ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8498/18 от 19.09.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Косых С.И. Дело № 33а-8498/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2018 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Копцевой Г.В., Бакланова Е.А.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 06 июля 2018 года по делу по административному иску Новосибирской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора.

Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Новосибирская таможня обратилась в суд с административным иском, требуя взыскать с ФИО1 задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 162200 рублей за ввезенный на территорию Российской Федерации легковой автомобиль. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ представителем ООО «<...>» от имени и по поручению ФИО1 на Новосибирский западный таможенный пост подана декларация на товар - автомобиль <...>, <...> г.в., мощностью <...> см. куб., экологический класс <...>, код ОКП ***. Товар выпущен ДД.ММ.ГГ в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления, после чего ФИО1 произведена уплата утилизационного сбора в размере <...> рублей. Между тем, в ходе таможенной проверки установлено, что автомобиль продекларирован ФИО1 в общем порядке, то есть по декларации на товары, без использования порядка декларирования товаров для личного использования и без заполнения пассажирской таможенной декларации, в связи с чем коэффициент расчета суммы утилизационного сбора должен был составлять 8,26 от базовой ставки (20 000 рублей), а не 0,15. Неправильное применение коэффициента при расчете привело к недоплате со стороны ФИО1 суммы утилизационного сбора в размере 162200 рублей, что подтверждено актом камеральной проверки от ДД.ММ.ГГ. Указанный акт и требование об уплате утилизационного сбора направлялись ФИО1, однако до настоящего времени задолженность в добровольном порядке не погашена. Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Славгорода от ДД.ММ.ГГ отменен судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате утилизационного сбора, что послужило основанием для обращения в городской суд.

Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 06 июля 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, с ФИО1 в пользу Новосибирской таможни взыскана задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 162200 рублей, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4444 рубля.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1, действуя через представителя ФИО2, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь к утилизационному сбору и его взысканию неприменимы положения о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а равно положения об исчислении сроков для обращения таможенного органа в суд с соответствующими требованиями, которые могут быть предъявлены в судебном порядке в течение 3-х лет с момента ввоза колесных транспортных средств в Российскую Федерацию. Кроме того, ФИО1 не может быть признан плательщиком утилизационного сбора, так как ДД.ММ.ГГ продал транспортное средство. В этой связи таможенный орган не имел права на обращение в суд с административным иском о взыскании утилизационного сбора, поскольку таким полномочиями обладает налоговая служба.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Новосибирская таможня просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 доводы жалобы поддержал, представитель Новосибирской таможни ФИО3 против удовлетворения жалобы возражала; иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителей сторон и проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании пункта 1 статьи 150, пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством. Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6) переработка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами) (пункт 1 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации (пункт 4 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора (пункт 3).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее также Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок взимания, утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1 Правил).

Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона.

Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3).

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5).

Согласно перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (в редакции, действующей на момент ввоза на территорию Российской Федерации самоходной машины) коэффициент расчета размера утилизационного сбора на транспортное средство с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров, составляет 8,26. Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории М1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанной категории равна 20000 рублей (сноска 5).

В соответствии с п.15(1) постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, ФИО1 приобрел автомобиль <...>, <...> г.в., который в ДД.ММ.ГГ ввезен им на территорию России.

ДД.ММ.ГГ между ФИО1 и ООО «<...>» заключен договор об оказании услуг, по условиям которого указанное Общество от имени и за счет клиента совершает таможенные операции. В этот же день ООО «<...>», действуя от имени ФИО1, подало в Новосибирскую таможню декларацию с заявленным в ней к таможенному оформлению товаром - автомобилем легковым <...>, <...> г.в., мощностью <...> л.с., объем <...> куб. см, экологический класс <...>, при этом транспортное средство помещено декларантом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в связи с чем расчет утилизационного сбора был произведен в соответствии с пп. 3 п. 1 «Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора» и составил <...> рублей (с применением коэффициента 0,15 от базовой ставки 20000 рублей).

Утилизационный сбор оплачен ФИО1 в размере <...> рублей, после чего последнему выдан паспорт транспортного средства.

ДД.ММ.ГГ Новосибирской таможней проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что автомобиль <...>, <...> г.в., продекларирован в общем порядке, то есть по декларации на товары, без использования порядка декларирования товаров для личного использования и без заполнения пассажирской таможенной декларации. Транспортное средство помещено декларантом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларирование автомобиля производилось не на основании пассажирских таможенных деклараций, а на основании деклараций на товары, в связи с чем расчет утилизационного сбора должен был произведен в соответствии пп. 2 п. 1 «Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора». В связи с чем должен был применяться коэффициент в размере 8,26 от базовой ставки (20000 рублей), следовательно, размер утилизационного сбора составляет 165200 рублей.

ДД.ММ.ГГ в адрес ФИО1 направлена копия акта камеральной проверки, которая получена последним ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ ему также направлено уведомление с требованием уплатить утилизационный сбор в размере 162200 рублей в срок не превышающий 20 календарных дней с момента получения данного уведомления, которое получено лично должником ДД.ММ.ГГ.

Вместе с тем, доначисленная сумма утилизационного сбора в установленный срок указанным лицом не уплачена.

ДД.ММ.ГГ Новосибирская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г.Славгорода с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора в размере 162200 рублей. Выданный ДД.ММ.ГГ судебный приказ, определением этого же мирового судьи от 05 февраля 2018 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора направлено в городской суд 17 мая 2018 года.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства и обстоятельств административного дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимки по уплате утилизационного сбора в размере 162200 рублей.

Вопреки доводам жалобы, ФИО1 является плательщиком утилизационного сбора и соответственно надлежащим административным ответчиком, так как осуществил ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, что согласуется с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, при этом судебная коллегия отмечает, что административный ответчик не лишен возможности возместить понесенные им убытки в порядке гражданского судопроизводства.

Утверждение автора жалобы о невозможности применения положений о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также сроков взыскания обязательных платежей и санкций, на законность судебного постановления не влияет, поскольку в силу требований части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.

Принимая во внимание, что таможенный орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения ФИО1 требования об уплате утилизационного сбора, а также в суд с административным исковым заявлением в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, судебная коллегия полагает, что административным истцом соблюдены порядок и сроки взыскания утилизационного сбора, установленные главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Кроме того, исходя из положений приведенных Правил, Новосибирская таможня как взыскатель утилизационного сбора вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств административного дела, оснований для которой не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Славгородского городского суда Алтайского края от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи