ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-854/2016 от 25.02.2016 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-854/2016 Докладчик Семёнов А.В.

Судья Понявина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Емельяновой О.И. и Семёнова А.В.,

при секретаре Филинове Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 февраля 2016 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Меленковского района на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 15 декабря 2015 года, которым постановлено:

Заявление прокурора Меленковского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Меленковский район, действующую в интересах муниципального образования городское поселение г. Меленки в срок до 1 мая 2016 года организовать на территории г.Меленки холодное водоснабжение, соответствующее по качеству требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контролькачества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения».

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное водопроводное хозяйство» в срок до 1 мая 2016 года предоставлять населению г. Меленки холодную воду, соответствующую гигиеническим требованиям к качеству воды централизованного водоснабжения, установленным СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контролькачества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное водопроводное хозяйство» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Меленковского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Меленковского района и Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальное водопроводное хозяйство» об организации на территории МО г.Меленки холодного водоснабжения надлежащего качества.

В обоснование указал, что в ходе проверки установлено несоответствие питьевой воды, поставляемой населению г.Меленки установленным гигиеническим нормам по содержанию железа и марганца, чем нарушены нормы федеральных законов о водоснабжении и водоотведении и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду и получение услуг надлежащего качества.

В соответствии с действующим законодательством организация обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества возложена на органы местного самоуправления поселения. В г.Меленки данные полномочия переданы администрации Меленковского района. Предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с законом о защите прав потребителей должен обеспечить продавец. В данном случае услуги холодного водоснабжения на территории г.Меленки предоставляет Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное водопроводное хозяйство».

В судебном заседании старший помощник прокурора Меленковского района Сокольникова Т.В. требования поддержала, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что неоднократно принимавшиеся меры прокурорского реагирования не привели к исправлению сложившейся ситуации. Несоответствие качества воды гигиеническим нормам подтверждено соответствующими лабораторными испытаниями.

Представители административного ответчика администрации Меленковского района Ларина Н.И. и Макарова С.Ю. против требований возражали. Полагали, что орган местного самоуправления исполнил обязанность по организации водоснабжения, заключив договор аренды муниципального имущества с целью оказания соответствующих услуг. Обеспечение водой надлежащего качества населения г.Меленки возможно лишь путем установки станции обезжелезивания, для чего требуется около 72 млн.рублей. Финансовое состояние муниципального образования не позволяет осуществить такие расходы.

Представитель административного ответчика ООО «Коммунальное водопроводное хозяйство» Ломакин А.П. требования не признал. Суду пояснил, что обеспечение надлежащего качества воды возможно только после капитального ремонта сетей и строительства станции водоочистки и обезжелезивания, которые должен осуществить собственник имущества. При этом признал, что качество воды не соответствует гигиеническим требованиям.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит административный ответчик администрация Меленковского района.

В апелляционной жалобе указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку результатов получения проб воды из артезианских скважин, оформленных надлежащим образом, суду не представлено. Суд не дал надлежащей оценки тому, что администрация заключила договор аренды муниципального имущества с ООО «Коммунальное водопроводное хозяйство» с целью оказания услуг по водоснабжению. Арендатор вправе проводить работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию имущества. В 2008 году был разработан проект реконструкции водозабора стоимостью 48 млн.рублей, что в текущих ценах составляет 72 млн.рублей и не возможно осуществить при размере утвержденного бюджета поселения. Кроме того судом установлен недостаточный срок для осуществления всех необходимых мероприятий, в связи с чем решение является неисполнимым.

Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов жалобы.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного ответчика ООО «Коммунальное водопроводное хозяйство», извещенного надлежащим образом.Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда по административному делу в апелляционной инстанции предусмотрены ст.310 КАС РФ, таких оснований в данном случае судебная коллегия не находит.

В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Обязательные требования к качеству питьевой воды, поставляемой по системе централизованного водоснабжения, установлены Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также утвержденными в установленном порядке санитарными нормами и правилами.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.

В данном случае, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, указанные полномочия в соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ переданы администрации муниципального района.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В этом случае органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Из материалов дела следует, что вопрос о качестве питьевого водоснабжения в г.Меленки стоит перед органами местного самоуправления на протяжении многих лет, что стало основанием для разработки в 2008 г. проекта реконструкции городского водозабора.

Вместе с тем действенных мер для обеспечения условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, органом местного самоуправления не принято, необходимых для этого мероприятий не разработано и не проводится, данных о наличии соответствующей инвестиционной программы суду не представлено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, подтверждающих невозможность принятия соответствующих организационных мер по улучшению качества воды в г.Меленки в установленный судом срок.

Также несостоятельным является довод об отсутствии в материалах дела доказательств проведения в установленном порядке лабораторных исследований воды из артезианских скважин. Для разрешения данного дела значение имеет факт подачи населению г.Меленки воды ненадлежащего качества, что сторонами не оспаривается и подтверждается соответствующими протоколами лабораторных исследований. Вопрос о конкретных причинах и участках водопроводной системы, на которых возникает соответствующее нарушение, относится к компетенции органа местного самоуправления и водоснабжающей организации и подлежит разрешению в соответствии со ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Иных обстоятельств, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Меленковского районного суда Владимирской области от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Меленковского района – без удовлетворения.

Председательствующий: Р.Е. Судакова

Судьи: О.И. Емельянова

А.В. Семёнов