ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-852/20 от 28.05.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Уенкова О.Г. Дело№33а-852/2020
(37RS0010-01-2019-002657-33)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020года г.Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Запятовой Н.А., Степановой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.

административное дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Иваново на решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Иваново о признании недействующим постановления,

УСТАНОВИЛА:

постановлением Администрации города Иванова 28 июня 2012 г. № 1477 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» (далее – Административный регламент).

В подпункте 5 пункта 2.6 Административного регламента был установлен перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое, предоставляемых собственником соответствующего помещения в орган, осуществляющим такой перевод, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (в случае, если переустройство, и (или) перепланировка, и (или) иные работы требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки, и (или) переустройства, и (или) иных работ должен включать в составе разделов описание решений по благоустройству придомовой территории (согласованное с начальником управления благоустройства Администрации города Иванова), отображение фасадов, цветовое решение фасадов, схему планировочной организации земельного участка (согласованные с начальником либо с уполномоченным на данное согласование сотрудником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова; а в отношении объектов культурного наследия - согласованные с Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области), а также техническое заключение проектной организации о несущей способности конструкций и влиянии предполагаемых изменений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта (абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.).

В редакции постановления Администрации г. Иванова от 8 июля 2013 г. № 1425 указанные нормативные положения закреплены в абзацах 1, 2 подпункта 5 пункта 2.6.1 Административного регламента.

Постановлением Администрации г. Иванова от 15 мая 2018 г. № 580 в указанный Административный регламент внесены изменения: абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1. Административного регламента изложен в новой редакции, согласно которой подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки, и (или) переустройства, и (или) иных работ должен включать в составе разделов техническое заключение проектной организации о несущей способности конструкций и влиянии предполагаемых изменений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, помещения которого предполагаются к переводу, либо объекта капитального строительства, который предполагается к переводу (далее - объект), описание решений по благоустройству придомовой территории объекта, отображение фасадов объекта, цветовое решение фасадов объекта, схему планировочной организации земельного участка объекта, технико-экономические показатели объекта и земельного участка, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента.

В настоящее время Административный регламент действует в редакции постановления Администрации г. Иваново от 8 августа 2019 г. № 1157.

Вместе с тем указанные нормативные положения абзаца 2 подпункта 5 пункта 2.6.1. Административного регламента действуют и применяются в редакции от 15 мая 2018 г.

Прокурор Ленинского района города Иваново, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит признать недействующим абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6. Административного регламента в первоначальной редакции от 28 июня 2012 г. и абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1. регламента в редакциях от 8 июля 2013 г. и от 8 августа 2019 г. (действующая редакция).

Прокурор полагает, что установление Администрацией г. Иваново в Административном регламенте требований не только к составу, но и к содержанию разделов проектной документации, необходимой для предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, не входит в полномочия органов местного самоуправления, установленные статьей 14 ЖК РФ, и нарушает положения статей 14, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, что напрямую затрагивает права субъектов предпринимательской деятельности, на которые возлагаются дополнительные обязанности.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 16 декабря 2019 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В поданном апелляционном представлении прокурор Ленинского районного г. Иваново просит отменить решение суда и принять по делу новое решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании прокурор Хохлова А.П. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала, представители административного ответчика администрации города Иваново ФИО1 и заинтересованного лица Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново ФИО2, указывая на законность и обоснованность решения суда, просили оставить апелляционное представление без удовлетворения.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление Администрации города Иваново от 28 июня 2012 г. № 1477, подписанное главой Администрации города Иванова, было опубликовано в официальном издании «Правовой вестник города Иваново» № 7 (63) от 31 июля 2012 г.

В соответствии с пунктами 6, 7, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществление муниципального жилищного контроля.

На основании части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Администрация города Иванова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Иванова, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иванова федеральными законами и законами Ивановской области (часть 1 статьи 47 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613).

В компетенцию Администрации города Иванова входят исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения города Иванова, за исключением исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных законодательством и настоящим Уставом к компетенции Ивановской городской Думы и к компетенции Главы города Иванова, в частности, полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также по осуществлению муниципального жилищного контроля, разработке административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (статьи 29.1, 49 Устава).

Глава города Иванова в пределах полномочий руководителя Администрации города Иванова и в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ивановской области, настоящим Уставом и решениями Ивановской городской Думы, издает постановления Администрации города Иванова по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иванова федеральными законами и законами Ивановской области, а также распоряжения Администрации города Иванова по вопросам организации ее работы (пункт 19 части 4 статьи 44 Устава).

Системный анализ приведенного законодательства приводит к выводу о том, что вопросы разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг регулируются, в том числе муниципальными правовыми актами.

Как следует из содержания оспариваемого Административного регламента, он принят в целях упорядочения и обеспечения единства требований к предоставлению муниципальной услуги по выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, определения сроков и последовательности действий при рассмотрении обращений граждан.

Таким образом, оспариваемый Административный регламент принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта и надлежащим образом опубликован. Административным истцом указанные обстоятельства не оспаривались.

Относительно оспариваемых прокурором редакций нормативного правового акта, судебная коллегия отмечает, что по смыслу положений статьи 210 КАС РФ предметом оспаривания в рамках главы 21 Кодекса является действующий нормативный правовой акт (или его отдельные положения).

Как следует из абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 апреля 2000 года № 6-П и в определении от 27 октября 2015 г. № 2473-О, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустимы вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.

Как видно из материалов настоящего административного дела, оспариваемые нормативные положения в редакции от 28 июня 2012 г. и 8 июля 2013 г. на момент подачи административного иска являлись недействующими в связи с внесением изменений в абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1 Административного регламента постановлением Администрации от 15 мая 2018 г. № 580, в редакции которого этот абзац и действует по настоящее время.

Таким образом, предметом проверки по данному административному делу суд верно определил абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1 Административного регламента в действующей редакции.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания его незаконным в оспариваемой части.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента предусмотрен перечень документов, требуемых для перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое и предоставляемых заявителем в Управление или МКУ МФЦ, а именно:

1) заявление о переводе помещения (приложение № 1 к настоящему Регламенту);

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (в случае, если переустройство, и (или) перепланировка, и (или) иные работы требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки, и (или) переустройства, и (или) иных работ должен включать в составе разделов техническое заключение проектной организации о несущей способности конструкций и влиянии предполагаемых изменений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, помещения которого предполагаются к переводу, либо объекта капитального строительства, который предполагается к переводу (далее - объект), описание решений по благоустройству придомовой территории объекта, отображение фасадов объекта, цветовое решение фасадов объекта, схему планировочной организации земельного участка объекта, технико-экономические показатели объекта и земельного участка, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента;

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

Проанализировав нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг», Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания несоответствующим закону абзаца 2 подпункта 5 пункта 2.6.1 Административного регламента, предусматривающего состав разделов проектной документации.

Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт представления государственной или муниципальной услуги предусматривает в том числе исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Требования к регламентам установлены Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг», которые рекомендованы к применению при утверждении регламентов оказания муниципальных услуг.

В пункте 14 раздела 2 указанных Правил в качестве одного из составляющих стандарта предоставления услуги также предусмотрено наличие исчерпывающего перечня документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (подпункт «е»).

Согласно положениям подпункта 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 в рамках предписания части 13 статьи 48 ГрК РФ (далее – Положение № 87).

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу пунктов 2, 3, 5, 6 части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства и др.; сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.

Подпунктом «а» пункта 1 Положения № 87 установлено, что оно устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов, в том числе при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, которые в соответствии с пунктом 2 Положения в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Согласно пункту 9 Положения № 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 данного Положения.

Проектная документация состоит из текстовой и графической частей (пункт 3 Положения № 87).

Судом первой инстанции проанализировано содержание данных разделов применительно к данному спору и установлено, что требования к содержанию проекта перепланировки и (или) переустройства установлены Администрацией г. Иваново в соответствии с действующим законодательством.

В частности, технико-экономические показатели объекта и земельного участка, подтверждающие соответствие объекта требованиям градостроительного регламента, описание решения по благоустройству территории, а также схема планировочной организации земельного участка предусмотрены подпунктами «в», «г», «ж», «м» пункта 12 Положения № 87 в составе раздела 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка».

Раздел 3 проектной документации «Архитектурные решения» должен включать в графической части отображение фасадов и цветовое решение фасадов в соответствии с подпунктами «и», «к» пункта 13 Положения № 87.

Прокурором оспаривается абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1. Административного регламента, которым в составе разделов представляемого заявителем проекта перепланировки и (или) переустройства предусмотрено техническое заключение проектной организации о несущей способности конструкций и влиянии предполагаемых изменений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, помещения которого предполагаются к переводу, либо объекта капитального строительства, который предполагается к переводу.

Однако настоящее нормативное предписание, по мнению Судебной коллегии, не свидетельствует о превышении органом местного самоуправления своих полномочий и возложении на заявителей дополнительных требований, не урегулированных приведенными положениями закона.

Так, в соответствии с подпунктом «е» пункта 14 Положения № 87 раздел 4 проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» должен содержать описание и обоснование технических решений, обеспечивающих необходимую прочность, устойчивость, пространственную неизменяемость зданий и сооружений объекта капитального строительства в целом, а также их отдельных конструктивных элементов, узлов, деталей в процессе изготовления, перевозки, строительства и эксплуатации объекта капитального строительства.

В состав проектной документации, как указывалось выше, должны включаться разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований механической, пожарной и иной безопасности (подпункт 3 пункта 12 статьи 48 ГрК РФ).

Законом, устанавливающим минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, является Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент). Объектом технического регулирования в названном федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 1 статьи 3 Технического регламента).

В соответствии со статьей 7 Технического регламента («Требования механической безопасности») строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Требования к проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений сформулированы в главе 3 приведенного Федерального закона. В частности, подпунктом 1 части 9 статьи 15 Технического регламента предусмотрено, что в проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть предусмотрены, в том числе возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей.

Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, носящим императивный характер, предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Совокупный анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что включение в оспариваемый пункт Административного регламента положения о представлении в составе проекта технического заключения проектной организации о несущей способности конструкций и влиянии предполагаемых изменений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, помещения которого предполагаются к переводу, либо объекта капитального строительства, который предполагается к переводу, продиктовано требованиями безопасности и необходимости защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также государственного и муниципального имущества.

В указанной части Администрация г. Иваново не вышла за пределы своих полномочий, а отразила действующее нормативное регулирование в сфере обеспечения безопасности при разработке проектной документации перепланировки (переустройства) объектов.

Такое правовое регулирование, как верно указал суд первой инстанции, со всей очевидностью будучи направленным на обеспечение права граждан на получение точной и достоверной информации по вопросу конкретизации проекта перепланировки и (или) переустройства и (или) иных работ, не может расцениваться как нарушение прав заявителей при получении муниципальных услуг.

Поскольку оспариваемый пункт Административного регламента не возлагает на заявителей обязанность по предоставлению дополнительных, не предусмотренных положениями законодательства, документов, входящих в состав проектной документации, оснований для признания его не соответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.

В этой связи не имеется оснований и для вывода о наличии в Административном регламенте коррупциогенного фактора.

При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Доводы апелляционного представления об отсутствии у заявителей возможности подготовки проекта исходя из конкретного случая, поскольку предусмотренный Административным регламентом проект не дифференцирован применительно к различным видам объектов капитального строительства, ничем не подтверждены и не влияют на законность решения суда.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Требования Технического регламента распространяются как на здания, так и на помещения в нем, как части объема здания, имеющего определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (статья 2).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Таким образом, предусмотренные Административным регламентом разделы проекта перепланировки и (или) переустройства соответствуют требованиям действующего законодательства, не устанавливают для заявителей не предусмотренных законом условий при получении муниципальной услуги и не свидетельствуют о превышении Администрацией г. Иваново своих полномочий в сфере спорных правоотношений.

Некорректная формулировка резолютивной части решения суда, содержащая указание на отказ в удовлетворении административного искового заявления прокурора о признании недействующим постановления, без указания на его оспаривание в части содержащихся в нем положений, не влияет на законность решения суда и не нарушает права неопределенного круга лиц на оспаривание в судебном порядке иных положений нормативного правового акта органа местного самоуправления. Предметом настоящего административного иска являлся абзац 2 подпункта 5 пункта 2.6.1. Административного регламента, что следует из всего текста оспариваемого судебного решения.

В целом доводы апелляционного представления повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении. Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется.

Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется. Нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города Иваново – без удовлетворения.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Запятова Н.А.

Степанова Л.А.