Судья Алтунин А.В. | Дело № 33а-8610/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 18 октября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Холодной Е.И., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Степановой К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2773/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте о признании заключения незаконным,
по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июля 2022 года, которым административный иск удовлетворён частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным заключение УМВД России по г. Ялта от 23 марта 2022 года об установлении личности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в части выводов о непризнании его лицом без гражданства; возложить обязанность на УМВД России по г. Ялта внести изменения в заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 23 марта 2022 года и признать ФИО1 лицом без гражданства.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является уроженцем <адрес>. В 2013 году он прибыл на территорию Республики Крым, где проживает до настоящего времени. Гражданства какого-либо государства он не имеет. С целью определения своего правового статуса как лица без гражданства он обратился в УМВД России по г. Ялте с заявлением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. По результатам проверки административный ответчик подготовил заключение от 23 марта 2022 года об установлении личности, которым подтвердил его личность – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако, заключение органа внутренних дел не содержит вывода о том, что он является лицом без гражданства. Отсутствие данного вывода создаёт неопределённость в правовом статусе истца, препятствует оформлению временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. За защитой своих прав истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июля 2022 года административный иск ФИО1 удовлетворён частично. Признано незаконным заключение УМВД России по г. Ялте от 23 марта 2022 года об установлении личности в части отсутствия в нём вывода о наличии либо отсутствии иностранного гражданства у ФИО1 Возложена обязанность на УМВД России по г. Ялте повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 30 сентября 2021 года об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, с учётом обстоятельств, установленных данным решением суда. В остальной части исковых требований отказано. Разрешён вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда, представителем УМВД России по г. Ялте ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда от 1 июля 2022 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Указывает, что в соответствии с формой бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, утверждённой приказом МВД России от 28 марта 2017 года № 154, оспариваемое заключение от 23 марта 2022 года соответствует утверждённой форме, установление личности ФИО1 является аргументированным, со ссылками на документы, на основании которых установлена его личность. Ни в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ни в вышеупомянутом приказе МВД России, а также в иных законоположениях не указано о том, что заключение об установлении личности должно содержать вывод об отсутствии у заявителя гражданства Российской Федерации и гражданства иностранного государства. Проведение процедуры установления личности не предполагает определения принадлежности к гражданству иностранного государства, ввиду отсутствия на то полномочий МВД России и его территориальных органов. Также судом не приняты во внимание и не дана оценка доказательствам того, что ФИО1 в заключении не признан лицом без гражданства по той причине, что в ходе проведения процедуры установления его личности было установлено, что 24 сентября 2013 года на имя административного истца ФИО4 выдано удостоверение на временное проживание до 1 октября 2014 года, в котором указано, что он имеет гражданство Сирии. В нарушение пункта 2 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ ФИО1 не предоставил все имеющиеся у него документы, а именно проездной документ для палестинских беженцев, которым им был оформлен 30 ноября 2018 года в дипломатическом представительстве со сроком действия до 29 ноября 2020 года, на основании которого он пытался пересечь границу 13 марта 2022 года в г. Джанкой. В выезде за границу ФИО1 было отказано, что свидетельствует о принадлежности ФИО1 к гражданству иностранного государства. Судом первой инстанции также не принято во внимание, что легализовать своё правовое положение ФИО1, на основании пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ, может в дипломатическом представительстве иностранного государства в Российской Федерации, получив справку, установленной формы с фотографией.
В судебном заседании представитель УМВД России по г. Ялте ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда от 1 июля 2022 года отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Представитель административного истца ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда от 1 июля 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 сентября 2021 года ФИО1 обратился в УМВД России по г. Ялте с заявлением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Заключением УМВД России по г. Ялте от 23 марта 2022 года личность административного истца установлена как ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вывод о наличии либо отсутствии у ФИО1 иностранного гражданства в заключении отсутствует.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заключение вывода о наличии либо отсутствии у истца гражданства какого-либо государства не содержит. В результате создана неопределённость в правовом статусе истца, фактически заблокирована возможность оформления истцом временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. По мнению суда, такое положение, безусловно, нарушает права и законные интересы истца, поскольку без удостоверения личности он лишён возможности быть полноценным участником гражданских правоотношений, совершать сделки, в том числе, купли-продажи, получать меры социальной поддержки. Требование истца о понуждении ответчика внести изменения в заключение и признать его лицом без гражданства, не подлежит удовлетворению, поскольку суд не праве подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений. В соответствии со статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскал с административного ответчика в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последним при подаче иска, в размере 300 рублей.
Проанализировав фактические обстоятельства дела с учётом норм материального права, судебная коллегия с выводами суда соглашается, находит их обоснованными и основанными на правильном применении норм материального права.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа.
Пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдаётся лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьёй 10.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 5.2 указанного закона).
В силу подпункта 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 115-ФЗ временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке (имеется в материалах дела) к проекту Федерального закона от 7 мая 2013 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» данный Федеральный закон содержит положение, согласно которому в период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приёме в гражданство Российской Федерации, принятого от заявителя, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, проводится установление его личности в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Таким образом, данный проект федерального закона направлен на урегулирование процедурных вопросов, связанных с установлением личности заявителя в период рассмотрения его заявления о признании гражданином или о приёме в гражданство Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдаётся справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов (пункт 3 статьи 10.1).
Пунктом 4 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе: 1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности; 2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям; 3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учёта; 4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации; 5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.
Из пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что по результатам проведённых проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трёх рабочих дней со дня составления этого заключения.
Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдаётся справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.
Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок её выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Так, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 477 утверждены формы заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, формы такой справки и порядка её выдачи.
Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приёме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 14 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 2017 года № 154 утверждена, в том числе, форма бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как указано в пояснительной записке (имеется в материалах дела) к проекту Федерального закона от 24 февраля 2021 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» данный проект направлен на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документов, удостоверяющих личность.
Также указано, что введённая в 2013 году статья 10.1 Федерального закона №115-ФЗ, предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. В то же время законодательством Российской Федерации не предусмотрен документ, удостоверяющий личность лица без гражданства в Российской Федерации, выдаваемый после установления его личности в соответствии с указанной нормой.
Одновременно в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года № 14-П указано, что федеральный законодатель правомочен установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органом за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.
Это, в свою очередь, предполагает выдачу такому лицу соответствующего документа. Такой документ позволит указанной категории лиц легально находиться на территории Российской Федерации и впоследствии в установленном порядке определиться со своим правовым статусом.
Законопроектом предусмотрено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдаётся на основании заключения об установлении личности лица без гражданства, составленного в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ, и удостоверяет личность его владельца в Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена постановка на учёт по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих удостоверение личности, по истечении семи рабочих дней с даты получения указанного документа.
Учитывая, что выдача временного удостоверения личности предоставляет лицу без гражданства возможность пребывания в Российской Федерации, законопроектом предусмотрено приостановление ранее принятых в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или/и решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Предполагается, что уровень защиты бланка временного удостоверения личности будет определяться по аналогии со свидетельством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Кроме того, судебной коллегией из представленных материалов установлено, что 19 августа 2022 года УМВД России по г. Ялте направлены запросы № 50/7-21451 и № 50/7-21452 в посольство Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации и посольство государства Палестины в Российской Федерации соответственно, с целью определения гражданства ФИО1
12 сентября 2022 года в адрес УМВД России по г. Ялте поступил ответ посольства государства Палестины в Российской Федерации соответственно от 2 сентября 2022 года № 1711, из которого следует, что посольство не располагает необходимыми данными для подтверждения личности ФИО1 ФИО1 имеет сирийский проездной документ, выдаваемый палестинским беженцам, проживающим на территории Сирийской Арабской Республики. Разъяснено о необходимости направления запроса в посольство Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации для установления личности ФИО1
Ответ из посольства Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации в адрес административного ответчика не поступал.
Исходя из подпункта 5 пункта 4 статьи 10.1 Федерального закона №115-ФЗ в целях установления личности иностранного гражданина территориальным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств Российской Федерации, международной организации.
Так, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение от 23 марта 2022 года об установлении личности ФИО1 вынесено без учёта требований статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ, поскольку административный ответчик УМВД России по г. Ялте в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 10.1 Федерального закона №115-ФЗ в целях установления личности административного истца не направил надлежащим образом оформленные запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.
Результатом проведения различных действий по достоверному установлению личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного удостоверения личности, может быть как установление его личности, так и установление факта невозможности её установления. При этом, действующее законодательство не придаёт заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства статуса документа, удостоверяющего личность. Однако, оно может выступать в качестве основания для выдачи такого документа, то есть носит предварительный характер и направлено на сбор и исследование доказательств, подтверждающих личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведёнными выше положениями правовых норм, суд первой инстанции пришёл к обоснованному и аргументированному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в части. Выводы городского суда исчерпывающе изложены в судебном акте, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установив приведённые обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение административного ответчика несоответствующим действующему законодательству, повлёкшим нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют, они, по сути, повторяют позицию заявителя по делу и направлены на иное толкование норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, в связи с чем, судебной коллегией приняты быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июля 2022 года по административному делу №2а-2773/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ялте – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2022 года.
Председательствующий | Л.А-В. Юсупова |
Судьи | Е.И. Холодная |
О.В. Хожаинова |