ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-860/20 от 11.08.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Колесников Д.В. Дело № 33а-860/2020

26RS0023-01-2020-000836-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 11 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Шишовой В.Ю., Болотовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по частной жалобе заместителя межрайонного транспортного прокурора Сазонов Ю.Н.

на определение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2020 года об оставлении без рассмотрения,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,

установила:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте с адресом: <данные изъяты>», распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и направлении копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» по указанному адресу в Единый реестр доменных имен указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обжалуемым определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2020 года административное исковое заявление Минераловодского межрайонного транспортного прокурора действующего в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте с адресом: <данные изъяты>», распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и направлении копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» по указанному адресу в Единый реестр доменных имен указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащих информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено, оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе заместитель межрайонного транспортного прокурора Сазонов Ю.Н. просит определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в Минераловодский городской суд Ставропольского края. Выводы суда о том, что административное исковое заявление возбуждено с нарушением требований, предусмотренных ст.125 КАС РФ и п.3 ч.1 ст.126 КАС РФ считает необоснованными, поскольку данный вывод сделан судом на основании неправильного применения норм материального права.

Возражений на частную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей с 01 октября 2019 года, при подготовке административного дела о признании информации запрещенной к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика (часть 1).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закона об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).

В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Статьей 2 Закона об информации определено, что сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница) - это часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет" (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Оставляя без рассмотрения административное исковое заявление прокурора, судья районного суда исходил из того, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: к административному исковому заявлению административным истцом не приложено сведений о собственнике доменного имени, а также доказательства, подтверждающие совершение действий административным истцом по розыску лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления; в иске не указан административный ответчик, сведения о владельце интернет-сайта, позволяющие его идентификацию в сети Интернет, а также сведения об обращении с заявленными требованиями в досудебном порядке.

С таким выводом суда первой инстанции коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации форма административного искового заявления о признании информации запрещенной должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

Часть 2 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также:

1) в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

3) обоснование доводов об отнесении информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права;

4) в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;

5) сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.

Согласно ответу, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.) в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;

список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);

список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);

список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II);

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее - Таблица III).

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр) - п. 1 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ.

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено - п. 2 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются Роскомнадзором - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет"; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - п. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ.

Из изложенного следует, что законодательство об информации предусматривает специальный порядок признания информации запрещенной к распространению, внесение записи в Реестр осуществляется Роскомнадзором при наличии решения уполномоченного органа, получение решения уполномоченного органа для признания информации запрещенной является обязательным, в связи с этим, с целью признания информации запрещенной к распространению, административному истцу следует обратиться в Роскомнадзор или любой уполномоченный орган.

Учитывая, что прокурор, подавая заявление в суд не подтвердил обращение в уполномоченный орган с заявлением о признании информации запрещенной к распространению и не представил решение, затрагивающее права и законные интересы неопределенного круга лиц, заявление судом первой инстанции обоснованно оставлено без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 315 и 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2020 года оставить без изменения, частную жалобу заместителя межрайонного транспортного прокурора Сазонов Ю.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи