Судья Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-8454/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Усовой Н.М. и Харина Р.И.,
при секретаре Колесниковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании незаконным отказа в восстановлении в очереди граждан имеющих право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, обязании устранить допущенные нарушения прав,
по апелляционной жалобе представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 09 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что ее мать, ФИО3 24.07.1996, на основании постановления мэра Катангского района за № 45-п от 05.03.2003 «Об утверждении списков очередности граждан (пенсионеров) и работающих граждан с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, имеющих право на получение жилищных субсидий для выезжающих из районов Крайнего Севера», была включена в список под порядковым № 37, в категории «пенсионеры», в указанный список так же были включены члены семьи ФИО3 дочь ФИО1, зять ФИО4, внук ФИО5, что подтверждается архивной выпиской от 10.11.2015 № С-191. Основанием постановки на учет ФИО3 являлось то, что она являлась пенсионеркой по старости. Её мать ФИО3 умерла "дата изъята", так как она является законным правопреемником ФИО3, а также она была включена в список как член семьи своей матери, считает, что она имеет право восстановления в очереди по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996 ссылаясь на Федеральный закон от 25.10.2002 г. №125 ФЗ были внесены изменения Федеральным законом № 212-ФЗ от 17.07.2011 г. «О внесении изменении в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», административный истец указывает, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. На основании вышеприведенных норм, она обратилась к административному ответчику с заявлением о восстановлении в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья меня как члена семьи ФИО3 в очереди по дате подачи заявления, т.е. с 24,07.1996. 13.12.2017 ею был получен отказ в восстановлении, как указывает административный ответчик по следующим основаниям: в случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 1 января 2012 года, он подлежит снятию с учета в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879. Сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина не предусматривалось. Учитывая, что ФИО3, умерла "дата изъята", правовых основании для восстановления административного истца и членов ее семьи, в очереди граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных районов к ним - административный ответчик не усматривает. Считает отказ ответчика от 13.12.2017 незаконным, основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующие отношения по получению жилищной субсидии и это ухудшает положение граждан, которые состояли на учете до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ по сравнению с гражданами, вставшими на учет после 1 января 2012г., что привело к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии). Так как она является дочерью и членом семьи ФИО3, что подтверждается (свидетельством о рождении и свидетельством о браке, подтверждающее смену фамилии) а так же на основании архивной выпиской от 10.11.2015 г. № С-191, она была принята на учет 24.07.1996 вместе с остальными членами семьи ФИО3; ФИО4 и ФИО5 Федеральное законодательство от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, действительно не содержало нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, на ее получение, с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии, но и не ограничивало это право, и не исключало такой возможности для гражданина. Соответственно, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ. то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Следовательно, административный истец, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, исходя из факта смерти ее матери ФИО6 до 1 января 2012 г.
Просила с учетом уточнений требований, признать незаконным отказ Управление социальной защиты населения по городу Иркутску от 13.12.2017 года № 9305 в восстановлении в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1, ФИО1, ФИО4 по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996, обязать Управление социальной защиты населения по городу Иркутску, восстановить в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1 (данные изъяты) с членами семьи ФИО4, ФИО5, с 24.07.1996, т.е. с даты подачи заявления.
Решением суда требования ФИО1 к ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, считает его незаконным ввиду неправильного применения норм материального права, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значения для дела. Указывает, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом пропущен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителей ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» ФИО7, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1 - ФИО8, согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно архивной справке Архивного отдела администрации муниципального образования «Катангский район» от 01.12.2017г. № С-170, в документах архивного фонда Р-39 «Администрация Катангского района», в постановлениях мэра Катангского района за 2003 год значится постановление от 05.03.2003г. № 45-п «Об утверждении списков очередности граждан (пенсионеров) и работающих граждан с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, имеющих право на получение жилищных субсидий для выезжающих из районов Крайнего Севера». В списке, утвержденным данным постановлением, под порядковым номером 37 значится ФИО3, (так в документе). «Год постановки на учет - 24.07.1996. Дата возникновения льготы - 30.05.1987. Фамилия имя отчество принятого на учет. Состав семьи (ФИО, родственные отношения) - ФИО3, (так в документе), дочь - ФИО1, зять - ФИО4, внук - ФИО5 Данные документов, удостоверяющих личность заявителя, данные справки по инвалидности - данные паспорта "номер изъят" выдан Катангским РОВД 24.12.80 г., Удост. "номер изъят". Адрес занимаемого жилого помещения - "адрес изъят" Номер очереди в книге регистрации - № 118. Наименование мест(а), избранных для постоянного проживания - Иркутск, Ангарск». ОСНОВАНИЕ: Ф. Р-39. On. 1. Д. 143. Л. 4-10.
Кроме того, согласно архивной справке Архивного отдела администрации муниципального образования «Катангский район» от 19.01.2018г. № С-210, в документах архивного фонда Р-39 «Администрация Катангского района», в постановлениях мэра Катангского района, значится постановление от 30.06.1998г. № 109 «Об утверждении списков граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет им желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району по состоянию на 15.01.1998г.", в списке, утвержденном данным постановлением, под порядковым номером 56 значится ФИО3, (данные изъяты), северный стаж - 30 лет, место проживания - "адрес изъят", дата подачи заявления - 24.07.1996г., количество человек - 3. В данном списке разбивка на правоустанавливающие категории отсутствует. ОСНОВАНИЕ: ф. Р-39. on. 1. д. 55. лл. 182-185.
В связи со смертью ФИО3, (данные изъяты) – лица состоявшего в списке лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий для выезжающих из районов Крайнего Севера, дата смерти согласно свидетельству о смерти серии "номер изъят", была снята с очереди с членами своей семьи: дочь - ФИО1, зять - ФИО4, внук - ФИО5
04.12.2017 ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» с заявлением о восстановлении ее и членов её семьи в очереди граждан, имеющих право в предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно ответу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» от 13.12.2017г. № 9305, ФИО1 отказано в восстановлении ее и членов её семьи в очереди. В обоснование указано, что право на получение жилищной субсидии сохраняется за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) в соответствии со статьей 1 от 25 октября 2002 г. № 125- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанная норма применяется с 1 января 2012 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 1 января 2012 года, он подлежал снятию с учета в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879. Сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина не предусматривалось. Учитывая, что ФИО3 умерла "дата изъята", правовые основания для восстановления ФИО1 и членов её семьи в очереди граждан, имеющих право в предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отсутствуют. Кроме того, решением Катанского районного суда Иркутской области от 10.07.2015г., вступившим в законную силу 11.08.2015г., исковые требования по данному вопросу были оставлены без удовлетворения.
Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно абз. 8,9,10 ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истица является членом семьи умершей ФИО3, которая стояла на учете в категории «пенсионеры».
Федеральным законом № 125-ФЗ прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти.
Суд правильно исходил, что ранее действующее законодательство не содержало прямой запрет на данное правопреемство, а поскольку в последующем законодатель закрепил данное право в Федеральном законе, следовательно применение их к ранее возникшим правоотношениям, как улучшающие положение данных лиц, является обоснованным.
Суть доводов апелляционной жалобы сводится к несогласию с оценкой всей совокупности доказательств, приведенной судом в решении. Между тем, правовых оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает. Выводы суда заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты.
Судебная коллегия полагает, что рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений между сторонами и применил закон, их регулирующий.
Доводы жалобы о пропуске административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления обоснованно отклонены судом, поскольку о нарушении своих прав ФИО1 стало известно из ответа ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» № 9305 от 13.12.2017, административное исковое заявление подано в суд 02.02.2018, то есть предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание, что имеются вступившие в законную силу решения, имеющие преюдициальное значение для дела, является необоснованным, поскольку оснований для применения ст. 64 КАС РФ не имеется.
Таким образом, оснований полагать, что ФИО1 пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд, у судебной коллегии не имеется.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 09 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Н.М. Усова
Р.И. Харин