ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-841/2016 от 10.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-841-2016

судья Набережнева Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей краевого суда Ходюкова Д.С., Карабельского А.А.,

при секретаре Фёдоровой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 марта 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Оловяннинское» об обязании уничтожить дикорастущую коноплю,

по апелляционной жалобе главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Кочерги А.А.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 17 декабря 2015 года, которым постановлено исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» уничтожить дикорастущую коноплю, ежегодно произрастающую на местности, расположенной на территории городского поселения «Оловяннинское» <адрес> в районе свалки бытовых отходов в срок до 01.06.2016 года.

Заслушав доклад судьи краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

и.о. прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Дьяков Н.О. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки состояния законности принятых мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков установлено, что администрация городского поселения «Оловяннинское» ненадлежащим образом осуществляет деятельность, направленную на выведение наркотических средств из оборота. На территории городского поселения «Оловяннинское» примерно на расстоянии 1 км северо-западнее п. Оловянная, в районе свалки бытовых отходов располагается очаг дикорастущей конопли общей площадью 1 га. С учетом уточнений, просил обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» уничтожить дикорастущую коноплю, ежегодно произрастающую на местности, расположенной на территории городского поселения «Оловяннинское» <адрес> в районе свалки бытовых отходов.

Определением суда от 28 октября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Оловяннинский район».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации городского поселения «Оловяннинское» Кочерга А.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения не отнесены полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере обращения с наркотическим средствами, психотропными веществами и их прекурсорами. Полагает, что применив в обоснование решения постановление администрации муниципального района «Оловянинский район» от 23.10.2013 № 453, незаконно расширил круг полномочий администрации городского поселения «Оловяннинское». Указывает, что финансовые обстоятельства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета, тем самым у администрации городского поселения «Оловяннинское» отсутствует не только обязанность», но и право проводить мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли. Указанный земельный участок, где произрастает дикорастущая конопля на праве собственности или ином праве, администрации городского поселения «Оловяннинское» не принадлежит. Считает, что обязанность по уничтожению дикорастущей конопли должны быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район». Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрация муниципального района «Оловяннинский район» Рыжковой Т.Б., прокурора прокуратуры Забайкальского края Ангарской О.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 № 3-ФЗ юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).

Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года № 934, в данный перечень включено дикорастущее растение - конопля.

Из материалов дела видно, что на местности, расположенной на территории городского поселения «Оловяннинское» <адрес> на территории свалки бытовых отходов ежегодно произрастает дикорастущее растение - конопля. Свалка является отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения п. Оловянная. Отходы, размещенные на этой свалке, хранятся постоянно и в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается. Право собственности на свалку не зарегистрировано.

Принимая оспариваемое решение, суд пришел к выводу о том, что обязанность по уничтожению конопли должна быть возложена на администрацию городского поселения «Оловяннинское», поскольку очаг ее произрастания обнаружен на земельном участке, находящемся в пределах городского поселения.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 этого Федерального закона установлено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Из приведенных выше норм следует, что отведенное место для складирования отходов производства и потребления населения, каким является свалка, на которой растет конопля, не может находиться в собственности поселения, поскольку оно относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Следовательно, в силу приведенных выше положений части 3 статьи 29 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» лицом, ответственным за их уничтожение растущей на территории свалки конопли является администрация муниципального района «Оловяннинский район».

При изложенных обстоятельствах, решение суда в указанной части нельзя признать правильным, в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения о возложении обязанности по уничтожению дикорастущей конопли на администрацию муниципального района.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 17 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» уничтожить дикорастущую коноплю, ежегодно произрастающую на местности, расположенной на территории городского поселения «Оловяннинское» <адрес> на территории свалки бытовых отходов.

Председательствующий:

Судьи: