ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8584/18 от 26.12.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Полоцкая Е.С. Дело № 33а-8584/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,

при секретаре Скляровой А.А.,

рассмотрела в судебном заседании 26 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 на решение Омского районного суда Омской области от 02 октября 2018 года, которым административные исковые требования Администрации Омского муниципального района Омской области к прокуратуре Омского района Омской области, прокуратуре Омской области о признании недействительным представления прокуратуры Омского района Омской области от <...> об устранении нарушений требований законодательства в части определения лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Омского района Омской области, прокуратуре Омской области о признании недействительным представления прокуратуры Омского района Омской области от <...> об устранении нарушений требований законодательства в части определения лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях.

В обоснование требований указала, что <...> года ею было получено представление прокуратуры Омского района Омской области о неисполнении требований законодательства об административных правонарушениях в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Омского муниципального района Омской области.

В частности, в представлении было указано, что ни в постановлении Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> года № <...>, ни в утвержденных им приложениях, конкретное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных <...> КоАП Российской Федерации, не определено, что приводит к тому, что протоколы по указанной статье не составляются и лица, своевременно не уплатившие штраф по постановлению комиссии, избегают административной ответственности за данное административное правонарушение.

Администрацией на указанное представление был дан мотивированный ответ, согласно которому исходя из требований действующего законодательства у комиссии отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных <...> КоАП Российской Федерации, также отсутствуют полномочия по определению должностных лиц комиссии, уполномоченных составлять протоколы по указанной категории дел, на что 17.08.2018 года прокуратура указала на необходимость вернуться к рассмотрению представления в указанной части.

Администрация отмечала, что такое полномочие, как определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Российской Федерации, в случаях, предусмотренных ст. <...> КоАП Российской Федерации, Законом № 1676-ОЗ органам местного самоуправления муниципального района передано не было; иного закона Омской области, который бы закрепил соответствующие полномочия за органами местного самоуправления муниципального района либо комиссиями по делам несовершеннолетних, в настоящее время не принято. Кроме того, за период деятельности комиссии требований об устранении каких-либо нарушений, связанных с невыполнением комиссией полномочий по привлечению к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. <...> КоАП Российской Федерации, либо иных запросов о предоставлении ответов по исполнению такого полномочия, не поступало. Также отмечала, что информация об уплаченном штрафе отражается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП). В силу 2.2 Порядка комиссия по делам несовершеннолетних не является участником ГИС ГМП и доступ к информационному взаимодействию с ГИС ГМП возможным не является.

На основании изложенного Администрация Омского муниципального района Омской области просила признать недействительным представление прокуратуры Омского района Омской области от <...> года № <...> в части выводов о несоблюдении Администрацией законодательства об административных правонарушениях.

Представитель административного истца Администрации Омского муниципального района Омской области <...> заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика прокуратуры Омской области <...>., представитель заинтересованного лица Министерства образования Омской области <...> просили в удовлетворении требований отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 просит решение отменить, принять новое. Отмечает, что вывод суда о том, что действие п. 6.1 ч. 1 ст. 13.1 КоАП Российской Федерации не распространяет свое действие на <...> КоАП Российской Федерации является неверным, поскольку отсутствие указания в данных пунктах на п. 12 ч. 5 не может расцениваться как императивное возложение обязанности по определению уполномоченного должностного лица непосредственно на саму комиссию. Полагает, что определение уполномоченных лиц на уровень местного самоуправления предусматривает издание соответствующего акта на уровне государственных органов субъекта. Отмечает, что полномочия, указанные в ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации, являются отдельными и подлежат передаче соответствующим нормативным правовым актом. Иные доводы аналогичны приведенным ранее.

Представителями прокуратуры Омской области <...> и заинтересованного лица Министерства образования Омской области <...> относительно доводов жалобы принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав представителей Администрации Омского муниципального района Омской области <...> прокуратуры Омской области <...> Министерства образования Омской области <...> судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> года № <...> утверждено положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Омского муниципального района Омской области и её состав.

<...> года прокурором Омского района Омской области в адрес Главы Омского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в частности указано, что ни в постановлении Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> года № <...> ни в утвержденных им приложениях конкретное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. <...> КоАП Российской Федерации, не определено (л.д. <...>).

По результатам рассмотрения представления <...> года первым заместителем Главы муниципального района прокурору дан ответ об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по самостоятельному определению лица, уполномоченного по составлению протоколов, а также на затруднительность получения сведений из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее ГИС ГМП) о лицах, не уплативших штраф (л.д. <...>).

<...> года заместителем прокурора Омского района Омской области в адрес первого заместителя Главы Омского муниципального района Омской области направлено требование о возврате к рассмотрению представления (л.д. <...>).

Не согласившись с представлением прокурора в указанной части, Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась с настоящим иском в суд о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении требований Администрации Омского муниципального района Омской области о признании недействительным представления прокурора в части определения лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, суд правильно исходил из того, что выполнение указанных мероприятий относится к компетенции органа местного самоуправления, утвердившего положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо посредством вынесения постановления членами комиссии, с чем судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон № 120-ФЗ) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ).

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации (абз. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 120-ФЗ).

В соответствии с приведенными нормами в Омской области принят Закон от 06.11.2014 года № 1676-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области» (далее Закон № 1676-ОЗ).

Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия по созданию и организации, в том числе обеспечению, деятельности районных комиссий.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 1676-ОЗ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления Омской области для осуществления переданных государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете в форме субвенций бюджетам муниципальных образований Омской области.

Районные комиссии создаются соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов Омской области в составе председателя районной комиссии - первого заместителя (заместителя) главы муниципального района Омской области (главы Администрации муниципального района Омской области), двух заместителей председателя районной комиссии, ответственного секретаря районной комиссии и иных членов районной комиссии (п. 1 ст. 13 Закона № 1676-ОЗ)

Членами муниципальных комиссий могут быть руководители (их заместители) субъектов системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов, организаций и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Персональный состав муниципальной комиссии, положение о муниципальной комиссии утверждаются соответствующим органом местного самоуправления Омской области согласно Примерному положению (п. 2 ст. 13 Закона № 1676-ОЗ).

Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 1676-ОЗ основными направлениями деятельности районных комиссий являются направления деятельности, осуществляемые городской комиссией и окружными комиссиями города Омска.

Одним из основных направлений деятельности окружных комиссий города Омска является рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Омской области об административных правонарушениях к компетенции комиссий (под. 11 п. 1 ст. 15 Закона № 1676-ОЗ).

По правилам п. 4 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В силу ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законом Омской области переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия по созданию и организации, в том числе обеспечению, деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, с предоставлением материальных и финансовых средств.

При этом передача полномочий субъектом Российской Федерации должностным лицам органа местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, входящих в предмет регулирования КоАП Российской Федерации, положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации, не предусмотрена.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и, в частности, составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п.1, под «е» п. 12 Примерного положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 года № 995).

Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35-5.37, 6.10,6.23 (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации).

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. <...> КоАП Российской Федерации, предусмотрена федеральным законодателем.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП Российской Федерации должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. <...> настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Федеральным законом от 02.12.2013 года № 340-ФЗ в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации были внесены изменения о предоставлении права по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. <...> КоАП Российской Федерации, уполномоченным лицам коллегиального органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, в целях согласованности с положениями ч. 5 ст. 32.2 КоАП Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.10.2014 года № 307-ФЗ п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которому протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов и учреждений, указанных в п.п. 3-7 ч. 1 и п.п. 3,5, ч.2 ст. 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, указанных в п. 2 ч.1 и п.п. 2,4 ч. 2 ст. 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. <...> настоящего Кодекса, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы-исполнители.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 22.1 КоАП Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Соответственно, из предписаний федерального законодательства ясно и определенно следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч<...> КоАП Российской Федерации, составляются уполномоченными лицами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесшей постановление о наложении штрафа, которых и должен определить орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении положения и составе комиссии либо коллегиальный орган.

Подателем апелляционной жалобы не учтено, что цель создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их компетенция определена также в нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих их деятельность.

Применительно к изложенному доводы Администрации Омского муниципального района Омской области о том, что законом Омской области не были переданы полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Российской Федерации, подлежат отклонению.

Ссылка на подателя на положения п. 6.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации, согласно которому к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 28.3 настоящего Кодекса, состоятельной не признается.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. <...> КоАП Российской Федерации, урегулирована федеральным законом.

Случаи, когда субъект Российской Федерации определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, определен в ч. ч. 4,6,6.1, 7 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации, к ведению которого не отнесено определение уполномоченных лиц коллегиальных органов, указанных в п. 2 ч.1 ст. 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. <...> настоящего Кодекса.

Введение в действие Федеральным законом от 14.10.2014 года № 307-ФЗ п. 6.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации не изменило правового регулирования, установленного п. 12 ч. 5, а также ч. ч. 4,6,6.1, 7 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации, в приводимой Администрацией Омского муниципального района Омской области части.

Относительно доводов апелляционной жалобы об отсутствии у комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав доступа к ГИС ГМП о лицах, не уплативших штраф, во всяком случае не освобождает Администрацию Омского муниципального района Омской области от обязанности по определению уполномоченного лица на составление протоколов об административных правонарушениях из состава коллегиального органа.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции, изложенной в решении, по данному вопросу, которая в дополнительной аргументации не нуждается.

Отсутствие замечаний со стороны Министерства образования Омской области относительно не составления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. <...> КоАП Российской Федерации, на что указывается в жалобе, правового значения не имеет.

Учитывая вышеприведенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 02 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи