель жалобы ссылается на то, что кооператив числовые значения финансовых нормативов привел в соответствие, ввиду чего не имеется оснований для ликвидации МСПКК «Альянс-Кредит».

В судебном заседании административного истца – ФИО18, действующая на основании доверенности, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО13 - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений ЦБ РФ, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, МСПКК «Альянс-Кредит» создан 22 июля 2007 года и является действующим юридическим лицом.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, председателем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» является ФИО13, учредителями кооператива являются ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16

В соответствии с п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обязан соблюдать числовые значения финансовых нормативов, установленных Указанием Банка России от 27 февраля 2017 года № 4299-У «О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов».

По результатам рассмотрения писем кооператива от 25 сентября 2020 года № 85, от 21 сентября 2020 года № 90, а также отчета о деятельности кооператива за первое полугодие 2020 года выявлены нижеследующие нарушения.

1) Нарушения ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Указаний Банка России № 4299-У, поскольку согласно данным расчета числовых значений финансовых нормативов, представленным в ответе МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» на запрос Банка России от 2 сентября 2020 № T1-52-4-08/69974:

- числовое значение финансового норматива ФН1 (финансовый норматив соотношения величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива) по состоянию на 30 июня 2020 года составляет 0,33%. При этом п.п. 1 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 с 1 июня 2020 года для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) 5%;

- числовое значение финансового норматива ФН2 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива) по состоянию на 30 июня 2020 года составляет 30,83%. При этом п.п. 2 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено максимально допустимое числовое значение ФН2 для СКПК 20%;

- числовое значение финансового норматива ФН4 (финансовый норматив соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива, вступил в силу с 1 июня 2020 года) по состоянию на 30 июня 2020 года составляет 0,21%. При этом п.п. 4 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено минимально допустимое числовое значение ФН4 для СКПК 3%;

- числовое значение финансового норматива ФН6 (финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства и задолженность по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом) по состоянию на 30 июня 2020 года составляет 34,46%. При этом, п.п. 6 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для СКПК - 70%;

- числовое значение финансового норматива ФН7 (финансовый норматив соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев) по состоянию на 30 июня 2020 года составляет 51,88%). При этом частью 1 Указания Банка России № 4299-У установлено минимально допустимое числовое значение ФН7 для СКПК - 70%.

2) Нарушение требований ст. 35 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а именно: величина чистых активов МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» имеет отрицательную величину (-15 079,24 тыс. руб.). При этом величина сформированного паевого фонда составляет 69 тыс. руб. (счет ОСВ 80).

Также установлено, что ранее МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в течение одного года неоднократно нарушались следующие требования законодательства и нормативных актов Банка России.

1) Нарушение требований ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к соблюдению финансовых нормативов:

- ФН1 по состоянию на 30 сентября 2019 года составил 1,36% (п.п. 1 п. 11 ст. 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 для кредитных кооперативов 3%).

- ФН3 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа и (или) займов одному члену кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом) по состоянию на 30 сентября 2019 года составил 29,82%. В то же время п.п. 3 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено максимальное допустимое числовое значение ФН3 для кредитных кооперативов 25%.

- ФН6 по состоянию на 30 сентября 2019 года составил 25,41%. При этом п.п. 6 п. 11 ст. 40.1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для кредитных кооперативов - 70%.

В связи с данными нарушениями МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от 22 января 2020 года № Т3-2-11/1774. Нарушения, послужившие основанием для направления данного предписания, не устранены, ввиду чего МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.38 КоАП Российской Федерации, вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17 ноября 2020 года №20-9358/3110-1.

Также допущены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 40.2 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в части неисполнения запросов Банка России от 24 января 2020 № Т3-2-11/2086, от 11 июня 2020 года № Т3-2- 11/14737, в связи с чем административному ответчику направлялись предписания.

Кроме того, МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности за нарушение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также за нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации: по ч. 1 ст. 15.38 КоАП Российской Федерации (постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21 февраля 2020 года №20-1763/3110-1); по ч. 4 ст. 15.38 КоАП Российской Федерации (постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 8 августа 2019 года №19-16344/3110-1); по ч. 1 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации (постановление о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении от 1 апреля 2019 года №ТУ-60-ЮЛ-19-5185/3120-1); по ч. 1 ст. 15.38 КоАП Российской Федерации (постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21 февраля 2019 года №18-23367/3110-1). В связи с неуплатой наложенных штрафов, МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлекался к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП Российской Федерации.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные административным ответчиком нарушения не устранены, реализуемые Банком России надзорные процедуры в виде мер воздействия не оказали долговременного положительного воздействия на снижение уровня регуляторного риска МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ». Длительное несоблюдение числовых финансовых нормативов с 2019 года и выявленные нарушения иных финансовых нормативов в 2020 году свидетельствуют об утрате МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» финансовой устойчивости и создают угрозу неисполнения своих обязательств перед кредиторами (пайщиками).

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно п. 12 ст. 76.1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

Согласно п.п. 3 п. 11 ст. 40.2 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Установленное неоднократное в течение года нарушение требований, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Указаний Банка России от 27 февраля 2017 года № 4299-У «О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов» является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации потребительского кооператива.

В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеперечисленными нормами права, учел доводы сторон, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам и пришел к верному выводу о том, что МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» подлежит ликвидации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время требования числовых значений финансовых нормативов кооперативом приведены в соответствие с законодательством, объективно ничем не подтверждены, доказательств заявителем апелляционной жалобы не представлено.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке и удовлетворения апелляционной жалобы, не установлено.

С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Багаевского районного суда Ростовской области от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО13 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.М. Москаленко

Судьи: Э.Р. Яковлева

О.П. Богатых

Мотивированное апелляционное определение составлено 4 июня 2021 года.