ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-85/2022 от 26.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Громова Е.Н. УИД 38RS0004-01-2021-000014-42

Судья-докладчик Исакова Н.Н. 33а-85/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Исаковой Н.Н., Абрамчика И.М.,

при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-256/2021 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Братский район» на решение Братского районного суда Иркутской области от 16 июня 2021 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области указано, что в декабре 2020 года по обращению гражданина, в котором указано на загазованность в жилом доме <адрес изъят> от деятельности гаража ОГБУ «ПСС Иркутской области», расположенного на первом этаже указанного жилого дома, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе проведено административное расследование в отношении ОГБУ «ПСС Иркутской области» для отбора, исследования и экспертизы проб атмосферного воздуха закрытых помещений в общем коридоре жилого здания 2-го, 3-го, 4-го этажей, а также в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес изъят> на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

В ходе проведения административного расследования установлено, что здание по адресу: <адрес изъят>, ведено в эксплуатацию по типовому проекту для осуществления деятельности пожарной части. Ввод здания в эксплуатацию не установлен. Также было установлено, что в помещениях, размещенных над гаражом пожарной части, проведена реконструкция под жилые помещения (квартиры). Гараж-стоянка пожарной части № 122 ОГБУ «ПСС Иркутской области» не отделен от жилой части здания этажом нежилого назначения, что является нарушением ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений установлено, что гараж пожарной части № 122 ОГБУ «ПСС Иркутской области» на 7 единиц автомобильных машин спецтехники, предназначенный для стоянки, технического обслуживания, разогрева автотранспорта, не оборудован системой механической вентиляции.

ОГБУ «ПСС Иркутской области» не является собственником помещений по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается договором безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята со сроком действия договора до Дата изъята , в котором собственником объекта недвижимости значится МО «Братский район».

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе был проведен отбор проб атмосферного воздуха закрытых помещений в общем коридоре жилого здания 2-го, 3-го, 4-го этажей по адресу: <адрес изъят>, на содержание вредных веществ: формальдегида, азота диоксид, оксид углерода, углеводородов при включенном двигателе автомобильного транспорта в гараже ОГБУ «ПСС Иркутской области». Отбор проб атмосферного воздуха в жилом помещении (квартире) по адресу: <адрес изъят>, не был проведен в связи с отсутствием возможности доступа в жилое помещение по причине отказа собственника предоставления такой возможности.

Согласно экспертному заключению от Дата изъята . результаты исследований воздуха закрытых помещений превышают предельно-допустимые концентрации по оксиду углерода макс/раз: в правом крыле 3-го этажа фактически составляют 7,1 мг/м3 при ПДК 5,0 мг/м3; в правом крыле 4-го этажа фактически составляют 7,2 мг/м3 при ПДК 5,0 мг/м3, что не соответствует ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».

Источниками повышенного содержания оксида углерода в общем коридоре правого крыла 3-го этажа и правого крыла 4-го этажа являются проводящие прогрев двигателей пожарные автомобили, стоящие в автомобильном гараже.

В ходе административного расследования установлено, что требования п. 3.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 не соблюдены - гараж-стоянка пожарной части не отделен от жилой части здания этажом нежилого назначения; в коридоре жилого дома воздух не соответствует требованиям ГН 2.1.6.3492-17 по оксиду углерода; гараж пожарной части на 7 единиц автомобильных машин спецтехники, предназначенный для стоянки, технического обслуживания разогрева автотранспорта, не оборудован системой механической вентиляции, что приводит к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

С учетом уточнений просил обязать администрацию МО «Братский район» в срок до 1 марта 2022 г. устранить нарушения ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 134 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по адресу: <адрес изъят>

Решением Братского районного суда Иркутской области от 16 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены. Суд решил: обязать администрацию муниципального образования «Братский район» в срок до 1 марта 2022 г. устранить нарушение ст. 23 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 134 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по адресу: <адрес изъят>

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Братский район» просит решение суда отменить.

В качестве доводов жалобы указано на то, что решение суда не исполнимо, выполнение предписания потребует выселение граждан из жилых помещений и перевод этих помещений в нежилые, не были привлечены к участию в деле КУМИ МО «Братский район», который являлся стороной договора безвозмездного пользования. Судом не разрешен вопрос о законности действий по выдаче разрешений о переводе нежилых помещений в жилые, в связи с чем, неверно установлен ответчик по настоящему делу, не дана оценка анализа законодательства, отраженного в возражениях.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспоторебнадзора по Иркутской области считает решение суда законным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 декабря 2021 г. суд перешел к рассмотрению данного дела в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности - абз. 2 п. 1 ст. 1) обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Как усматривается из материалов дела, на основании письменного обращения от 14 октября 2020 г. на ужасный запах и загазованность в доме по адресу: <адрес изъят> от работы 7 машин в пожарном боксе, расположенном на 1 этаже указанного дома, определением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах от 30 ноября 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области» и проведении административного расследования.

Из экспертного заключения № 20И/0508 от 11 декабря 2020 г., составленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» 30.ноября 2020 г. на основании определения главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах, на предмет отбора проб и исследования воздуха закрытых помещений на содержание углеводородов, формальдегида, окиси углерода, азота оксида в общем коридоре на 2, 3, 4 этажах и в квартире <адрес изъят>, экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 7 декабря 2020 г. о соответствии нормативным документам результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений следует, что указанный жилой дом является 4-х этажным домом, на 1-ом этаже которого размещается гараж для автомобильного транспорта, принадлежащего ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области». Автомобильный транспорт в количестве 5 транспортных единиц ежедневно в период утренней пересмены подвергается прогреву в течение 20-25 минут. Результаты исследований воздуха закрытых помещений превышают ПДК в следующих помещениях: правое крыло коридора 3-го этажа - фактически углерод оксида 7,1 мг/м3, при ПДК 5,0 мг/м3; правое крыло коридора 4-го этажа - фактически углерод оксида 7,2 мг/м3, при ПДК 5,0 мг/м3, что составляет превышение в 2,6 раз и не соответствует ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществе в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». Источником повышенного содержания оксида углерода в коридорах правого крыла 3-го этажа и правого крыла 4-го этажа по адресу: <адрес изъят> являются проводящие прогрев двигателей пожарные автомобили, стоящие в автомобильном гараже. По всем остальным исследованным пробам превышение ПДК загрязняющих веществ не обнаружено.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 с 15 августа 2010 г. введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые действовали до 1 марта 2021 г.

Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания (п. 1.2).

Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4).

При размещении под жилыми зданиями гаражей-стоянок необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения (п. 3.5).

С 1 марта 2021 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены и введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

В силу п. 134 указанных санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 при размещении в многоквартирных домах гаражей, стоянок, паркингов необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения.

Приведенные нормы санитарных правил, действовавшие как до 1 марта 2021 г., так и действующие с 1 марта 2021 г., позволяют сделать вывод, что при размещении в многоквартирных домах гаражей, от жилой части здания они должны отделяться этажом нежилого назначения.

В судебном заседании установлено, что администрация МО «Братский район» является юридическим лицом, основным видом деятельности администрации является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера, что подтверждается копиями выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 декабря 2020 г., свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 66 устава муниципального образования «Братский район» органы местного самоуправления от имени Братского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передать муниципальное имущество Братского района во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества Братского района определяется нормативными правовыми актами Думы Братского района в соответствии с федеральными законами.

По сообщению председателя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Братский район» от 9 июня 2018 г., в целях реализации положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята заключенного между КУМИ МО «Братский район» и администрацией Вихоревского городского поселения, Вихоревскому муниципальному образованию было передано в безвозмездное пользование имущество муниципальной собственности муниципального образования «Братский район» сроком по Дата изъята который неоднократно продлялся. Так, распоряжением мэра Братского района № Номер изъят от Дата изъята срок договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята продлен до Дата изъята В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к отношениям по безвозмездному пользованию применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 621 ГК РФ об аренде, согласно которому договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя. По истечении указанного срока (Дата изъята .) муниципальное имущество администрацией Вихоревского городского поселения КУМИ МО «Братский район» по актам приема-передачи не возвращалось, ходатайств о прекращении договора безвозмездного пользования в адрес МО «Братский район» не поступало. Таким образом, договор безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята в настоящее время является действующим, возобновлен на неопределенный срок, все права и обязанности по нему остаются в силе.

Из представленной копии договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята копии акта от Дата изъята следует, что КУМИ МО «Братский район» предоставило Администрации Вихоревского городского поселения в безвозмездное пользование сроком с 1 марта 2007 г. по Дата изъята (п. п. 4.1, 4.2) муниципальное имущество муниципального образования «Братский район» (п. 1.2) согласно прилагаемому перечню, предназначенное для решения вопросов местного значения, предусмотренных уставом Вихоревского муниципального образования (п. 1.1).

Согласно перечню муниципального имущества МО «Братский район», передаваемого по договору безвозмездного пользования администрации Вихоревского городского поселения (жилфонд), являющегося приложением № 5 к договору безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята по указанному договору передан, в том числе (строка 57): жилой дом, находящийся по адресу: <адрес изъят>, дата ввода – 1 января 1982г., характеристика объекта - 2, 3, 4 этаж; 1 подъезд; 17-квартирный жилой дом (квартиры №№ 1-4, 8, 9, 11, 15, 16 не приватизированы).

Дополнительными соглашениями от Дата изъята ., Дата изъята ., Дата изъята Дата изъята в п. 4.2 договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята . внесены изменения в части окончания срока действия договора – Дата изъята Дата изъята Дата изъята Дата изъята соответственно.

Дополнительным соглашением от Дата изъята г. внесены изменения в перечень приложения № 5 к договору безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята .: в строке порядковый номер 57 графа 11 дополнена словами: «приватизирована кв. № Номер изъят.

Согласно дополнительному соглашению от Дата изъята раздел 2 договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята дополнен пунктом 2.2.8 следующего содержания: «Предоставить полномочия администрации Вихоревского городского поселения, в том числе по заключению договоров социального найма на объекты жилищного фонда муниципальной собственности МО «Братский район» и договоров найма на объекты специализированного жилищного фонда муниципальной собственности МО «Братский район».

Согласно копии договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята копии акта приема-передачи от Дата изъята МО «Братский район» в лице КУМИ МО «Братский район» (ссудодатель) предоставило ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области» (ссудополучатель) в безвозмездное пользование сроком с Дата изъята по Дата изъята (п. 2.1) следующее муниципальное имущество муниципальной собственности муниципального образования «Братский район»: нежилое помещение пожарного депо, общей площадью (данные изъяты) кв.м., расположенное на первом этаже в четырехэтажном кирпичном жилом доме по адресу: <адрес изъят>, год ввода 1982, РН 3905; нежилые помещения - кабинеты №№ 9, 10, 11, 12, общей площадью (данные изъяты) кв.м., расположенные на втором этаже в четырехэтажном кирпичном жилом доме по адресу: <адрес изъят> год ввода 1982, РН 12036 (п. 1.1).

Выписками из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» от 17 февраля 2021 г. подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, год ввода - 1982; характеристика объекта - 2, 3, 4 этаж, 1 подъезд, 16 квартир; 30 июня 2003 г. включен в Реестр муниципальной собственности МО «Братский район»; на основании договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята передан в безвозмездное пользование администрации Вихоревского городского поселения. Помещение пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес изъят>, год ввода - 1982; характеристика объекта - 1 этаж, общая площадь - (данные изъяты) кв.м.; Дата изъята включено в Реестр муниципальной собственности МО «Братский район»; на основании договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята г. передано в безвозмездное пользование ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области». Нежилые помещения - кабинеты №№ 9, 10, 11, 12, расположенные по адресу: г<адрес изъят>, год ввода - 1982; характеристика объекта - 4 этаж, общая площадь - (данные изъяты) кв.м.; 26 октября 2006г. включены в Реестр муниципальной собственности МО «Братский район»; на основании договора безвозмездного пользования № Номер изъят от Дата изъята переданы в безвозмездное пользование ОГБУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области».

Согласно информации главы администрации Вихоревского городского поселения от 14 февраля 2020 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, был построен в 1982 году. Данный дом на момент завершения строительства и по сегодняшний день не числится в реестре муниципальной собственности Вихоревского муниципального образования. Жилищный кодекс Российской Федерации действует с 29 декабря 2004 г. администрация Вихоревского городского поселения, начиная с 2006 года, по заявлениям собственников помещений, находящихся в многоквартирных домах, принимает решения о переводе жилых помещений в нежилые и переводе нежилых помещений в жилые, а также согласовывает переустройства и (или) перепланировки помещений. Таким образом, администрация Вихоревского городского поселения не осуществляла перевод жилых помещений в нежилые, не выдавала согласования на перепланировку помещений в гаражный бокс в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес изъят> Расположение пожарной части на первом этаже указанного дома было предопределено при строительстве, фактически жилые помещения в доме предназначались для проживания семей сотрудников пожарной части, впоследствии данные помещения были приватизированы. Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления не осуществляют надзор за строительством и реконструкцией объектов недвижимости, к полномочиям данных органов не относятся вопросы государственной экспертизы проектов строительства и контроля за соблюдением требований СНиП. При этом, сводом правил СП 54.13330.2016 не запрещается расположение стоянок автомобилей в многоквартирных зданиях во встроенных, пристроенных или встроенно-пристроенных помещениях при соблюдении требований, указанных в п. 4.17 данного свода правил.

Согласно копии технического паспорта на здание пожарной части по адресу: <адрес изъят>, на первом и втором этажах по указанному адресу располагаются нежилые помещения, жилые помещения располагаются на третьем и четвертом этажах.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации г. Вихоревка № 310 от 15 декабря 2003 г. на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 18 февраля 2003 г. (протокол № 22) «О распределении площадей по <адрес изъят>, 2-й этаж под реконструкцию в жилые благоустроенные квартиры за счет личных средств жильцов» и заключенных договоров от Дата изъята . директору МУП «ТЭО» было поручено открыть лицевые счета на оплату коммунальных услуг с Дата изъята . гражданам, проживающим в кв. № 1, кв. № 2, кв. № 3, кв. № 4, что следует из представленной архивной ксерокопии.

В судебном заседании также установлено, что Дата изъята между администрацией г. Вихоревка и ФИО24 заключен договор, согласно которому администрация обязалась предоставить ФИО25 площадь, находящуюся на 2 этаже жилого дома по <адрес изъят>, подлежащую реконструкции в жилую квартиру, состоящую из 3-х комнат, а гражданин обязалась произвести ремонтно-восстановительные работы по реконструкции помещения собственными силами и за счет собственных финансовых средств, в том числе: строительные, электромонтажные, сантехнические работы согласно технической документации (реконструкция нежилого помещения в жилое).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Братский район» № Номер изъят от Дата изъята г. утверждены акты приемки и ввода в эксплуатацию 4-х квартир (квартиры №№ 19, 20, 21, 22) в 22-х квартирном жилом блоке нежилого здания пожарного депо по адресу: <адрес изъят>. Застройщик - Вихоревская городская администрация.

Согласно распоряжению главы администрации г. Вихоревка № 322 от 31 декабря 2004 г. администрация г. Вихоревка разрешает выдачу ордеров на жилые площади по <адрес изъят> - ФИО26 квНомер изъят - ФИО27., кв. Номер изъят - ФИО28 кв. Номер изъят - ФИО29

10 июня 2008 г. администрация Вихоревского городского поселения на основании договора социального найма жилого помещения № Номер изъят передала ФИО30 и членам ее семьи - ФИО31ФИО32 и ФИО33 в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят> которое на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № Номер изъят от Дата изъята г. муниципальным образованием «Братский район» передано в собственность ФИО34 и ФИО35

20 ноября 2009 г. администрация Вихоревского городского поселения на основании договора социального найма жилого помещения № Номер изъят передала ФИО36 членам его семьи - ФИО37ФИО38 и ФИО39 в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся по адресу: г<адрес изъят>, которое на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № Номер изъят от Дата изъята . муниципальным образованием «Братский район» передано в собственность ФИО40ФИО41 и ФИО42

19 июня 2006 г. Вихоревское МУП «ЖКС», действующее от имени собственника жилого помещения - МО «Братский район», на основании договора социального найма жилого помещения № б/н передала Копыца И.В. в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся по адресу: г<адрес изъят>, которое на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № Номер изъят от Дата изъята . Муниципальным образованием «Братский район» передано в собственность ФИО43

Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан № Номер изъят от Дата изъята . муниципальным образованием «Братский район» передано в собственность ФИО44., ФИО45., действующей за себя лично и как законный представитель несовершеннолетних ФИО46., ФИО47., занимаемое ими на основании ордера № Номер изъят от Дата изъята .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от Дата изъята собственниками жилых помещений №№ Номер изъят, расположенных в доме № Номер изъят по <адрес изъят>, являются ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51 и ФИО52 соответственно.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик администрация МО «Братский район», являясь юридическим лицом и собственником здания, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в соответствии с осуществляемой деятельностью обязана исполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, однако в нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» допускает проживание граждан в данном доме, в котором имеется угроза жизни и здоровью граждан, а также в нарушение требований п. 134 СанПиН 2.1.3684-21 допускает проживание граждан на втором этаже указанного дома, тогда как данный этаж должен быть этажом нежилого назначения, поскольку на первом этаже располагается гараж пожарной части.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из буквального содержания СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 2.1.3684-21 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и являются обязательными для исполнения, в том числе органами местного самоуправления.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Наличие нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан, а также угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Принимая во внимание, что нарушения санитарного законодательства администрацией МО «Братский район» носят длительный временной характер (с 2003 года, то есть с момента перевода нежилых помещений, расположенных на втором этаже спорного здания, на первом этаже которого располагается гараж пожарной части, в жилые, по настоящее время), суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Управления Роспотребнадзора по Иркутской области об обязании Администрации МО «Братский район» устранить нарушения ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 134 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по адресу: <адрес изъят>.

Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка представителя ответчика на то, что требования СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 2.1.3684-21 не могут применяться при использовании помещений, введенных в эксплуатацию до их введения, не освобождает администрацию МО «Братский район», являющуюся собственником здания, расположенного по адресу: <адрес изъят>, от исполнения требований закона при осуществлении своей деятельности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не основана на законе и не согласуется с положениями части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При этом из положений СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 2.1.3684-21 не следует, что они обязательны только при осуществлении деятельности в зданиях, построенных после введения их в действие.

Доводы жалобы администрации муниципального образования «Братский район», что удовлетворение требований истца нарушит жилищные права граждан, проживающих на втором этаже в доме по <адрес изъят>, а также право ОГБУ «ПСС Иркутской области» на осуществление своей непосредственной деятельности, поскольку договор безвозмездного пользования расторгнуть не представляется возможным ввиду отсутствия какой-либо из сторон нарушений договора безвозмездного пользования, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и правомерно не приняты судом во внимание, поскольку из исследованных судом доказательств не следует, что ответчиком предпринимались какие-либо меры для поиска способов устранения нарушений санитарных норм или они были отклонены в связи с невозможностью исполнения.

Трудности исполнения требований санитарных правил являются риском органа местного самоуправления и не могут служить основанием для неисполнения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на верном толковании норм материального права, которые подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Доводы жалобы о непривлечении к участию в деле КУМИ МО «Братский район», который являлся стороной договора безвозмездного пользования, не разрешения вопроса о законности действий по выдаче разрешений о переводе нежилых помещений в жилые, основаны на неверном толковании спорных правоотношений, поскольку договор безвозмездного пользования и вопросы о передаче жилых помещений в нежилые предметом спора не являлся.

Иные доводы жалобы правового значения не имеют, основаны на неверном понимании обстоятельств, имеющих значения для разрешения дела, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от 16 июня 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи Н.Н. Исакова

И.М. Абрамчик