ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8543 от 04.09.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гарбар И.Ю. Дело № 33А–8543

Докладчик: Пронченко И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе: председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегунович В.Н., Копыловой Е.В.,

секретаре: Пахомовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е., административное дело по апелляционной жалобе представителя Зубрикова А.В.- Ковыловой Е.Е. на решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 13 марта 2019 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области к Зубрикову Алексею Валериевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области, с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать Зубрикова А.В. задолженность по транспортному налогу и пени за 2015-2016 гг. в общей сумме 398 131 рублей, в том числе по транспортному налогу за 2015 год – 226 683 рублей, за 2016 год – 171 448 рублей.

В обоснование заявленных требований указывает, что Зубриков А.В. состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области в качестве налогоплательщика. По сведениям ГИБДД г.Ленинска-Кузнецкого Зубриков А.В. имеет зарегистрированные на его имя транспортные средства:

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Шевроле TRAIL BLAZER, VI№: , дата регистрации права 30.03.2012, дата утраты права 28.11.2017;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: Марка/Модель: Т-150 К, дата регистрации права 28.05.2004; дата прекращения владения 19.04.2018;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: МТЗ 82, дата регистрации права 06.03.2003; дата прекращения владения 19.04.2018;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак , Марка / Модель Т-40М, дата регистрации права 06.03.2003; дата прекращения владения 19.05.2016;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Т-150 К, дата регистрации права 28.05.2004;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Комбайн зерноуборочный СК-5 «НИВА», дата регистрации права 28.05.2004;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Т-4, VI№, дата регистрации права 28.05.2004;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Комбайн зерноуборочный СК-5 «НИВА», дата регистрации права 28.05.2004; дата прекращения владения 19.04.2018;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ГАЗ САЗ 3507, VI№: , дата регистрации права 28.05.2004, дата утраты права 28.11.2017;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 55102, VI№: X, дата регистрации права 27.10.2004, дата утраты права 28.11.2017;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Комбайн зерноуборочный СК-5М-1, дата регистрации права 29.07.2005;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Комбайн зерноуборочный СК-5М-1, VI№, Год выпуска 1993, дата регистрации права 29.07.2005;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: Т-4А, дата регистрации права 23.03.2006;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ГАЗ5201, , дата регистрации права 14.11.2006;

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: УАЗ 31512, , дата регистрации права 27.04.2007, дата утраты права 24.11.2017;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ДОН-1500Б, дата регистрации права 19.03.2008;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: 5780КУ42, Марка/Модель: ДОН-1500Б, дата регистрации права 18.08.2008, дата утраты права 19.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: УАЗ 3909, VI№: , дата регистрации права 05.12.2008, дата утраты права 13.05.2016;

- трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: К-701, дата регистрации права 06.08.2009; дата прекращения владения 19.04.2018;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ГАЗ 6612, VI№: , дата регистрации права 16.09.2009, дата утраты права 28.11.2017;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 65115, VI№: , дата регистрации права 22.04.2010, дата утраты права 20.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 65115, VI№: , дата регистрации права 22.04.2010, дата утраты права 24.11.2017;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 65115, VI№: , дата регистрации права 22.04.2010, дата утраты права 14.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: УАЗ 390945, VI№: , дата регистрации права 31.12.2010, дата утраты права 13.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 45143-15, VI№: , дата регистрации права 14.04.2011, дата утраты права 06.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: КАМАЗ 45143-15, VI№: , дата регистрации права 14.04.2011, дата утраты права 14.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ГАЗ САЗ 3507, VI№: , дата регистрации права 15.10.2011, дата утраты права 28.11.2017;

- Трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: К-701, дата регистрации права 06.08.2009, дата утраты права 19.04.2018;

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ВАЗ211440, VI№: , дата регистрации права 21.11.2013;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: МАЗ 500, дата регистрации права 10.12.2002, дата утраты права 24.11.2017;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: МАЗ 5549, дата регистрации права 30.10.1996, дата утраты права 24.11.2017;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ТДТ-55А, дата регистрации права 27.01.2011, дата утраты права 19.04.2018;

- Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ТДТ-55А, дата регистрации права 27.01.2011, дата утраты права 19.04.2018;

- Трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: К -700А, дата регистрации права 14.02.2007, Дата утраты права 19.05.2016;

- Автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ГАЗ6615, дата регистрации права 15.10.2011, дата утраты права 03.06.2016;

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате налога за 2015, 2016 года.

Сумма транспортного налога за 2015 год составила 226 683 рубля, за 2016 год – 171 448 рублей. В связи с неоплатой налога в установленный срок, налоговым органом Зубрикову А.В. направлено требование об уплате налога от 18.12.2017 № 13177.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинск-Кузнецкого судебного района от 29.05.2018 года, отменен судебный приказ от 28.04.2018 года №2А-717/2018 о взыскании с Зубрикова А.В. задолженности по транспортному налогу и пени за 2015-2016 года, в общей сумме 408992 рубля 46 копеек, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, в связи с чем, инспекция обратилась с настоящим административным исковым заявлением.

Решением Ленинск-Кузнецкого районного суда г. Новокузнецк от 13 марта 2019 года постановлено:

Взыскать с Зубрикова Алексея Валериевича задолженность по транспортному налогу за 2015 год и 2016 год в общей сумме 398 131 (триста девяноста восемь тысяч сто тридцать один) рубль 00 копеек, в том числе: задолженность по транспортному налогу за 2015 год – 226 683 (двести двадцать шесть тысяч шестьсот восемьдесят три) рубля 00 копеек, за 2016 год – 171 448 (сто семьдесят одна тысяча четыреста сорок восемь) рублей 00 копеек.

Взыскать с Зубрикова Алексея Валериевича в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 7181 (семь тысяч сто восемьдесят один) рубль 31 копейка.

В апелляционной жалобе представитель Зубрикова А.В. -Ковылова Е.Е. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. Свои доводы мотивирует тем, что Зубриков А.В. утратил право собственности на заявленную административным истцом технику после введения процедуры банкротства, а также в связи с утилизацией техники.

Также считает решение незаконным поскольку не было удовлетворено ходатайство о привлечении соответчиков, однако согласно определению суда указанные лица привлечены в качестве заинтересованных лиц.

На апелляционную жалобу Селяниным И.А., Костенко Ф.А. и МИФНС №2 по КО принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя Зубрикова А.В. – Ковылову Е.Е.. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Селянина А.И. – Полищук В.Г. и представителя МИФНС №2 – Михайлюк Ю.С., просивших решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Как следует из материалов дела, Зубриков А.В. является владельцем следующих транспортных средств:

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России №2 по КО был начислен транспортный налог за 2015, 2016 года и направлено 30.08.2017 налоговое уведомление от 17.08.2017 заказным письмом со сроком уплаты налога до 01 декабря 2017 года.

В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Зубриковым А.В. обязанность по уплате налога в полном объеме не исполнил.

18.01.2018 в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации межрайонной ИФНС России №2 по КО в адрес Зубрикова А.В. направлено требование № 13177 по состоянию на 18.12.2017 об уплате задолженности по транспортному налогу и предоставлен срок для добровольного исполнения до 26 января 2018 года.

Требование межрайонной ИФНС России №2 по КО ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинск-Кузнецкого судебного района от 29.05.2018 года, отменен судебный приказ от 28.04.2018 года №2А-717/2018 о взыскании с Зубрикова А.В. задолженности по транспортному налогу и пени за 2015-2016 года, в общей сумме 408992 рубля 46 копеек, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

В связи с чем, инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Зубрикова А.В. обязанности по уплате транспортного налога, со ссылкой на то обстоятельство, что право собственности на указанные транспортные средства было им утрачено после введения процедуры банкротства судебная коллегия полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Исходя из положений статей 2, 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Учитывая, что обязательства по уплате транспортного налога за 2015, 2016 гг. у Зубрикова А.В. наступили после признания его банкротом, и после введения конкурсного производства, данные платежи являются текущими и не подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве.

На основании изложенного, позиция стороны ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке транспортного налога является ошибочной.

Доводы апеллянта о том, что транспортные средства были утилизированы в 2013, следовательно, они не являются объектом налогообложения, отклоняются судебной коллегией.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения по транспортному налогу, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

Уничтожение объекта налогообложение (полная его гибель) не входит в указанный перечень случаев, при которых транспортный налог не подлежит начислению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых позициях, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.

Уничтожение транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время часть транспортных средств продана другим лицам, следовательно, у Зубрикова отсутствует обязанность по уплате транспортного налога также отклонятся судебной коллегией.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент заключения договора купли-продажи автомобиля) о том, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, в случае прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДЦ. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

Таким образом, исходя из материалов дела, в период с 2015-2016 года транспортные средства с регистрационного учета не были сняты, их владельцем являлся Зубриков А.В., вследствие чего оснований у МИФНС России №2 по Кемеровской области не начислять ему транспортный налог за период с 2015-2016 года не имелось и суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о взыскании с Зубрикова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с Зубрикова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год, который постановлен с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1), а до внесения изменений в указанную норму Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ налог подлежал уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3).

Пунктом 2 ст.52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4).

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. (п.3).

Таким образом, законом установлена процедура взыскания задолженности по налогам, пеням в судебном порядке, предусматривающая последовательность и продолжительность совершения каждого этапа, что является гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности. Начало процедуры принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням связано с днем выявления недоимки, которым является день, следующий за установленным законом днем уплаты налога.

Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных ст.ст.69, 70, 48 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

Принимая во внимание установленное правовое регулирование, в данном случае транспортный налог за 2015 год подлежал уплате в срок не позднее 1 декабря 2016 года, соответственно, днем выявления недоимки за 2015 год – 2 декабря 2016 года. Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2015 год – не позднее 2 марта 2017 года.

Между тем в указанные сроки требования об уплате налога и пени налоговым органом налогоплательщику направлены не были, и впервые такое требование направлено Зубрикову А.В. лишь в январе 2018 года – требование № 13177 по состоянию на 18.12.2017.

Более того, за указанные налоговые периоды в сроки, установленные п.2 ст.52 НК РФ, налоговый орган не направлял в адрес налогоплательщика и налоговые уведомления. Впервые такое налоговое уведомление об уплате указанных налогов было направлено ему в августе 2017 года (№ 46762180 от 17.08.2017 года).

Направление требования об уплате налога и пени с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности.

При этом доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось законных оснований для взыскания с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2015.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в силу требований ст.ст.55, 57, 58, 360, 362 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате транспортного налога ежегодно, соответственно, и налоговый орган обязан ежегодно исчислять транспортный налог налогоплательщику - физическому лицу и, по общему правилу, направлять ему уведомление об уплате налога.

Согласно положениям ст.52 НК РФ по общему правилу в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй пункта 2).

В то же время в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац третий пункта 4).

Учитывая ежегодную обязанность налогоплательщика по уплате налога, в случае ее неисполнения исходя из положений ст.ст.69, 70 НК РФ такая же обязанность ежегодно в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направлять требование об уплате налога и пени имеется и у налогового органа. И только в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в срок не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

Принимая во внимание, что по настоящему делу размер транспортного налога Зубрикова А.В. за 2015 год составляет более 100 рублей, и сумма задолженности по налогу составляет более 500 рублей, при этом иных указанных в законе обстоятельств, исключающих направление налогоплательщику налогового уведомления и налогового требования в общие сроки, не имеется, направление налоговым органом Зубрикову А.В. уведомления об уплате налога и требования об уплате налога в августе 2017 и январе 2018 соответственно по налогу за 2015 год требованиям закона на соответствует, свидетельствует о нарушении процедуры взимания налогов, в том числе принудительного их взыскания.

Не применив закон, подлежащий применению, суд дал неправильную оценку вышеуказанным обстоятельствам, связанным с несоблюдением административным истцом процедуры и сроков принудительного взыскания недоимки, что привело к неправильному разрешению спора.

При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об частичном удовлетворении заявленных МИФНС России № 2 по Кемеровской области требований о взыскании с Зубрикова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год.

Кроме того, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд не учел положения абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имел приоритетное значение.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 13 марта 2019 года – отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с Зубрикова Алексея Валериевича задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 171 448 рублей.

Взыскать с Зубрикова Алексея Валериевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4629 рублей.

В остальной части требований отказать.

Председательствующий:

Судьи: