ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8640/20 от 02.12.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Петрович К.Э. УИД 38RS0029-01-2020-000885-65

Судья-докладчик Медведева Н.И. № 33а-8640/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 декабря 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-712/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области к Мостовому Н.В. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Мостового Н.В. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 августа 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что административный ответчик Мостовой Н.В. состоит на учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области в качестве адвоката по месту жительства с 28 апреля 2008 г.

С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в налоговые органы.

Плательщиками страховых взносов в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ признаются, в том числе, адвокаты (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В силу положений п. 2 ст. 432, п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ срок уплаты страховых взносов за 2018 год - не позднее 9 января 2019 г.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год установлена в размере 26 545 руб., сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 5 840 руб.

Налогоплательщиком Мостовым Н.В. в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год не уплачена.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией налогоплательщику выставлено требование № 131321 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22 января 2019 г., которое последним не исполнено.

Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мостового Н.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 26 545 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 5 840 руб., всего - 32 385 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области от 9 декабря 2019 г. судебный приказ № 2а-3175/2019 от 20 сентября 2019 г. о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени отменен в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за 2018 год оплачена в полном объеме.

Оплата суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 руб. за 2018 год не производилась.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик Мостовой Н.В. выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что законодательство о пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров вызывает неопределенность на предмет гарантированности реализации права на страховое пенсионное обеспечение.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П положения законодательства в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признаны не противоречащими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционным Судом РФ установлена правовая неопределенность законодательства в части объема, а также условий формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральному законодателю предписано незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативных положений в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в принятом Постановлении.

Конституционный Суд РФ указал, что правовое регулирование не гарантирует адвокатам из числа военных пенсионеров реализацию сформированных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав в случае их недостаточности для назначения страховой пенсии по старости, поскольку не предусматривает возможности назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа с пропорциональным определением ее размера. Равно как и исключает возможность реализации приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав посредством увеличения размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной в связи с военной службой или иной приравненной к ней службой.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном истолковании закона, без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ, что в соответствии с ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области Романова Н.А. просит судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании административный ответчик Мостовой Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просит ее удовлетворить.

Представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений против рассмотрения жалобы в его отсутствие не заявил, ходатайства об отложении судебного заседания не представил. В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав административного ответчика Мостового Н.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

П.п. 1 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

В соответствии со ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

В силу ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела административный ответчик Мостовой Н.В. с марта 2008 года является адвокатом.

Соответственно, вывод суда о том, что в силу вышеуказанных положений налогового законодательства Мостовой Н.В. является плательщиком страховых взносов правильный.

В установленный законом срок Мостовой Н.В. страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год не оплатил.

В связи с неуплатой страховых взносов, налоговым органом в адрес Мостового Н.В. направлено требование № 131321 от 22 января 2019 г. об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб. со сроком уплаты до 11 февраля 2019 г.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области от 20 сентября 2020 г. с Мостового Н.В. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области взыскана задолженности по страховым взносам за 2018 год.

Определением мирового судьи судебного участка № 115 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области от 9 декабря 2019 г. данный судебный приказ отменен, в связи с поступившим возражением Мостового Н.В.

В Шелеховский городской суд Иркутской области с данным административным исковым заявлением налоговый орган обратился 26 мая 2020 г.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области не пропущен.

Данное обстоятельство административный истец не оспаривал.

После отмены судебного приказа сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за 2018 год оплачена Мостовым Н.В. в полном объеме. Оплата суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 руб. за 2018 год не произведена. Доказательств обратного суду не представлено.

Ссылка административного ответчика на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П в обоснование своих доводов об отсутствии правовых оснований для взыскания с него, как с военного пенсионера, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивированно отклонены судом 1 инстанции, оснований не согласиться с выводами суда в этой части у судебной коллегии не имеется.

Так, из имеющихся материалов дела усматривается, что адвокат Мостовой Н.В. является военным пенсионером (л.д. 53).

Постановлением от 28 января 2020 г. № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 2.2 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ч.ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании (во взаимосвязи с абз. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») решается вопрос о возложении на адвокатов из числа лиц, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (военных пенсионеров), обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по солидарной части тарифа, без установления гарантий получения при наступлении страхового случая страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.

Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Наряду с этим данные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, относя указанных лиц к страхователям по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате соответствующих страховых взносов с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, адвокаты, имеющие статус военных пенсионеров, действующим налоговым законодательством не освобождены от обязанности по уплате соответствующих страховых взносов и данные законоположения Конституционным Судом Российской Федерации не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, апелляционная жалоба не содержит доводов, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации для отмены решения суда, а также иных доводов, указывающих на незаконность решения суда, - оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 августа 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.И. Медведева

Судьи: Е.Г. Бутина

Л.Л. Каракич