Судья: Ефимкина Ю.В. Дело № 33а-8550/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Литвиновой М.В., Рябихина О.Е.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора (далее – прокурор) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Саратовской области, закрытому акционерному обществу (далее – ЗАО) «Геофизсервис» о признании недействительными нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по апелляционной жалобе ЗАО «Геофизсервис» на решение Волжского районного суда города Саратова от 06 июля 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя административного истца ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области, ЗАО «Геофизсервис», в котором просил признать недействительными утвержденные Управлением Росприроднадзора по Саратовской области ЗАО «Геофизсервис» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от 11 апреля 2012 года № 38/99 сроком действия до 11 апреля 2017 года.
В обоснование требований указал, что Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в установленном порядке ЗАО «Геофизсервис» утверждены нормативы образования отходов и выданы лимиты на их размещение сроком действия с 11 апреля 2012 года по 11 апреля 2017 года. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, технические отчеты о неизменности производственного процесса в сфере обращения с отходами производства ЗАО «Геофизсервис» в Управление Росприроднадзора по Саратовской области не сдавались. Прокурор ссылался, что ненадлежащее исполнение юридическим лицом возложенной на него обязанности нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 06 июля 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ЗАО «Геофизсервис» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, дана ненадлежащая правовая оценка представленным стороной ответчика доказательствам, которые подтверждают неизменность производственного процесса предприятия в сфере обращения с отходами производства в период с 2012 года по 2014 год. По мнению, автора жалобы, ЗАО «Геофизсервис» были представлены все необходимые документы, в том числе платежные поручения, согласно которым обществом не были превышены нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства. Кроме того, указывает, что действующим законодательством не определены правовые последствия непредставления технического отчета в виде аннулирования действующих нормативов и лимитов.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Геофизсервис» – без удовлетворения.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – Закон № 22-ФЗ) с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 КАС РФ).
Частью 2 статьи 3 Закона № 22-ФЗ установлено, что не рассмотренные
до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежит применению КАС РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» допускается производить выбросы и сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов, лимитов выбросов и сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Полномочиями по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду обладает Ростехнадзор на основании пункта 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004 года № 401.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно которому Росприроднадзор осуществляет полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по организации приема и рассмотрения отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В силу статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок), который устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (пункт 1).
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (пункт 2).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 11 Порядка (в редакции от 22 декабря 2010 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 12 Порядка (в редакции, действующей с 25 июля 2014 года) также предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов установлены Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и
не оспаривается сторонами, Управлением Росприроднадзора по Саратовской области 11 апреля 2012 года были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ЗАО «Геофизсервис», сроком действия до 11 апреля 2017 года.
Технический отчет, подтверждающий неизменность производственного процесса и используемого сырья, разрабатываемый в соответствии с указанными методическими указаниями, за 2012 и 2013 годы, ЗАО «Геофизсервис» в Управление Росприроднадзора по Саратовской области в уведомительном порядке не представлялся.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив изложенные выше обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, исходил из того, что неизменность производственного процесса и сырья должна подтверждаться ежегодно в течение всего периода действия утвержденных нормативов и лимитов, каких-либо исключений законодателем не предусмотрено, пришел к выводу о том, что сдача технического отчета является неотъемлемым условием действительности выданных нормативов и лимитов, в связи с чем счел возможным признать недействительными утвержденные Управлением Росприроднадзора по Саратовской области ЗАО «Геофизсервис» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от 11 апреля 2012 года сроком действия до 11 апреля 2017 года ввиду непредставления последним технических отчетов за 2012-2013 годы. При этом районный суд указал, что ненадлежащее исполнение юридическим лицом возложенной на него правовой обязанности создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, следовательно, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В силу пункта 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Порядка (в редакции от 25 июля 2014 года) в технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, задачей технического отчета является подтверждение информации, содержащейся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР), как условие продолжения действия разрешения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом принятие Росприроднадзором каких-либо решений о продлении действия выданных лимитов в случае предоставления юридическим лицом технического отчета либо отказе в продлении в ином случае названным нормативным правовым актом не предусмотрено.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349, в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
Из писем Росприроднадзора от 27 апреля 2011 года № КТ-08-03-36/5150
«О предоставлении технических отчетов» и от 17 мая 2011 года № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» следует, что технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение.
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что факт непредставления предприятием технического отчета, подтверждающего неизменность производственного процесса в сфере обращения с отходами производства, не свидетельствует о фактическом превышении предприятием утвержденных нормативов образования отходов и лимитов, не влечет за собой безусловного признания данных нормативов недействительными, а лишь является основанием для возложения на юридическое лицо дополнительной обязанности в виде внесения повышенных платежей (дополнительной платы) за негативное воздействие на окружающую среду, либо возможность привлечения его к административной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ (подлежащей применению на дату обращения прокурора в суд с настоящим иском), которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конкретизируя эти положения, часть 3 статьи 131 ГПК РФ (устанавливающей до 15 сентября 2015 года требования к форме и содержанию искового заявления) предусматривает, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 39 и 125 КАС РФ.
Вместе с тем прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области и ЗАО «Геофизсервис», не обосновал, каким образом невыполнение юридическим лицом обязанности по представлению в территориальные органы Росприроднадзора технического отчета за 2012 и 2013 годы, которое носило уведомительный характер, нарушило значимые государственные и общественные интересы, а также не указал, какие именно права неопределенного круга лиц или Российской Федерации были при этом нарушены.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, так как признание недействительным решения органа государственной власти лишь по одним формальным основаниям без установления и надлежащего обоснования того факта,
чьи права в результате принятия этого акта были нарушены и каким образом при отмене этого акта нарушенные права будут восстановлены, противоречит принципам гражданского процессуального законодательства (действовавшего в момент разрешения спорных правоотношений).
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, так как признание недействительным решения органа государственной власти лишь по одним формальным основаниям без установления и надлежащего обоснования того факта, чьи права в результате принятия этого акта были нарушены и каким образом при отмене этого акта нарушенные права будут восстановлены, противоречит принципам гражданского процессуального законодательства (действовавшего в момент разрешения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом при рассмотрении дела допущено неправильное применение норм материального права, судебная коллегия в силу
пункта 2 статьи 309 КАС РФ полагает возможным отменить состоявшееся решение районного суда и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 06 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Саратовского межрайонного природоохранного прокурора к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, закрытому акционерному обществу «Геофизсервис» о признании недействительными нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отказать.
Председательствующий:
Судьи: