ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8466/18 от 09.10.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-8466/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 октября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М. и Харина Р.И.

при секретаре Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», Леденцова Д.С. к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании незаконными действий по приостановлению исполнения платежных документов по лицевому счету в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся,

по апелляционной жалобе представителя первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии Кулик О.Е. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 марта 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

первичная профсоюзная организация студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», Леденцов Д.С. обратились в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что первичная профсоюзная организация студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии была создана при создании Академии, являющейся на сегодня Университетом, и объединяет всех студентов учреждения. В соответствии с п. 5, 9 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 августа 2013 г. № 1000 г. Москва «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год. В период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам назначается в зависимости от успешности освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год. В период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачивается всем аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам первого года обучения, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований. В соответствии с п. 11 того же нормативного акта выплата государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений осуществляется организацией один раз в месяц. В соответствии с Приказом по Университету от 21.06.2017 года № 1297 установлен срок выплаты стипендий 23 число каждого месяца.

18.01.2018 Университетом заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с п.1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ, т.е. в целях выплаты стипендии обучающимся (п.1.1, соглашения). ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ открыты лицевые счета в Управлении федерального казначейства по Иркутской области, в том числе отдельный лицевой счет бюджетного учреждения № 21346X05770 для получения субсидий на иные цели, т.е. в соответствии с абз.2 п.1 ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ.

23.01.2018 денежные средства для выплаты стипендий платежными поручениями "номер изъят" в общей сумме (данные изъяты) поступили из федерального бюджета. С 24.01.2018 в профсоюзный комитет студентов ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ массово поступают заявления студентов и других лиц, имеющих право на получение стипендии о не выплате назначенной стипендии и оказании помощи в защиту права на ее получение. Не получена до настоящего времени стипендия за январь 2018 года Леденцовым Д.С., обучающимся в ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ. Согласно информации, полученной в Университете, учреждение не имеет возможности выполнить обязательства по оплате стипендий по причине приостановления административным ответчиком расходных операций по лицевым счетам учреждения, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления Управления Федерального казначейства.

26 января 2018 года Управление федерального казначейства по Иркутской области аннулировало распорядительные платежные документы Университета о перечислении стипендий, в связи с тем, что лицевой счет заблокирован, что подтверждается протоколами от 26.01.2018.

ФГОУ ВО Иркутский ГАУ прекратило выплату стипендий обучающимся из федерального бюджета, в связи с ограничениями, наложенными Управлением федерального казначейства по Иркутской области на лицевые счета учреждения, а именно мер принуждения в виде приостановления операций по счету в связи со следующим. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет имени А.А. Ежевского (далее по тексту Университет) является учреждением, подведомственным Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и финансируемым из федерального бюджета. В результате осуществления деятельности, приносящей доход, в период 2014-2016 года, у ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ образовалась сумма кредиторской задолженности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами. В соответствии с нормами бюджетного законодательства учреждению открыты лицевые счета в управлении Федерального казначейства Иркутской области (далее по тексту казначейство): лицевой счет учреждения, отдельный лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций с целевыми субсидиями и лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. В период с октября 2016 года по настоящее время в Управление федерального казначейства по Иркутской области поступили исполнительные документы по взысканию кредиторской задолженности с Университета в общей сумме более (данные изъяты). Университет не имеет возможности исполнить обязательства по оплате суммы задолженности в связи с отсутствием денежных средств. Так как исполнительные документы не были исполнены учреждением в 30-дневный срок, казначейство приостановило операции по расходованию любых денежных средств по лицевым счетам Учреждения, о чем учреждение уведомлено соответствующим образом.

Административный истец полагает, что не может быть признано нарушением бюджетного законодательства отсутствие у образовательного учреждения средств, необходимых для погашения кредиторской задолженности, и, соответственно, правомерным применение к нему меры принуждения в виде приостановления всех расходных операций по счету, в том числе расходных операций по выплате стипендий из федерального бюджета обучающимся лицам. Действия административного ответчика по приостановлению расходных операций по выплате стипендий финансируемых за счет целевых средств федерального бюджета, нарушают права всех студентов и обучающихся лиц ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ на соблюдение образовательной организацией норм действующею законодательства, препятствуют осуществлению права студентов Университета на получение стипендии за счет средств федерального бюджета, и не соответствуют нормам бюджетного законодательства. Административные истцы полагают, что административным ответчиком нарушено право лиц, обучающихся в Вузе на получение денежной выплаты в порядке, установленным законом.

Просили суд признать незаконными действия Управления Федерального казначейства но Иркутской области по приостановлению исполнения платежных документов по лицевому счету "номер изъят" ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А.ЕЖЕВСКОГО» в части расходования денежных средств федерального бюджета на выплату стипендии обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адьютантам, аспирантам, и докторантам) из средств целевой субсидии на 2018 год, полученных в соответствии с соглашением от 18.01.2018 года № 082-02-2018-013.

Решением суда требования первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии в интересах студентов ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», Леденцова Д.С. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии Кулик О.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что приостановив операции по лицевому счету, на котором сосредоточены исключительно средства стипендиального фонда, административный ответчик создал препятствия в выплате обучающимся полагающегося им денежного обеспечения, которое образовательное учреждение обязано направить исключительно в адрес данных лиц.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УФК по Иркутской области Щеняцкая И.И. считает решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителя первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии Кулик О.Е., представителя ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» Рамкуловой А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федерального казначейства но Иркутской области Щеняцкой И.И., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено, что ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» является должником по большому количеству исполнительных документов, поступивших на исполнение в УФК по Иркутской области, в том числе судебных приказов на выплату заработной платы сотрудникам университета.

В связи с нарушением должником сроков, установленных п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ УФК по Иркутской области приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив нормы материального права, пришел к верному выводу о том, что действия административного ответчика по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского» законны и произведены в рамках предоставленных УФК по Иркутской области полномочий.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, являясь территориальным органом Федерального казначейства, исполняет государственную функцию по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В силу пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ при неисполнении должником в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Пунктом 4 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 22.09.2008 г. № 99н, установлено, что орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов:

- приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, за исключением операций, направленных на исполнение требований исполнительных документов, до момента устранения нарушения при неисполнении должником или подведомственным учреждением требований исполнительного документа в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- уведомляет должника или подведомственное учреждение, их структурные (обособленные) подразделения, главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, структурных (обособленных) подразделениях.

Кроме того, суд верно указал, что доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административных истцов административным ответчиком, суду не представлено, поскольку правоотношения, связанные с выплатой стипендий имеют место между студентами и учебным заведением, и обязанность по выплате стипендий студентам лежит на ФГБО УВО «Иркутский аграрный государственный университет имени А.А. Ежевского», как на образовательном учреждении, а не на УФК по Иркутской области.

Судом дана оценка доводу представителя административного истца и заинтересованного лица о целевой природе денежных средств, а также тому, что такие денежные средства не могут быть потрачены на иные цели. Суд правильно указал, что предметом заявленных требований действия по расходованию целевых бюджетных средств не являются.

Довод апелляционной жалобы о том, что суду следовало применить аналогию права и приравнять стипендии к заработной плате, выплаты по которой не могут быть приостановлены, не обоснован. Стипендия не является заработной платой, а согласно пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 34 названного Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности отнесено к мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся.

Из подпунктов 5, 7 пункта 2 этой же статьи следует, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде получения стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, а также иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению. Решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя первичной профсоюзной организации студентов Иркутской государственной сельскохозяйственной Академии Кулик О.Е.- без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Н.М.Усова

Р.И.Харин