ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8671/20 от 13.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-8671/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.

судей - Тимошенко Е.Г., Павловского Е.Г.,

с участием секретаря судебного заседания – Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Марюшина И.П. к Михайловскому сельскому совету Нижнегорского района Республики Крым, депутатам Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Баленковой М.Г., Бочкареву А.Б., Востриковой Т.Н., Дрозд М.А., Оксенюку С.А., Пензенштадлеру О.Н., Таракчиеву Э.Н., Шашерину Н.Н., заинтересованные лица – Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, прокуратура Нижнегорского района Республики Крым, о признании незаконным решения и действий (бездействий) депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым,

по апелляционной жалобе Марюшина И.П. на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления,

заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Куртбединовой Л.Х., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Марюшин И.П. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным решение 07 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым №3 от 29 мая 2020 года; признать незаконными действия/бездействия депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым по неосуществлению запроса до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождения от должности) у лица, замещающего муниципальную должность, о предоставлении письменных объяснений; по не составлению соответствующего акта, если по истечении трех рабочих дней со дня предъявления лицу, замещающему муниципальную должность требования о предоставлении письменных объяснений последние не предоставлены; по не осуществлению тайного голосования при принятии решения; по не указанию существа совершенного истцом коррупционного правонарушения и положений нормативно-правовых актов, которые были нарушены; по не указанию оснований, предусмотренных статьями 7.1, 13.1 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Требования мотивированы тем, что вышеуказанным решением сессии Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым были досрочно прекращены полномочия депутата Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Марюшина И.П. за нарушение требований законодательства о предоставлении сведений о доходах. С данным решением сессии административный истец не согласен, поскольку он предоставил сведения о доходах через портал Госуслуг, который создан в рамках инфраструктуры электронного правительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 года №977 «О федеральной государственной информационной системе ЕСИА». Кроме того, при принятии оспариваемого решения не были запрошены объяснения административного истца, решение принято открытым, а не тайным голосованием, в решении не указаны положения нормативно-правовых актов, которые были нарушены.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Марюшина И.П.

В поданной апелляционной жалобе административный истец просит решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование жалобы указывает, что обстоятельства, по которым суд первой инстанции пришел к выводу о том, что к истцу не относится, а к спорным отношениям не применяются положения о порядке увольнения (освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности), не верно установлены, поскольку не доказывают факт исполнения ответчиками и заинтересованными лицами требований порядка увольнения. Судом не учтена судебная практика, подтверждающая неправильность определения обстоятельств относительно применения Порядка увольнения. Решение принято с нарушением норм материального права, в частности пунктов 4,8,9 Порядка увольнения и норм процессуального права (статьи 2, 6, 9, 14, 59-62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым Кузнецовым М.В., прокурором Нижнегорского района Республики Крым Кулясовым И.С., председателем Михайловского сельского совета – Главой администрации Михайловского сельского поселения Пензештадлером О.Н. поданы возражения, в которых названные лица просили оставить решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Куртбединова Л.Х. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный истец Марюшин И.П в судебное заседание не явился, подал ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого отказано определением от 13 ноября 2020 года.

Председатель Комитета по противодействию коррупции Республики Крым Акшатин А.А. подал ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции, решением Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым №158/1887-1 от 20 сентября 2019 года зарегистрированы депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва, зарегистрированным депутатам выданы удостоверения. Согласно приложенному к данному решению списку зарегистрированных депутатов Михайловского сельского совета, Марюшин И.П. является зарегистрированным депутатом.

Решением 1 сессии 2 созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 30 сентября 2019 года утверждены составы постоянных комиссий Михайловского сельского совета. Председателем комиссии по вопросам законности, правопорядка и безопасности избран депутат Марюшин И.П.

В письме Главы Республики Крым Аксёнова С.В. №1/01-53/1177 от 28 февраля 2020 года указано, что в нарушение части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутат Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым Марюшин И.П. не предоставил Главе Республики Крым в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему вакантного депутатского мандата сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей. На основании указанного, Глава Республики Крым просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Марюшина И.П. в соответствии с действующим законодательством.

Решением 6 сессии II созыва Михайловского сельского совета от 05 марта 2020 года №8 вышеуказанное письмо Главы Республики Крым было рассмотрено и принято решение об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Марюшина И.П.

23 марта 2020 года на решение 6 сессии Михайловского сельского совета Нижнегорского района от 05 марта 2020 года №8, прокурором Нижнегорского района Республики Крым принесен протест №129-2020/Прдн 19-20-120530018, в котором указано, что решение от 05 марта 2020 года №8 противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку депутатом Марюшиным И.П. не предоставлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, указанное решение подлежит отмене.

По результатам рассмотрения протеста прокурора №129-2020/Прдн 19-20-120530018, письма Главы Республики Крым Аксёнова С.В. решением 7 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района от 29 мая 2020 года №3 за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера полномочия депутата Марюшина И.П. были досрочно прекращены.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что депутатом Михайловского сельского совета Нижнегорского района Марюшиным И.П. в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему депутатского мандата не предоставлены сведения о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера Главе Республики Крым. При этом досрочное прекращение полномочий депутата, в случае не предоставления сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера, является безусловным последствием допущенных нарушений. Депутатами Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым нарушений при принятии оспариваемого решения не допущено.

С указанными выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым соглашается в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 77-ЗРК «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым.

Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года №479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» (далее – Закон Республики Крым №479-ЗРК) установлен порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах.

Из положений статьи 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК следует, что лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Крым сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также в срок, указанный в пункте 2 части 2 настоящей статьи, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В соответствии с частью 3 статьи 2 названного Закона сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Частью 13 статьи 2 Закона Республики Крым №479-ЗРК установлено, что подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Законом в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений лицами, замещающими должность, по окончании календарного года направляются в соответствующие органы местного самоуправления для приобщения к личным делам. Копии указанных справок, поступившие в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, хранятся там в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив.

В силу статьи 10-1 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» Комитет по противодействию коррупции Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в сфере противодействия коррупции и осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Крым. Комитет по противодействию коррупции Республики Крым подотчетен и подконтролен Главе Республики Крым.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2017 года N 1735-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав подпунктом «в» пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отметил, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального образования, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Исходя из изложенного, непредставление или не своевременное предоставление сведений лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и служит мерой публичной ответственности за совершение нарушения.

Статьей 59 Устава Муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым предусмотрено, что не предоставление лицом сведений о своих доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера влечет увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия.

Таким образом, Марюшин И.П., выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения.

Пунктом 25 Указа Президента РФ от 02 апреля 2013 года N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложены полномочия по оказывать консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции и издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Письмо Минтруда России от 27 декабря 2019 года N 18-2/10/В-11200 содержит «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)».

В разделе II. Методических рекомендаций установлены требования к заполнению справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункты 33 – 37). Так форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее - справка) и является унифицированной для всех лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения.

Справку рекомендуется заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Не рекомендуется пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде смс-сообщения. В случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения представляются с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» (далее - СПО «Справки БК»).

При заполнении справок с использованием СПО «Справки БК» личной подписью заверяется только последний лист справки. Наличие подписи на каждом листе (в пустой части страницы) не является нарушением. Одновременно необходимо не допускать ситуаций, при которых дата и время печати справки будут отличаться на листах справки.

Согласно Инструкции о порядке заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» необходимо учитывать следующее: для печати справок используется лазерный принтер, обеспечивающий качественную печать; не допускаются дефекты печати в виде полос, пятен (при дефектах барабана или картриджа принтера); не допускается наличие подписи и пометок на линейных и двумерных штрих-кодах.

Кроме того, листы одной справки не следует менять или вставлять в другие справки, даже если они содержат идентичную информацию. Справки не рекомендуется прошивать и фиксировать скрепкой. Также рекомендуется обеспечить печать справки и ее заверение в течение одного дня. Печатать справки рекомендуется только на одной стороне листа.

В пункте 5 Методических рекомендаций, указано на то, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.

Из системного анализа вышеприведённых норм следует, что сведения о доходах должны подаваться лично лицом, на которое возложена такая обязанность, и соответственно справка должна быть подписана непосредственно им.

Как установлено судом апелляционной инстанции из скриншота интернет-приёмной портала Правительства Республики Крым, Марюшин И.П. подал сведения о доходах 09 января 2020 года в электронном виде, заполнив раздел на портале Правительства Республики Крым, предназначенный для подачи обращений гражданами (т. 1 л.д.37).

Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи справки о доходах в электронном виде, административный ответчик обосновано не принял справку, предоставленную Марюшиным И.П. в январе 2020 года, в связи с чем, факт неисполнения административным истцом антикоррупционного законодательства в установленные законодательством сроки документально подтвержден.

Предоставление административным истцом 12 марта 2020 года подлинника уточняющей справки о доходах в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым не отменяет факт несоблюдения истцом установленных сроков представления сведений о доходах.

Давая оценку соблюдению процедуры принятия оспариваемого решения от 29 мая 2020 года, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Решением 29 сессии I созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 10 февраля 2017 года №5 утвержден Порядок увольнения (досрочного прекращения полномочий, освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Михайловское сельское поселение в связи с утратой доверия (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, лицо, замещающее муниципальную должность муниципального образования Михайловское сельское поселение (далее - лицо, замещающее муниципальную должность), подлежит увольнению (досрочному прекращению полномочий, освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе в случае

непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно пункту 3 Порядка, увольнение (досрочное прекращение полномочий, освобождение от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия осуществляется по решению депутатов Михайловского сельского совета на основании представленных материалов о результатах проведенной в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым проверки достоверности и полноты сведений, представленных данным лицом, и (или) соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, муниципальными нормативными правовыми актами муниципального образования Михайловское сельское поселение. Основанием для проведения указанной проверки является письменная информация, содержащая сведения о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционных правонарушений, указанных в статьях 7.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», представленная в органы местного самоуправления муниципального образования Михайловское сельское поселение: правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими 4 организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями.

Пунктом 4 Порядка установлено, что до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, у лица, замещающего муниципальную должность, запрашивается письменное объяснение. Если по истечении трех рабочих дней со дня предъявления лицу, замещающему муниципальную должность, требования о представлении объяснения оно не будет представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление лицом, замещающим муниципальную должность, объяснения не является препятствием для принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) в связи с утратой доверия.

При рассмотрении и принятии решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия должны быть обеспечены: - заблаговременное получение лицом, замещающим муниципальную должность, уведомления о дате, времени и месте рассмотрения результатов проверки, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, а также ознакомление с информацией о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, но не менее чем за три дня до проведения заседания представительного органа местного самоуправления по рассмотрению вопроса об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности); - предоставление лицу, замещающему муниципальную должность, возможности дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его увольнения (досрочного прекращения полномочий, освобождения от должности) в связи с утратой доверия (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 8 Порядка, решение об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Михайловского сельского совета.

В решении об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия указываются существо совершенного им коррупционного правонарушения и положения нормативных правовых актов, которые им были нарушены, а также основания, предусмотренные статьями 7.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (пункт 9 Порядка).

Как уже было установлено ранее, решением 7 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 29 мая 2020 года №3 прекращены досрочно полномочия депутата Михайловского сельского совета Нижнегорского рациона Республики Крым Марюшина И.П. за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о своих доходах, а также сведений о доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у административного истца при принятии решения в нарушение пункта 4 указанного Порядка не были затребованы объяснения, не принимаются.

Ранее при рассмотрении 6 сессией II созыва Михайловского сельского совета 05 марта 2020 года вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Михайловского сельского совета Марюшина И.П. учитывались пояснения Марюшина И.П. по факту предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в интернет - приемную электронным сообщением от 09 января 2020 года. Указанное решение принималось по результатам рассмотрения письма Главы Республики Крым С.В. Аксёнова №1/01-53/1177 от 28 февраля 2020 года.

Оспариваемое решение Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 29 мая 2020 года №3 было принято на основании рассмотрения протеста прокурора на решение 6 сессией II созыва Михайловского сельского совета от 05 марта 2020 года с учетом обстоятельств наличия оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Марюшина И.П., указанных в письме Главы Республики Крым С.В. Аксёнова №1/01-53/1177 от 28 февраля 2020 года. Каких – либо ссылок на иные нарушения законодательства протест прокурора не содержал.

В материалы дела приобщены скриншоты, которые подтверждают, что о повестке дня 7 сессии II созыва Михайловского сельского совета депутаты уведомлены 21 мая 2020 года, в том числе и депутат Марюшин И.П. О дате проведения сессии на 29 мая 2020 года Марюшин И.П. также был уведомлен.

При этом, содержание протеста прокурора административному истцу было известно, поскольку им направлялся проект решения 7 сессии Михайловского сельского совета Нижнегорского района от 26 мая 2020 года по его рассмотрению.

Таким образом, административный истец не лишен был возможности явиться на сессию. Доказательств наличия у него уважительных причин неявки, о чем он уведомлял депутатов, материалы дела не содержат. Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что право Марюшина И.П. на предоставление объяснений административными ответчиками не нарушено.

При этом, каких–либо новых обстоятельств, указывающих на соблюдение административным истцом требований законодательства о противодействии коррупции, при рассмотрении дела в суде не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о принятии оспариваемого решения с нарушением пункта 8 Порядка в части принятия решения тайным голосованием, не принимаются во внимание.

Согласно протоколу заседания Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым №7 от 29 мая 2020 года голосование при принятии оспариваемого решения проведено открыто. Однако это не свидетельствует о неправильности принятия решения, поскольку указанное положение Порядка направлено на защиту прав депутатов, которые принимают участие в голосовании, и никаким образом не нарушило права административного истца, который отсутствовал.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении пункта 10 Порядка опровергаются содержанием оспариваемого решения от 29 мая 2020 года, в котором указано существо совершенного Марюшиным И.П. коррупционного правонарушения и положения нормативных правовых актов, которые им были нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о наличии судебной практики, подтверждающей позицию административного истца относительно нарушения Порядка, не принимаются, поскольку приведенным судебным актом установлены иные обстоятельства в отношении иного лица.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным решения 07 сессии II созыва Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым №3 от 29 мая 2020 года, поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, большинством голосов, при наличии оснований, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Доказательств незаконности действий либо бездействий депутатов Михайловского сельского совета материалы дела не содержат.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марюшина И.П. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Е.Г. Тимошенко

Судья: Е.Г. Павловский