Судья Васильева П.В. Дело 33а-8540/2021
УИД 24RS0031-01-2020-001189-76
А-192
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Колпакова И.Ю., Корниенко А.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска к Курманаевой Светлане Николаевне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018г., пени
по апелляционной жалобе начальника инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска Стукановой В.А.
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 16 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Начальник инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска Стуканова В.А. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что Курманаева С.Н., являясь собственником несамоходного (буксируемого) судна ГП-249, идентификационный номер № 1986 года выпуска, не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 10 000 руб., который налогоплательщику в связи с налоговым уведомлением от 27.06.2019г. необходимо было уплатить не позднее 2 декабря 2019 г. В связи с этим налоговым органом налогоплательщику начислены пени за неуплату транспортного налога в размере 134,42 руб. и направлено требование от 05.02.2020г. со сроком исполнения до 23.03.2020г. В связи с неуплатой налога по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 150 в Курагинском районе Красноярского края выдан судебный приказ от 29.05.2020 г. о взыскании с Курманаевой С.Н. налоговой задолженности в размере 10134,42 руб., который в связи с возражениями должника отменен определением от 18.06.2020г.
Начальник инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска просила взыскать с Курманаевой С.Н. недоимку по транспортному налогу за 2018г. в размере 10000 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018г. за период с 3 декабря 2019г. по 4 февраля 2020г. в размере 134, 42 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска Омской области Стуканова В.А. просила решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, поскольку согласно выписке из Государственного судового реестра регистрация права на судно ГП-249, государственный регистрационный знак ОИ-05-1685, прекращена только 11.01.2021 г., что не было учтено судом.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не заявивших ходатайств об отложении разбирательства, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве на наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно:1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Как следует из материалов административного дела, за Курманаевой С.Н. с 29.06.2017г. по 11.01.2021 г. было зарегистрировано право собственности на несамоходное(буксируемое) сухогрузное судно ГП-249, идентификационный номер №, 1986 года выпуска, грузоподъемностью 200 тонн, валовой вместимостью – 125, в связи с чем она являлась плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 10 000 рублей.
27 июня 2019г. налоговым органом составлено налоговое уведомление на уплату ответчиком за 2018 год транспортного налога в сумме 10 000 руб. в срок до 02 декабря 2019 г., которое 12 августа 2019 г. направлено и получено ответчиком посредством направления указанного налогового уведомления в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
В установленный в уведомлении срок налог уплачен не был, ответчику заказным письмом 10 февраля 2020 года направлено требование №2300 по состоянию на 05 февраля 2020г. об уплате налога, пени, штрафа, срок исполнения которого установлен до 23 марта 2020г.(л.д.14,16)
Мировым судьей судебного участка № 150 в Курагинском районе Красноярского края выдан судебный приказ от 29.05.2020 г. о взыскании с Курманаевой С.Н. налоговой задолженности в размере 10134,42 руб., который в связи с возражениями должника отменен определением от 18.06.2020 г.
11 января 2021г. право собственности Курманаевой С.Н. на судно ГП-249 прекращено по ее заявлению от 22 декабря 2020г. в соответствии со справкой ООО «Региональный вторичный ресурс» от 05 июня 2017г. об утилизации порезанной в металлолом баржи ГП-249, что подтверждается свидетельством серии РТ-II и № 000952 от 11 января 2021г.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что несамоходное сухогрузное судно, зарегистрированное на праве собственности за Курманаевой С.Н., в 2018 году физически не существовало из-за его утилизации на металлолом 18 июля 2016г.
Судебная коллегия считает ошибочными приведенные выше выводы суда первой инстанции о необходимости освобождения Курманаевой С.Н. от уплаты транспортного налога за 2018 год в отношении судна ГП-249 в связи со следующим.
В обоснование вывода об утилизации судна суд первой инстанции на справку с использованием бланка ООО «Региональный Вторичный Ресурс» от 5 июня 2017г. о том, что транспортное средство порезано и утилизировано в металлолом 18 июля 2016г.
Однако суд первой инстанции не дал оценки этой справке с точки зрения правил части 3 и 4 чт.84 КАС РФ,
Так, в силу ч.3 ст.84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.(часть 4 ст.84 КАС РФ)
Между тем из справки(л.д.55) невозможно понять, каким должностным лицом она подписана.
Вместо должности лица, выдавшего справку, содержится следующая запись: «Подпись доверенного лица Ганчев Ф.З. удостоверяю.»
Кто такой Ганчев Ф.З., кто и что ему доверяет, из справки установить невозможно.
Судом апелляционной инстанции истребованы сведения ЕГРЮЛ на 29.06.2021г., из которых видно, что 23 марта 2019г. ООО «Региональный Вторичный Ресурс» ликвидировано в том числе из-за непредоставления юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
При этом в лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица Ганчев Ф.З.(лицо, подписавшее справку от 5 июня 2017г.) в ЕГРЮЛ, не указан.
При толковании содержания справки судебная коллегия принимает во внимание буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений и считает, что справка подписана не уполномоченном на то лицом, так как Ганчев Ф.З. в ней поименован как доверенное лицо, чью подпись удостоверяет справка.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает следующее.
Из содержания приведенной справки следует, что баржа ГП-249 была порезана и утилизирована еще 18.07.2016г.
Между тем, на регистрационный учет за Курманаевой С.Н. баржа поставлена согласно выписки из Государственного судового реестра, выданной ФБУ Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» 29 июня 2017г.(л.д.53), т.е. после ее «порезки» и «утилизации» 18.07.2016г. в соответствии со справкой ООО «Региональный Вторичный Ресурс», что физически невозможно.
Никаких документов, подтверждающих утилизацию транспортного средства(например, договор об утилизации, справку о стоимости утилизации, справку о стоимости металлолома, принятого в счет утилизации) в материалы дела Курманаевой С.Н. не предоставлено.
22 декабря 2020г. Курманаева С.Н. обращалась в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением о снятии судна с регистрационного учета в связи с утилизацией, заявление удовлетворено, право собственности на судно ГП-249 прекращено 11 января 2021г.
В таком положении судебная коллегия признает справку ООО «Региональный Вторичный Ресурс» от 5 июня 2017г. недостоверным доказательством, поскольку содержащиеся в ней сведения не соответствуют действительности, при этом справка подписана не уполномоченным на то лицом.
На основании п. 2 Правил государственной регистрации судов(далее - Правила), утвержденных приказом Минтранса России от 26.09.2001 года № 144, под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п.3 Правил государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.
В силу п.4 данных Правил государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Судебная коллегия считает, что Курманаева С.Н. не предоставила суду допустимых и достоверных доказательств прекращения её права на транспортное средство в налоговый период 2018 года вплоть до 11 января 2021г.
По мнению судебной коллегии, в таком положении Курманаева С.Н. обязана уплатить транспортный налог за 2018г. за несамоходное сухогрузное судно ГП-249, так как и на день обращения с административным иском это транспортное средство состояло на регистрационном учете за административным ответчиком.
Судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на судебную практику, предусматривающую освобождение от уплаты транспортного налога в случае гибели транспортного средства, поскольку приведенная судебная практика основана на иных обстоятельствах и доказательствах.
Расчет суммы транспортного налога за 2018 год несамоходное сухогрузное судно ГП-249 в размере 10000 рублей судом апелляционной инстанции проверен и признается правильным.
В соответствии с подп. 10 п.1 cт. 2 Закона Омской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 407-ОЗ( в редакции на момент уплаты налога за 2018г.) налоговые ставки устанавливаются для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) в размере 80 руб. с каждой регистровой тонны.
Несамоходное(буксируемое) сухогрузное судно ГП-249 имело грузоподъемность 200 тонн, валовую вместимость – 125.
То есть 125х 80 руб. = 10000 руб.
Помимо этого, с Курманаевой С.Н. в силу ст.57 и ст.75 НК РФ следует взыскать пени за неуплату транспортного налога за 2018г. за период 03.12.2019 года по 04.02.2020 года в размере 134,42 руб.
Сроки направления налогового уведомления, налогового требования, обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ, для взыскания транспортного налога за 2018 год соблюдены. Заявление о выдаче судебного приказа и административное исковое заявление поданы последовательно соответственно в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения налогового требования и после отмены судебного приказа.
Поэтому решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований подлежит отмене, с принятием нового решения о взыскании с Курманаевой С.Н. задолженности по уплате транспортного налога за 2018 год за несамоходное сухогрузное судно ГП-249 в размере 10000 рублей, пени за неуплату транспортного налога в размере 134,42 руб.
Помимо этого, судебная коллегия считает необходимым согласно ст. 114 КАС РФ взыскать с Курманаевой С.Н. государственную пошлину в размере 405,38 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курагинского районного суда Красноярского края от 16 марта 2021 года отменить.
Принять новое решение, которым административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска к Курманаевой Светлане Николаевне удовлетворить, взыскать в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска с Курманаевой Светланы Николаевны задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 10000 рублей, пени за неуплату транспортного налога за период 03.12.2019 года по 04.02.2020 года в размере 134,42 рубля.
Взыскать с Курманаевой Светланы Николаевны государственную пошлину в размере 405,38 рублей в доход местного бюджета муниципального образования Курагинский район Красноярского края.
Председательствующий
судьи: