Судья: Жигалина Е.А. № 33А - 8596
Докладчик: Евтифеева О.Э.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«07» августа 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Бегуновича В.Н., Зиновьевой К.В.,
при секретаре: Новиковой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области на решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 мая 2019 года
по делу по административному исковому заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области (далее – Территориальный орган Росздравнадзора по Кемеровской области) о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 05/15/94/17 от 23.04.2019 об устранении нарушения трудового законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный орган Росздравнадзора по Кемеровской области обратился в суд о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 05/15/94/17 от 23.04.2019 об устранении нарушения трудового законодательства.
Требования мотивированы тем, что Территориальному органу Росздравнадзора по Кемеровской области 23.04.2019 Государственной инспекцией труда в Кемеровской области было выдано предписание № 05/15/94/17 в соответствии с которым предписано выдать Виссарионовой Надежде Николаевне документы: приказ о присвоении классного чина; справку о суммах, выплаченных при увольнении; приказы о назначении врио руководителя за 2018 год; справки с указанием периодов исполнения врио руководителя.
Виссарионова Н.Н. в соответствии со служебным контрактом проходила государственную гражданскую службу в Территориальном органе Росздравнадзора по Кемеровской области с 06.10.2014 по 23.10.2018.
В силу части 1 статьи 62 Трудового кодекса по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Указанная норма направлена на регулирование отношений между работником и работодателем.
Полагают, что ч. 1 ст. 62 ТК РФ не подлежали применению при рассмотрении заявления Виссарионовой Н.Н., поскольку трудовые отношения между территориальным органом и Виссарионовой Н.Н. были прекращены.
Помимо этого, в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
Согласно статье 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Поскольку пункт 5 статьи 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует вопрос выдачи государственному служащему документов, связанных с его гражданской службой, положения ТК РФ не применимы.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрен порядок выдачи документов, связанных со службой государственному гражданскому служащему, служебный контракт с которым расторгнут, кроме как в последний день службы.
23.10.2018 в последний день службы Виссарионовой Н.Н. были выданы: справка для расчета пособий, справка 2-НДФЛ за 2018 год, получение указанных документов подтверждается подписью Виссарионовой Н.Н. в журнале учета выдачи справок, копий документов сотрудникам Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области. Предоставление справки о суммах, выплаченных при увольнении, а также справки с указанием периодов исполнения врио руководителя не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Территориальным органом Росздравнадзора по Кемеровской области не допущено нарушений требований Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому основания для выдачи предписания отсутствуют.
Кроме этого допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в соответствии с приказом Государственной инспекции труда от 15.04.2019 № 42/12-5587-19-И (05/15/94/17) о проведении внеплановой проверки Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области к приведению проверки необходимо приступить 26.04.2019. Однако акт проверки и предписание составлены 23.04.2019, то есть до начала проведения проверки. Соответственно предписание выдано в нарушение требований действующего законодательства.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 мая 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Территориальный орган Росздравнадзора по Кемеровской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Настаивает, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Решение вынесено с нарушением норм материального права.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что предписание выдано в установленном законом порядке, поскольку проверка могла быть завершена не ранее 26.04.2019, и предписание могло быть выдано не ранее указанной даты.
Считает несостоятельным вывод суда о том, что в силу ст. 62 ТК РФ указанные в предписании документы должны были быть выданы Вассарионовой Н.Н. в течение трех дней с момента получения заявления.
Кроме того, считает несостоятельным вывод суда о том, что на момент обращения с заявлением о выдаче документов Виссарионова Н.Н. не являлась государственным гражданским служащим, поэтому на нее в полной мере распространяется Трудовой кодекс РФ, поскольку после расторжения служебного контракта Висссарионова Н.Н. не являлась ни работником, ни гражданским служащим.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что Виссарионова Н.Н. не являясь на момент обращения к работодателю государственным гражданским служащим имеет право в соответствии с Указом Президента РФ № 609 от 30.05.2005 осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего.
На апелляционную жалобу Государственной инспекцией труда в Кемеровской области принесены возражения (л.д. 89-91).
В судебном заседании представитель административного истца Нуртдинова Д.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Виссарионова Н.Н. проходила государственную гражданскую службу в Территориальном органе Росздравнадзора по Кемеровской области. 23.10.2018 служебный контракт расторгнут, Виссарионова Н.Н. освобождена от занимаемой должности.
06.11.2018 в Территориальный орган Росздравнадзора по Кемеровской области Виссарионовой Н.Н. подано заявление о выдаче документов, связанных с прохождением государственной гражданской службы в Территориальном органе Росздравнадзора по Кемеровской области.
С целью защиты прав и интересов работника Виссарионовой Н.Н. (в связи с рассмотрением обращения от 08.04.2019 № 42/7-1600-19-ОБ (не своевременность и не полнота выдачи документов, связанных с трудовой деятельностью) 15.04.2019 Государственной инспекцией труда в Кемеровской области издано распоряжение (приказ) № 42/12-5587-19-И(05/15/94/17) о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Управления Росздравнадзора по Кемеровской области. Задачами настоящей проверки являются: надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Из указанного распоряжения следует, что лицом, уполномоченным на проведение проверки назначена Билан Л.А. – Государственный правовой инспектор труда, срок проведения проверки – не более 20 дней, к проведению проверки приступить с 26.04.2019, проверку окончить не позднее 07.05.2019.
Согласно акту Государственной инспекции труда № 05/15/94/17 от 23.04.2019 по результатам проверки установлено, что 06.11.2018 работодателем зарегистрировано получение заявления Виссарионовой Н.Н. о выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью по списку: приказ о присвоении классного чина, справка о суммах, выплаченных при увольнении, приказы о назначении врио руководителя, справка с указанием периодов исполнения врио руководителя за 2018 год. 09.11.2018 (в четвертый день, со дня регистрации заявления) работодателем не выданы указанные документы. Работодателем нарушены требования ч. 1 ст. 62 ТК РФ в части выдачи документов не в трехдневный срок со дня получения заявления Виссарионовой Н.Н. Имеет место совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, за аналогичное правонарушение. Работодатель в письменном пояснении оспаривает обязанность в выдаче не выданных Виссарионовой Н.Н. документов, так как считает их выдачу не предусмотренной требованиями ч. 1 ст. 62 ТК РФ. Подобное толкование ч. 1 ст. 62 ТК РФ не может быть признано инспекцией труда обоснованным, так как ч. 1 ст. 62 ТК РФ содержит не строго установленный перечень документов, обязательных к выдаче работнику. В тексте примерного списка документов, связанных с трудовой деятельностью указано – «…и другое».
Территориальному органу федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области выдано предписание № 05/15/94/17 от 23.04.2019, которым Государственная инспекция труда Кемеровской области обязала выдать Виссарионовой Н.Н. документы: приказ о присвоении классного чина; справку о суммах, выплаченных при увольнении; приказы о назначении врио руководителя за 2018 год; справки с указанием периодов исполнения врио руководителя, о выполнении предписания сообщить в срок до 14.05.2019 с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела позволяют сделать вывод о том, что административным истцом неправомерно было отказано в выдаче запрашиваемых Виссарионовой Н.Н. документов, связанных с ее трудовой деятельностью. Предусмотренная ст. 62 ТК РФ обязанность по выдаче работнику указанных документов в полном объеме Территориальным органом Росздравнадзора по Кемеровской области в установленные сроки не исполнена.
Судебная коллегия полагает выводы суда по существу правильными, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают правильности его выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права и неверной оценке обстоятельств дела.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Следовательно, нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении государственной гражданской службы, в случаях, когда это предусмотрено этими специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы этими специальными нормативными актами и требуют применения норм трудового законодательства по аналогии.
С учетом того, что нормами специального законодательства вопрос выдачи государственному гражданскому служащему документов, связанных с прохождением службы, прямо не урегулирован, к этим правоотношениям должны применяться нормы трудового законодательства, в частности часть 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств направления либо выдачи копий истребуемых работником копий документов в трехдневный срок, установленный ч. 1 ст. 62 Трудового кодекса РФ.
Перечень документов (копий документов), перечисленных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ, не является исчерпывающим. Вместе с тем, помимо названных в ч. 1 ст. 62 ТК РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о законности предписания, поскольку требования трудового законодательства при рассмотрении заявления о выдаче документов были нарушены, что повлекло нарушение трудовых прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проведения проверки не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о его незаконности.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и требований, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 указанного федерального закона грубым является нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Указанное административным истцом обстоятельство не свидетельствует о допущенном грубом нарушении при проведении проверки, доводов и доказательств, свидетельствующих о нарушении прав проверяемого лица, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в ходе проверки, связанных с проведением проверки до начала срока, указанного в распоряжении (приказе), не представлено.
Разрешая требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений требований материального и процессуального права судом не допущено. неправильное указание в решении суда дат, связанных с проведением проверки, носят характер описок, не повлекли неправильные выводы суда, и могут быть исправлены судом в порядке, установленном ст. 184 КАС РФ.
При указанных обстоятельствах. оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: