ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8514 от 17.11.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Агаркова С.Н. № 33а-8514

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Дагаевой В.В.,

с участием прокурора Никоноровой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова (далее - прокурор) к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет) о признании нормативного правового акта не действующим по апелляционному представлению прокурора города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 17 мая 2016 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителей администрации ФИО1 и комитета ФИО2, возражавших против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил признать пункт 7 Порядка предоставления разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений, согласования дендропланов, видового состава и возраста высаживаемых деревьев и кустарников при компенсационном озеленении (далее - Порядок), утвержденного постановлением администрации от 31 мая 2011 года № 1093 (с последующими изменениями), не действующим в связи с его несоответствием законодательству Российской Федерации.

В обоснование требований прокурор указывал, что пунктом 7 Порядка предусмотрено приложение к заявлению о предоставлении разрешения на снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, в частности, акта обследования зеленых насаждений, составленного специализированной организацией, который должен содержать, в том числе печать специализированной организации. Изложенное, по мнению административного истца, противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому заявители имеют право на получение государственной и муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услугах, а также Федеральному закону от 06 апреля 2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», которым отменена необходимость получения и использования хозяйственными обществами печатей.

Кроме того, прокурор полагал, что оспариваемый пункт 7 Порядка содержит коррупциогенный фактор, выраженный в том, что в названном нормативно-правовом акте отсутствует определение «специализированная организация», акт обследования от которой должен предоставить заявитель для получения разрешения на снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, а также требования, предъявляемые к таким специализированым организациям.

Решением суда в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор города Саратова ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Как установлено статьями 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 11 и 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Аналогичная позиция закреплена в частях 11, 25 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649.

В соответствии со статьей 44.1 Устава (в редакции, действовавшей на момент принятия нормативного правового акта) глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации (часть 1). Постановления и распоряжения администрации города подписываются главой администрации города, в его отсутствие - заместителем главы администрации города, исполняющим обязанности главы администрации, в течение 5 дней со дня поступления в секретариат главы администрации города (часть 3). Официальное опубликование осуществляется не позднее 5 дней со дня подписания правового акта. Постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (части 5 и 6).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 16 Закона № 131-ФЗ, во исполнение решения Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593 «О Положении о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов»» и в целях контроля за сохранностью зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» постановлением администрации от 31 мая 2011 года № 1093 «О сохранении и создании зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» (в редакции постановлений администрации от 25 июня 2012 года № 1374, от 20 января 2014 года № 128) утвержден Порядок предоставления разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений, согласования дендропланов, видового состава и возраста высаживаемых деревьев и кустарников при компенсационном озеленении».

Указанное постановление от 31 мая 2011 года № 1093 опубликовано в газете «Саратовская панорама», спецвыпуск № 60 (724), 03 июля 2011 года.

С учетом изложенного оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и введения в действие.

Обращаясь в суд с административным иском о признании не действующим пункта 7 Порядка, прокурор указал, в том числе, на имеющееся противоречие между содержащимся в указанном пункте требовании об обязательном наличии на акте обследования зеленых насаждений, составленным специализированной организацией, печати такой организации и положениями Федерального закона от 06 апреля 2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее - Закон № 82-ФЗ), которыми необходимость получения и использования хозяйственными обществами печатей отменена.

Согласно пункту 1 Порядка уполномоченный орган администрации по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» рассматривает вопросы по сносу, обрезке, пересадке зеленых насаждений, компенсационному озеленению; осуществляет согласование и хранение дендропланов; согласовывает видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников при компенсационном озеленении.

В соответствии с пунктом 7 Порядка к заявлению о предоставлении разрешения на снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений прилагается, том числе, акт обследования зеленых насаждений, составленный специализированной организацией, который должен содержать, в частности, печать специализированной организации.

Действительно, положениями Закона № 82-ФЗ отменена обязанность обществ иметь и использовать печать, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Федеральным законом.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации от 12 ноября 2010 года № 2750 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» постановлением администрации от 05 июля 2012 года № 1455 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее - Административный регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов».

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги определен в пункте 2.6 Административного регламента.

Согласно пункту 2.6.2 Административного регламента акт обследования зеленых насаждений, составленный специализированной организацией должен содержать, в том числе, печать специализированной организации.

Постановлением администрации от 27 ноября 2015 года № 3451 в постановление администрации от 05 июля 2012 года № 1455 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения, а именно: пункт 2.6.2 приложения к постановлению после слов «печать специализированной организации» дополнен словами «(при наличии печати)».

Таким образом, оспариваемый административным истцом пункт 7 Административного регламента не влечет нарушение охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц, имеющих намерение осуществить снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений, поскольку их право на предоставление соответствующей муниципальной услуги - «Выдача разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» реализуется в соответствии с названным Административным регламентом.

Также не может являться обоснованным довод прокурора о том, что утвержденный постановлением администрации от 31 мая 2011 года № 1093 (с последующими изменениями) Порядок, не дает понятия специализированной организации, в связи с чем его положения не соответствуют требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, а неопределенность содержания правового регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения, нарушения принципа равенства лиц, что является коррупциогенным фактором.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с пунктами «а, ж» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, (далее - Методика) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений; из общих правил, являются: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Согласно пункту «б» части 4 Методики коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются, в том числе, злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Как было указано выше, Порядок утвержден постановлением администрации от 31 мая 2011 года № 1093 во исполнение решения Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593 «О Положении о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», в пункте 2.1 которого дано определение «специализированной организации» как юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие уставную и профессиональную деятельность в области декоративного садоводства, закладки, обработки, содержания садов, парков и других зеленых насаждений (виды деятельности 01.12.2 и 01.41.2 по ОКВЭД ОК 029-2001).

Понятие специализированной организации также закреплено в пункте 2.6.2 Административного регламента.

Кроме того, согласно пункту 2.14 Административного регламента на стендах в помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга «Выдача разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» размещается необходимая информация, в том числе перечень специализированных организаций, осуществляющих обследование зеленых насаждений.

При таком положении, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд первой инстанции, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормы отвечают требованиям ясности, определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодателем к ее содержанию, коррупциогенных факторов не содержат.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об отказе прокурору в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, применил закон, подлежащий применению, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления сводятся к неправильному толкованию прокурором оспариваемых положений Порядка и норм действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене или изменению правильного по существу судебного решения.

Каких-либо нарушений процессуального закона судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Саратова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: