Судья 1 инстанции Сорокина Т.Ю. УИД 38RS0031-01-2018-004595-49
Судья-докладчик Медведева Н.И. № 33а-8483/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,
с участием прокурора Вокиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1/2020 по административному исковому заявлению Службы по тарифам Иркутской области к Администрации Карлукского муниципального образования, главе Администрации Карлукского муниципального образования о признании постановления не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу
по апелляционной жалобе Службы по тарифам Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований указано, что администрацией Карлукского муниципального образования был принят ряд нормативных правовых актов по вопросам регулирования тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО «Чистые Ключи» потребителям в д. Карлук. Оспариваемыми тарифными решениями администрацией осуществлена корректировка/установление регулируемых тарифов в отношении ООО «Чистые Ключи», в том числе долгосрочных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук, изначально установленных Постановлением № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи» в д. Карлук» (далее Постановление № 430) с нарушением требований действующего законодательства.
На территории Иркутской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является Служба по тарифам Иркутской области. Полномочия Службы по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и осуществлению государственного регионального контроля в указанной сфере закреплены в подпункте 23(1) пункта 5 Положения № 303-пп.
Постановлением № 430 на 2018-2020 годы установлены долгосрочные тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук с календарной разбивкой и дифференциацией по группам потребителей, в том числе на 2018 год в следующих размерах (НДС не облагается):
1) с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года:
- прочие потребители - 79,72 руб./куб.м.,
- население - 34,00 руб./куб.м.;
2) с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года:
- прочие потребители - 79,72 руб./куб.м.,
- население - 35,36 руб./куб.м.
Одновременно, пунктом 4 Постановления № 430 предусмотрено условие компенсации выпадающих доходов ООО «Чистые ключи» от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Тарифы на питьевое водоснабжение в отношении ООО «Чистые Ключи» территории д. Карлук установлены впервые, что в том числе подтверждается информацией, представленной администрацией Карлукского муниципального образования в Службу в рамках мониторинга платы граждан за коммунальные услуги в формате шаблона OREP.KU.2018.MONTHLY.03.
Установление для населения Иркутской области льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено Законом Иркутской области от 1 октября 2014 г. № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Закон Иркутской области № 103-ОЗ).
Основанием для предоставления льгот является превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - предельный индекс).
Компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих вследствие предоставления льгот, осуществляется путем предоставления субсидий организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств бюджета Иркутской области в соответствии с бюджетным законодательством (статьи 4, 5 Закона Иркутской области № 103-03).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов регламентируются Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 (далее - Основы формирования индексов).
В соответствии с пунктами 4, 5, 10 Основ формирования индексов, предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. При этом разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг, учету не подлежит.
Ранее государственное регулирование тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук, обслуживаемого ООО «Чистые Ключи», не осуществлялось, коммунальная услуга по питьевому водоснабжению указанным потребителям не предоставлялась, соответствующая плата не предъявлялась и не взималась.
Административный истец указывает, что в данном случае, предельные индексы, установленные на 2018 год приказом Службы от 4 декабря 2017 года № 425-спр «Об установлении индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальным образованиям Иркутской области на 2018 год», применению не подлежат по причине изменения у населения, обслуживаемого ООО «Чистые ключи», набора коммунальных услуг. Следовательно, правовые основания для установления администрацией Карлукского муниципального образования в отношении указанной категории потребителей льготных тарифов на питьевую воду отсутствуют.
При принятии Постановления № 430 администрацией Карлукского муниципального образования допущено нарушение требований пунктов 8, 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, и пункта 17 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной Службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э, выразившееся в несоблюдении срока установления регулируемых тарифов.
По выявленным нарушениям действующего законодательства Службой в отношении администрации Карлукского муниципального образования выдано предписание от 10 апреля 2018 года № 20-Пр «Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)».
Установление администрацией Карлукского муниципального образования тарифов на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые ООО «Чистые Ключи» населению д. Карлук, на уровне ниже, чем для прочих потребителей является нарушением действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющего большую юридическую силу относительно оспариваемого Постановления № 430; незаконно возлагает на Службу обязанность по согласованию сводного расчета размера недополученных ООО «Чистые ключи» доходов в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 11 Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года № 439-пп (далее - Положение № 439-пп).
При имеющемся дефиците бюджета Иркутской области увеличение расходов областного бюджета на компенсацию недополученных доходов ООО «Чистые ключи» от предоставления населению коммунальных услуг по льготным тарифам может повлечь снижение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Иркутской области (образование, здравоохранение, социальная поддержка населения, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортный комплекс и прочее), что негативно скажется на выполнении социально-значимых обязательств Иркутской области.
С учетом изложенного административный истец просил признать не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушающими права и законные интересы Службы и недействующими с момента принятия следующие постановления администрации Карлукского муниципального образования (в части установления льготных тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО «Чистые Ключи» населению д. Карлук):
- от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи» в д. Карлук»;
- от 17 декабря 2018 года № 383 «О внесении изменений в постановление администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи» в д. Карлук»;
- от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования»;
- от 7 июня 2019 года № 182 «О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования»;
- от 19 декабря 2019 года № 391 «О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования»;
- обязать администрацию Карлукского муниципального образования принять тарифное решение, предусматривающее установление тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО «Чистые Ключи» населению д. Карлук, на экономически обоснованном уровне.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Служба по тарифам Иркутской области выражает несогласие с судебным актом, находит его незаконным и необоснованным, просит судебный акт отменить. Служба полагает, что единственным правовым основанием для установления в отношении населения Иркутской области льготных тарифов на услуги в сфере водоснабжения является превышение размера роста платы граждан за коммунальные услуги над установленным предельным индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующего на конец текущего финансового года, а основанием для применения соответствующего предельного индекса – факт предоставления населению коммунальных услуг по смыслу жилищного законодательства (на условиях платности с применением установленных уполномоченным органом тарифов и подтверждением соответствующими платежными документами).
В случае если ранее соответствующая коммунальная услуга населению не предоставлялась, плата за такую услугу не начислялась и не взималась, то данное обстоятельство подпадает под действие пунктов 4, 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года № 400 (далее - Основы формирования № 400), а именно - изменение набора коммунальных услуг, что влечет за собой неприменение к таким правоотношениям установленных предельных индексов и, соответственно, отсутствие правовых оснований для установления льготных тарифов и обязанность регулирующего органа по установлению регулируемых тарифов для всех категорий потребителей на экономически обоснованном уровне.
Смена ресурсоснабжающих организаций, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам организацией, в отношении которой ранее государственное регулирование тарифов не осуществлялось, никакого правового значения для настоящего спора не имеет, как и не имеют значения выводы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в апелляционном определении от 28 ноября 2019 года, поскольку в условиях отсутствия правовых оснований для применения предельных индексов проверка правильности подходов Службы к определению факта наличия/отсутствия превышения предельных индексов является нецелесообразной.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Иркутского района Семенова Е.Н. просит решение суда оставить без изменения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Карлукского муниципального образования просит решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик Глава администрации Карлукского муниципального образования, представитель заинтересованного лица КУМИ Иркутского района, представитель заинтересованного лица ООО «Чистые ключи» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., объяснения представителя административного истца Службы по тарифам Иркутской области ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Администрации Карлукского муниципального образования ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО «Чистые ключи» ФИО3, возражавших против отмены решения суда, заключение прокурора Вокиной А.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 17 статьи 2, частям 1 и 2 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Указанными полномочиями на территории Иркутской области наделены органы местного самоуправления муниципальных образований в силу Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения».
Порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определен Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э «Об утверждении регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Администрация Карлукского муниципального образования, реализуя полномочия, делегированные Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, приняла ряд нормативных правовых актов по вопросам регулирования тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО «Чистые Ключи» потребителям в д. Карлук, а именно: постановление от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи» в д. Карлук»; постановление от 17 декабря 2018 года № 383 «О внесении изменений в постановление администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи» в д. Карлук»; постановление от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования»; постановление от 7 июня 2019 года № 182 «О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования»; постановление от 19 декабря 2019 года № 391 «О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования».
Указанными нормативными правовыми актами администрацией Карлукского муниципального образования установлены тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые Ключи».
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, изданы уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения.
Проверяя законность установления в 2018 году льготных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук, обслуживаемого ООО «Чистые Ключи», судом установлено, что апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации № 66-АПА19-6 от 28 ноября 2019 года отменено решение Иркутского областного суда от 29 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении требований администрации Карлукского муниципального образования - администрации сельского поселения о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», по делу принято новое решение, которым признан не действующим с даты принятия настоящего определения приказ Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение».
Анализируя апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации № 66-АПА19-6 от 28 ноября 2019 года суд первой инстанции установил, что приказ Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр признан не действующим в той мере, в какой он не предусматривает порядка определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
В апелляционном определении Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что расчет превышения размера роста платы граждан за коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения над предельным индексом, утверждаемым для муниципального образования, производится в отношении каждой отдельной регулируемой организации, в то время как в соответствии со статьей 4 Закона № 103-ОЗ Службе по тарифам Иркутской области предоставлено полномочие на определение такого превышения по муниципальному образованию в целом. Поскольку на территории одного муниципального образования могут осуществлять деятельность несколько ресурсоснабжающих организаций, то определение названного превышения, исходя из объема потребления коммунальных услуг и платы за них, только по фактическим данным отдельного предприятия приводит к математически неправильному расчету итогового значения. Кроме того, поскольку в расчете превышения размера роста платы используются исходные данные за декабрь предыдущего финансового года, то таким образом исключается возможность определить наличие или отсутствие названного превышения в отношении организации, не осуществлявшей регулируемую деятельность на территории конкретного муниципального образования по состоянию на декабрь предыдущего года. Тем самым, для потребителей такой ресурсоснабжающей организации категории «население» не могут быть установлены льготные тарифы. При таком условии на территории одного муниципального образования часть населения, услуги которой в текущем финансовом году оказывает новая регулируемая организация, находится в неравном и невыгодном положении по сравнению с гражданами-потребителями тех ресурсоснабжающих организаций, которые ранее осуществляли регулируемую деятельность. Между тем действующее законодательство не предусматривает оснований установления льготных тарифов для граждан в зависимости от факта осуществления ресурсоснабжающей организацией деятельности в предыдущих периодах регулирования. В рассматриваемом же случае оспариваемые положения Порядка создают дискриминационные условия для населения, лишенного права оплачивать услуги холодного водоснабжения по льготным тарифам.
Вопросы законности, обоснованности и правомерности вынесения приказа Службой по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр, а равно нарушения действиями Службы по тарифам Иркутской области, направленными на выдачу и исполнение предписания от 10 апреля 2018 года № 20-Пр «Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)» законных прав и интересов населения д. Карлук, уже являлись предметом рассмотрения и получили свою оценку в рамках административного дела № 3а-10/2019. Предмет заявленных требований по делам № 3а-10/2019 и № 2а-1/2020 носит взаимосвязанный характер.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из приведенной нормы права следует, что обстоятельства, установленные судом при рассмотрении административного дела № 3а-10/2019, имеют преюдициальное значение для административного дела № 2а-1/2020.
При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает оснований установления льготных тарифов для граждан в зависимости от факта осуществления ресурсоснабжающей организации деятельности в предыдущих периодах регулирования. В ином случае, население указанной ресурсоснабжающей организации будет находиться в неравном и невыгодном положении по сравнению с гражданами - потребителями ресурсоснабжающей организации, которая ранее осуществляла регулируемую деятельность и имеет льготный тариф.
В суде первой инстанции, в апелляционной жалобе данный вывод не опровергнут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» данный закон регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду.
Согласно статье 155 указанного кодекса плата за жилое помещение вносится на основании платежных документов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании установленных тарифов органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае передачи им государственных полномочий в соответствии с законом (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Установление данных индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации, в связи с чем, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Они определяют принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на соответствующий долгосрочный период утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.
На территории Иркутской области индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2353-р в размере 0% с 1 января по 30 июня 2018 года и в размере 5% с 1 июля по 31 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» установлены лица, имеющие право на льготы при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статьей 4 Закона Иркутской области от 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что основанием для предоставления льгот является определяемое в установленном уполномоченным органом порядке превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Доводы жалобы о несоответствии законодательству проведенного администрацией Карлукского муниципального образования расчета и о несопоставимости принятых в расчет данных, о том, что рост тарифов на уровне 5 % возможен только с июля 2018 года, не влияют на выводы суда первой инстанции о возможности установления льготных тарифов.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Карлукского муниципального образования осуществляют деятельность две ресурсоснабжаемые организации ООО «Южнобайкальское» и ООО «Чистые ключи». Из представленного административным ответчиком расчета следует, что основанием для предоставления льгот явилось превышение размера роста платы граждан за холодное водоснабжение по муниципальному образованию над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что представленный административным ответчиком расчет соответствует требованиям закона. Как следует из материалов дела, административным истцом не приведены нормы права, которым противоречит расчет льготных тарифов.
В рамках настоящего спора, Служба по тарифам Иркутской области выражает несогласие с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в апелляционном определении от 28 ноября 2019 года, о возможности установления льготных тарифов для вновь созданной организации, население которой приступило к потреблению коммунальной услуги.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и получили надлежащую оценку в решении.
Само по себе несогласие Службы по тарифам Иркутской области с фактом установления льготных тарифов, не может свидетельствовать о несоответствии Постановления № 430 действующему законодательству.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, апелляционная жалоба не содержит доводов, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда, а также иных доводов, указывающих на незаконность решения суда, - оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи: Е.Г. Бутина
Л.Л. Каракич