Дело № 33а-8505/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.
судей - Кучеренко Н.В., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания – Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 – Чернова В.В. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления,
заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителя административного истца Чернова В.В., представителя административного ответчика ФИО2, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие по не рассмотрению его заявлений от 29 июля 2019 года, от 10 сентября 2019 года, от 25 октября 2019 года и возложить обязанность на административного ответчика по истребованию жилищного дела, по рассмотрению заявлений и доведению в письменном виде о результатах рассмотрения.
Требования мотивированы тем, что 29 июля 2019 года ФИО1 обратился в администрацию г. Симферополя с заявлением о подтверждении нуждаемости в жилом помещении. Ответом от 27 августа 2019 года было сообщено, что заявление оставлено без рассмотрения. 10 сентября 2019 года он обратился повторно с заявлением о признании его участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента № 116. Ответом от 08 октября 2019 года сообщено, что заявление оставлено без рассмотрения. В ответе административный ответчик изложил неверную информацию о том, что учетное дело отсутствует в Министерстве ЖКХ Республики Крым, поскольку учетное дело в Министерство ЖКХ Республики Крым было сдано лично его представителем 29 июля 2019 года. Впоследствии 25 октября 2019 года он вновь направил заявление в администрацию г. Симферополя. Ответом от 26 ноября 2019 года сообщено, что решение не принято. Факт нахождения его жилищного дела в Министерстве ЖКХ подтверждается их сообщением от 31 июля 2019 года № П-8/3195/2. Полагает, что административным ответчиком по существу заявление не рассмотрено, полномочий оставлять заявление без рассмотрения у администрации не имеется.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
В поданной апелляционной жалобе административный истец просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение правил подсудности, суд рассмотрел гражданский иск по правилам административного судопроизводства, в результате чего применил усеченные сроки исковой давности. Также дело было рассмотрено без участия привлеченного в дело в качестве заинтересованного лица – Министерства ЖКХ Республики Крым. При рассмотрении дела судом не были направлены в адрес Министерства ЖКХ Республики Крым копии определения о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству. Ходатайство ответчика о замене ненадлежащего ответчика было оставлено без рассмотрения и принятия соответствующего решения по нему. Полагает, что судом первой инстанции были допущены нарушения при истребовании доказательств, а именно жилищного дела административного истца. Кроме того, суд немотивированно подменил предмет судебного разбирательства, не приводя норму материального права, которая подлежала применению, не учел, что ответчик при рассмотрении обращений решений по существу не принял.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО3 поданы возражения, в которых представитель административного ответчика просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца Чернов В.В. просил отменить решение суда первой инстанции, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представителя Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО2 просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Cудебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обязанности, возложенные нормативными актами на Администрацию г. Симферополя были выполнены, ответы на заявления были даны в установленный законом срок. Кроме того, суд пришел к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям о признании незаконным бездействия администрации г. Симферополя по не рассмотрению заявлений от 29 июля 2019 года и от 10 сентября 2019 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.
Президентом Российской Федерации издан Указ N 116 от 22 марта 2018 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Указ N 116).
В соответствии с частью 3 Указа N 116 порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 04 июля 2018 года N 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Закон N 517-ЗРК/2018).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 517-ЗРК/2018 органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, в том числе, с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 517-ЗРК/2018 порядок учета нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Порядок N 384).
Исходя из положений пункта 2 Порядка N 384 право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым, а именно:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года: с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территории Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба; с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым; со службы из располагавшихся на территории Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 384 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.
В настоящем Порядке под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.
Граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в срок не позднее 31 декабря 2020 года обращаются в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением в двух экземплярах (приложение 3 к настоящему Порядку). Заявление подается гражданином с приложением документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 19 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления регистрирует заявление в день его принятия. Один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления, второй - подшивается в его учетное дело. Органы местного самоуправления запрашивают в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (пункт 18 Порядка).
В соответствии с пунктом 19 Порядка N 384 в случае признания гражданина участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116 органом местного самоуправления на него заводится учетное дело, которое содержит следующие документы:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и всех членов семьи;
2) копию документа, подтверждающего факт постоянного проживания членов семьи совместно с заявителем, если они признаны таковыми в судебном порядке (при наличии);
3) копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина - участника мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и лиц, являющихся членами его семьи;
4) копии документов, подтверждающих факт увольнения с воинской службы и исключение из списков личного состава части, заверенные в установленном порядке;
5) копию военного билета или документа, выданного взамен военного билета;
6) копию свидетельства о смерти гражданина, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (службы) или погибшего (умершего) после увольнения с военной службы (для членов семьи (в том числе вдовы (вдовца), не вступившей (вступившего) в повторный брак), состоявших на дату гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях);
7) копию документа, подтверждающего право гражданина - участника мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 на дополнительную общую площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных законодательством);
8) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, или обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения, или нотариально заверенное обязательство о сдаче жилого помещения (в случае принятия решения освободить жилое помещение, принадлежащее ему (занимаемое им) и (или) членам его семьи);
9) документ о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе (приложение 4 к настоящему Порядку).
Оригиналы, указанные в пунктах 1-7 настоящего пункта, предоставляются для обозрения.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 384 органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка. В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа N 116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116.
Согласно пункту 21 Порядка N 384 решение органа местного самоуправления доводится гражданам в письменном виде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 22 Порядка N 384 установлены основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список, которыми являются: 1) несоответствие граждан категории, установленной Указом N 116; 2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований; 5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Повторное обращение с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации г. Симферополя по рассмотрению заявлений от 29 июля 2019 года, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2019 года ФИО1 обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о подтверждении его нуждаемости в жилом помещении с даты постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба. К заявлению приложены: копия выписки из решения жилищной комиссии войсковой части 48249 (дислоцировавшейся в Симферопольском гарнизоне) от 11 августа 1997 года; копия выписки из приказа командира войсковой части А0279 об исключении из списков части от 05 июня 2003 года №111; копия паспорта ФИО1; справка об инвалидности.
Ответом от 27 августа 2019 года №П-366/11397 ФИО1 было сообщено, что пунктом 19 Порядка предусмотрен перечень документов, который необходимо предоставить в орган местного самоуправления для рассмотрения вопроса о признании гражданина участников мероприятия по обеспечению жилым помещением, а также требования к указанным документам. В нарушение пункта 19 Порядка, предоставленные копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии воинской части от 11 августа 1997 года и выписки из приказа командира воинской части А-0279 от 05 июня 2003 года №11 не заверены в установленном порядке. Кроме того, заявителем не представлены для обозрения оригиналы документов, указанных в подпунктах 1-3, 6-8 пункта 19 Порядка. На основании изложенного и в соответствии с пунктом 19 Порядка Администрация города Симферополя не имеет законных оснований для рассмотрения заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что, подавая заявление 29 июля 2019 года, ФИО1 в нарушение пункта 19 Порядка N 384 не был представлен полный пакет документов, что повлекло невозможность рассмотрения заявления по существу, административный ответчик правомерно указал на отсутствие правовых оснований для рассмотрения поданного заявления в письме от 27 августа 2019 года №П-366/11397.
При этом само по себе отсутствие указания на отказ в признании административного истца нуждающимися в жилых помещениях и в признании участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку с учетом положений п. 22 Порядка N384, им реализовано право на повторное обращение с заявлением.
Так, 10 сентября 2019 года ФИО1 повторно подал в Администрацию г. Симферополя аналогичное заявление, зарегистрированное 11 сентября 2019 года под №П-366/14341, с предоставлением необходимого пакета документов.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, в ответе, оформленном письмом от 08 октября 2019 года №П-2234 административному истцу было сообщено, что согласно ответу МинЖКХ РК от 10 сентября 2019 года № 7149/02-10/140, учетное дело от федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в Министерство не поступало. Указано, что в связи с отсутствием учетного дела администрация города не имеет возможности провести проверку в соответствии с требованиями Порядка и принять решение по существу обращения.
В материалах дела имеется межведомственный запрос № 1994 от 10 сентября 2019 года, направленный Администрацией г. Симферополя в адрес МинЖКХ РК о предоставлении учетного дела, сформированного на ФИО1 при постановке его на учет.
Ответом заместителя министра МинЖКХ РК от 10 сентября 2019 года № 7149/02-10 на запрос № 1994 от 10 сентября 2019 года сообщено, что учетное дело ФИО1, сформированное при постановке его на учет, от федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в Министерство не поступало.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает действия ответчика по оставлению заявления ФИО1 от 10 сентября 2019 года без принятия решения, как не соответствующие Порядку N 384 незаконными, исходя из следующего.
В ответе администрации города Симферополя от 08 октября 2019 года № П-2234 не указаны предусмотренные пунктом 21 Порядка N 384 основания для отказа в признании административного истца участником мероприятий по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116 и для включения в список,
При этом отсутствие учетного дела по месту службы не освобождает уполномоченный орган от обязанности рассмотреть заявление ФИО1 и принять одно из решений, предусмотренное пунктом 20 Порядка N 384.
Таким образом, с учетом содержания ответа от 08 октября 2019 года, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым приходит к выводу, что заявление ФИО1 от 10 сентября 2019 года не было рассмотрено по существу органом местного самоуправления в соответствии с положениями Порядка N 384, в связи с чем, в указанной части административный иск подлежит удовлетворению.
Кроме того, 25 октября 2019 года в адрес Администрации г. Симферополя адвокатом ФИО1 - Черновым В.В. было направлено заявление о принятии мер по истребованию из МинЖКХ учетного дела ФИО1, о рассмотрении заявления ФИО1 о признании его участником программы по обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2018 года № 116, принятии мер к истребованию в МинЖКХ учетного жилищного дела ФИО1, принятии мер по привлечению к юридической ответственности должностных лиц, предоставивших недостоверную информацию и недопущению подобных случаев в дальнейшем. Как следует из отчета об отслеживании почтового отправления указанное заявление получено Администрацией г. Симферополя 28 октября 2019 года.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, письмом от 26 ноября 2019 года №Ч-117/16904 заявителю – адвокату Чернову В.В. был дан ответ, где указано, в том числе на то, что учетное дело ФИО1 из МинЖКХ не поступало, а без проверки учетного дела гражданина - заявителя, которое должен предоставить по запросу органа местного самоуправления орган исполнительной власти - МинЖКХ, провести проверку и подтвердить нуждаемость заявителя в жилом помещении не представляется возможным.
Учитывая вопросы и требования, указанные представителем административного истца Черновым В.В. в заявлении от 25 октября 2020 года, оно имеет форму обращения (жалобы), в связи с чем, не является заявлением, подаваемым в соответствии с пунктом 18 Порядка N 384, а потому не подлежит рассмотрению с принятием соответствующего решения.
Согласно информации Администрации города Симферополя от 08.10.2020 года, заявление административного истца ФИО1 не регистрировалось, в связи с чем оснований для признания бездействия административного ответчика, выразившегося в не рассмотрении такого заявления от 25 октября 2019 года с возложением обязанности рассмотреть не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно материалам административного дела, с административным иском в суд ФИО1 обратился 21 января 2020 года.
Как было указано ранее, истцом оспаривается бездействие административного ответчика по не рассмотрению его заявлений от 29 июля 2019 года и от 10 сентября 2019 года, ответы на которые были даны 27 августа 2019 года и 08 октября 2019 года.
Исходя из информации, предоставленной МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым от 12 ноября 2020 года №1965, ответ от 27 августа 2019 года в адрес ФИО1 был направлен простым потовым отправлением в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом министерства связи и массовых коммуникаций Российской федерации от 31 июля 2014 года №234, согласно которому простые почтовые отправления принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения. На подтверждение отправления ответа на обращение от 29 июля 2019 года предоставляет выписку из Реестра почтовых отправлений, в котором за 27 августа значится №П-366 получатель ФИО1, ул. Дорожная, 10, кв.35.
В качестве доказательства направления ответчиком в адрес истца ответа на заявление от 10 сентября 2019 года, представлена выписка из Реестра почтовых отправлений управления жилищной политики Администрации города Симферополя за период с 09 января 2019 года по 30 декабря 2019 года, согласно которому 08 октября 2019 года ФИО1 под №2290 было направлено почтовое отправление по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, учитывая отсутствие данных о получении указанных ответов, судебная коллегия приходит к выводу, что выводы суда первой инстанции о пропуске административным истцом без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что обжалуемое решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившиеся в не рассмотрении заявления от 10 сентября 2019 года и возложения обязанность рассмотреть и принять решение по указанному заявлению в сроки и в порядке, установленные Порядком N 384.
Относительно требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности истребовать в Министерстве жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым жилищное дело ФИО1 и сообщить о принятых решения по заявлениям, то они не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями п. 18 Порядка N384 орган местного самоуправления после регистрации заявления запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в том числе учетное дело в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Согласно пункту 21 Порядка N384 решение органа местного самоуправления доводится гражданам в письменном виде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.
Таким образом, у суда нет оснований для возложения указанных обязанностей на административного истца, в силу действующих положений Конституции Российской Федерации суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.
С учетом принятого по делу судебного акта, в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Администрации города Симферополя в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей.
Разрешая требования административного истца о взыскании судебной неустойки, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на следующее.
В абзаце 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 разъяснено, что поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Поскольку правоотношения, возникшие при рассмотрении спора между ФИО1 и Администрацией города Симферополя связаны с социальной поддержкой граждан, и на такие отношения распространяются ограничения, приведенные в абзаце 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7, следовательно, требование истца о взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда, удовлетворению не подлежит.
С учетом принятого по делу решения, иные доводы апелляционной жалобы не имеют правого значения при оценке обжалуемого бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившиеся в не рассмотрении заявления ФИО1 от 10 сентября 2019 года.
Возложить обязанность на Администрацию города Симферополя Республики Крым рассмотреть и принять решение по заявлению ФИО1 от 10 сентября 2019 года, зарегистрированному 11 сентября 2019 года под №П-366/14341, в сроки и в порядке, установленные Порядком обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г Севастополя», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N384.
Взыскать с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: Н.В. Кучеренко
Судья: Н.Р. Мостовенко