ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8621/17 от 15.08.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Бабушкин С.А. Дело № 33а-8621/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2017 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.,

судей Знаменщикова Р.В., Ковалюк Л.Ю.,

с участием прокурора Беспаловой М.И.,

при секретаре Клименко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования город Бийск Алтайского края, заинтересованного лица Якубы Е. А., Избирательной комиссии Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 04 августа 2017 года по делу по административному исковому заявлению Чуй К. К. об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск Алтайского края о регистрации кандидата.

Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чуй К.К., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы города Бийска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** (на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск от ДД.ММ.ГГ) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск, наделенной полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа *** по выборам депутатов Думы города Бийска седьмого созыва, от ДД.ММ.ГГ*** о регистрации кандидата в депутаты Якубы Е.А.

Требования мотивированы тем, что в заявлении Якубы Е.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты отсутствует дата его составления, а также указание на то, что кандидат не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведения о невыдвижении себя по иному избирательному округу. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах представлены не по форме согласно приложению №1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно представлен документ, содержащий слова «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)», однако предоставление сведений о размере, об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей на выборах депутатов Думы города Бийска законом не предусмотрено. В первом финансовом отчете, представленном Якубой Е.А., отсутствуют сведения о наименовании подразделения Алтайского отделения ПАО Сбербанк, подпись Якубы Е.А., а также не приложена справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете. В подписных листах указан неверный адрес семи избирателей. Так, согласно Реестру элементов улично-дорожной сети, утвержденному решением Думы города Бийска Алтайского края от 17 февраля 2016 года №680, в муниципальном образовании <адрес> отсутствует. Кроме того, все подписные листы не содержат сведений о дате рождения сборщиков подписей, что недопустимо в силу п.12 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закона №67-ФЗ), п.8 ст.47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 08 июля 2003 года №35-ЗС (далее - Кодекс).

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 04 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии муниципального образования город Бийск, наделенной полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа *** по выборам депутатов Думы города Бийска седьмого созыва, от ДД.ММ.ГГ*** о регистрации кандидата в депутаты Якубы Е.А. по одномандатному избирательному округу ***.

В апелляционной жалобе Якуба Е.А., действующий через представителя Белкину Е.Н., просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что Чуй К.К. не имела полномочий на подачу настоящего административного иска, так как она была зарегистрирована кандидатом в депутаты только ДД.ММ.ГГ, то есть в последний день на подачу административного иска (ДД.ММ.ГГ) процессуального права на оспаривание решения комиссии не имела. Административный иск подан ДД.ММ.ГГ, в то время как последний день на оспаривание решения избирательной комиссии приходился на ДД.ММ.ГГ. Отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться указания на то, что кандидат не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу, не предусмотрено законом в качестве основания для признания регистрации кандидата недействительной. Якуба Е.А. своего согласия на выдвижение избирательному объединению не давал и не выдвигал себя по иному избирательному округу, в связи с чем в заявлении отсутствует указание об этом. Обязанность кандидата предоставлять одновременно с первым финансовым отчетом справку об остатке на счете денежных средств определена судом без ссылки на норму закона. Банковская справка, подтверждающая остаток средств на специальном избирательном счете кандидата, на дату представления первого финансового отчета (ДД.ММ.ГГ) представлена в комиссию, копия имеется в материалах дела. Первый финансовый отчет подписан кандидатом собственноручно. Якуба Е.А. лично заполнил и представил в комиссию первый финансовый отчет, на первой странице которого указан адрес подразделения ПАО Сбербанк. Наименование подразделения банка указано в разрешении на открытие специального избирательного счета, выданного Якубе Е.А.ДД.ММ.ГГ, а также в сведениях о реквизитах специального избирательного счета ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГ (документ передан в комиссию ДД.ММ.ГГ). Порядком не предусмотрено обязательное требование об указании в тексте первого финансового отчета наименования отделения банка. Утверждена только форма отчета (п.п.5). Примерный порядок о формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Алтайском крае и расходовании этих средств, утвержденный решением Избирательной комиссией Алтайского края №123/1358-6 от 15 июня 2016 года, на который ссылается административный истец, носит рекомендательный характер. Сведения о доходах супруги Якуба Е.А. не представлял. Представленные сведения соответствуют форме согласно приложению №1. Сборщик подписей избирателей вносит сведения об избирателях строго из паспортных данных избирателей, в которых в качестве места регистрации указана «<адрес>». Факт переименования «<адрес>» на «<адрес>» не лишает избирателей избирательного права. Действительно, в подписных листах в графе «сведения о лице, осуществившем сбор подписей избирателей» отсутствует дата рождения лиц, осуществивших сбор подписей. Однако данная информация содержится в иных графах подписных листов.

В апелляционной жалобе избирательная комиссия муниципального образования город Бийск просит решение суда изменить в части, исключив из мотивировочной части решения следующие выводы:

- на странице 5 «Из заявления установлено, что кандидат в депутаты Якуба Е.А. в заявлении ИКМО (без даты) не указал на то, что не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведения о невыдвижении себя по иному избирательному округу, что является нарушением п.10 ст.32 Федерального закона №67-ФЗ и нарушением требований формы заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты»;

- на странице 6 «Кроме того, вопреки доводам административного ответчика, суд приходит к выводу, что в силу п.5.5 указанного выше решения кандидат обязан, а не имеет право с первым финансовым отчетом представлять банковскую справку об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата, которая кандидатом представлена не была»;

- на странице 7 «Суд приходит к выводу, что кандидатом Якубой Е.А. в нарушение п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ неправильно представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не по форме согласно приложению №1 к указанному Федеральному закону».

Указывает, что действующее законодательство не содержит обязательного требования отражать в заявлении, адресованном избирательной комиссии, сведений о том, что кандидат не давал согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу. По делу не установлено нарушения Якубой Е.А. положений п.п. 9, 10 ст.32 Федерального закона №67-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст.48, п.1 ст.85, подп.4 п.1 ст.162 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в избирательную комиссию должен быть представлен первый финансовый отчет. При этом законом не предусмотрена обязанность вместе с первым финансовым отчетом представлять в избирательную комиссию банковскую справку об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.

Наличие словосочетаний «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» в представленных сведениях не является нарушением формы, так как не искажает смыслового содержания сведений, не влияет на содержание представленных данных и не может быть расценено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.

В апелляционной жалобе Избирательная комиссия Алтайского края просит решение суда отметь и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправомерность вывода суда о том, что неуказание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведений о том, что он не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу, является нарушением п.10 ст.32 Федерального закона №67-ФЗ и формы заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Действующие законодательство не содержит требования вместе с первым финансовым отчетом представлять в избирательную комиссию банковскую справку об остатке денежных средств на специальном избирательном счете. Отсутствие в первом финансовом отчете наименования подразделения Алтайского отделения *** ПАО Сбербанк не является существенным нарушением, влекущим отказ в регистрации кандидата. Вопреки выводу суда воспроизведение слов «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» в представленных кандидатом Якубой Е.А. сведениях, не является нарушением формы документа, влияющей на регистрацию кандидата. Судом не дана оценка доводам избирательной комиссии о том, что при проверке документов, представленных кандидатом Якубой Е.А., неточностей их заполнения установлено не было, сведения о дате рождения сборщиков подписей имелись в иных представленных кандидатом документах и были установлены избирательной комиссией.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, Чуй К.К. просят оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представители Якубы Е.А. - Матвеева С.В., Белкина Е.Н., представитель Избирательной комиссии Алтайского края Китновская О.В., поддержавшие доводы апелляционных жалоб, представитель Чуй К.К. - Богомолов Д.Н., возражавший против удовлетворения апелляционных жалоб, прокурор Беспалова М.И., полагавшая, что решение отмене не подлежит. Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГ*** назначены выборы депутатов Думы города Бийска VII созыва на 10 сентября 2017 года (л.д.32).

В этот же день Думой города Бийска принято решение *** о возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы города Бийска VII созыва на избирательную комиссию муниципального образования город Бийск (л.д.32).

ДД.ММ.ГГ избирательной комиссией муниципального образования город Бийск принято решение *** о регистрации кандидата в депутаты города Бийска VII созыва по одномандатному избирательному округу ***Якубы Е.А.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности данного решения.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в связи со следующим.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу подп. «в», «в1», «д» п.24 ст.38 того же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно решению *** от ДД.ММ.ГГ избирательной комиссии муниципального образования город Бийск необходимое количество подписей в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов в Думу города Бийска VII созыва по одномандатному избирательному округу *** составляет 55 подписей (л.д.108-109).Из материалов дела усматривается, что кандидатом Якуба Е.А. в избирательную комиссию представлена одна папка, содержащая пять подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей от ДД.ММ.ГГ количество заявленных подписей составляет 60 (л.д.54, 55, 75-81).

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГ количество достоверных подписей составляет 60, оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты по основаниям, предусмотренным подп. «г1», «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ не имеется (л.д.56-57).

С таким суждением избирательной комиссии не согласился суд первой инстанции, указав на наличие оснований для признания всех подписей в подписных листах недействительными, поскольку в подписных листах данные о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, а именно отсутствует дата рождения.

Данный вывод суда соответствует положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.

Так, в силу п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Судом установлено и не оспаривается Якубой Е.А., что в представленных им подписных листах лицами, осуществившими сбор подписей (Якубой Е.А., ФИО1, ФИО2), при заверении подписных листов не указана их дата рождения.

Данное обстоятельство в соответствии с вышеприведенными положениями закона влечет недействительность всех подписей избирателей в подписных листах.

Доводы жалобы Якубы Е.А. о том, что дата рождения лиц, осуществивших сбор подписей, указана в иных графах подписных листов, в частности, дата рождения Якубы Е.А. указана в сведениях о кандидате, дата рождения ФИО1, ФИО2 указана в сведениях об избирателе, поставившем свою подпись в поддержку кандидата, несостоятельны.

Как было указано выше, лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, при заверении подписного листа. То есть в силу закона дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, должна быть указана в графе подписного листа «Подписной лист удостоверяю». В графе «Год рождения» указывается год рождения избирателя, поставившего свою подпись в поддержку кандидата, а не дата рождения в целом. Кроме того, в числе избирателей, поставивших свою подпись в подписном листе, в котором лицом, осуществляющим сбор подписей, являлась ФИО2, последняя не числится. Аналогичные обстоятельства усматриваются из одного из подписных листов, в котором лицом, осуществляющим сбор подписей, являлась ФИО1

С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Избирательной комиссии Алтайского края о том, что сведения о дате рождения сборщиков подписей имелись в иных представленных кандидатом документах.

Ссылка в жалобе Якубы Е.А. на то, что факт переименования «<адрес>» на «<адрес>» не лишает избирателей избирательного права, не влияет на законность решения суда, так как подписи признаны недействительными по другому основанию.

Избирательная комиссия муниципального образования город Бийск Алтайского края в данной части решение суда не обжалует.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения от ДД.ММ.ГГ*** о регистрации кандидата в депутаты Думы города Бийска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***Якубы Е.А. в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб избирательной комиссии муниципального образования, Якубы Е.А. и Избирательной комиссии Алтайского края о неправомерности указаний суда на необходимость представления с первым финансовым отчетом справки об остатке на счете денежных средств; необходимость указания в заявлении о согласии баллотироваться на то, что кандидат не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу; а также о том, что наличие словосочетаний «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» в представленных кандидатом сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах является нарушением установленной законом формы.

В соответствии с п.9 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

В силу положений подп. 4 п.1 ст.162 Кодекса регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, муниципальных списков кандидатов избирательной комиссией муниципального образования при наличии первого финансового отчета кандидата, избирательного объединения, представляемого в соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 48 и пунктом 1 статьи 85 настоящего Кодекса (за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 163 настоящего Кодекса создание избирательного фонда необязательно).

Таким образом, Федеральный закон №67-ФЗ не предоставляет право избирательным комиссиям обязывать предоставлять иные документы помимо первого финансового отчета. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве также предусматривает обязанность представления в избирательную комиссию только первого финансового отчета без указания на необходимость представления приложений к нему.

Действительно, п.5.5 Порядка и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Думы города Бийска седьмого созыва и расходовании этих средств, утвержденного решением избирательной комиссии муниципального образования город Бийск Алтайского края от 26 июня 2017 года №5, установлено, что остаток средств на специальном избирательном счете кандидата, избирательного объединения на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой.

Вместе с тем, непредставление такой банковской справки с учетом вышеприведенных положений закона не будет являться основанием для отказа в регистрации кандидата.

С учетом изложенного из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод о том, что в силу п.5.5 Примерного порядка о формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Алтайском крае и расходовании этих средств, утвержденного решением Избирательной комиссией Алтайского края №123/1358-6 от 15 июня 2016 года, кандидат обязан с первым финансовым отчетом представлять банковскую справку об остатке средств на специальном избирательном счете.

Сведения, подлежащие обязательному указанию в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, закреплены в пунктах 2, 2.1 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, п.4 ст.158, п.1 ст.159 Кодекса. Приведенные нормы не содержат требования указывать в заявлении о согласии баллотироваться на то, что кандидат не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу.

В связи с чем из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод о том, что неуказание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться вышеназванных сведений является нарушением п.10 ст.32 Федерального закона №67-ФЗ и формы заявления о согласии баллотироваться.

В соответствии с п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.

На выборах депутатов Думы города Бийска предоставление сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей не предусмотрено.

Вместе с тем, вопреки выводу суда наличие словосочетаний «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» в представленных Якубой Е.А. сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах не свидетельствует о нарушении кандидатом п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ и представлении вышеназванных сведений не по форме согласно приложению №1 к указанному Федеральному закону, поскольку не искажает смыслового содержания сведений. Сведения о доходах и имуществе супруги и несовершеннолетних детей Якубой Е.А. в избирательную комиссию не представлялись.

Данный вывод суда также подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Чуй К.К. права на оспаривание решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск от ДД.ММ.ГГ*** и пропуске срока на подачу административного иска подлежат отклонению.

В соответствии с ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

В силу ч.4 ст.240 того же Кодекса административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

В соответствии с разъяснениями данными в п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 11.1 Федерального закона №67-ФЗ (введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.

Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 ГПК РФ.

Судом установлено, что Чуй К.К.ДД.ММ.ГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы города Бийска VII созыва по одномандатному избирательному округу ***.

Принимая во внимание, что последний день на оспаривание решения от ДД.ММ.ГГ*** приходился на ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что настоящее административное исковое заявление, направленное в суд почтовой связью ДД.ММ.ГГ, подано уполномоченным лицом в установленный законом срок.

Доводы жалобы Якубы Е.А. о том, что Порядком не предусмотрена обязанность указывать в первом финансовом отчете наименование отделения банка, первый финансовый отчет подписан кандидатом собственноручно, не влекут отмену решения суда, поскольку по делу установлено наличие иного основания для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 04 августа 2017 года изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы о том, что:

- в силу пункта 5.5 Примерного порядка о формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Алтайском крае и расходовании этих средств, утвержденного решением Избирательной комиссией Алтайского края №123/1358-6 от 15 июня 2016 года, кандидат обязан с первым финансовым отчетом представлять банковскую справку об остатке средств на специальном избирательном счете;

- неуказание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведений о том, что он не давал своего согласия на выдвижение избирательному объединению либо сведений о невыдвижении себя по иному избирательному округу, является нарушением пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- наличие словосочетаний «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» в представленных кандидатом сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах является нарушением пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и свидетельствует о представлении сведений не по форме согласно приложению №1 к указанному Федеральному закону.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи