ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8680/2021 от 19.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-8680/2021

(УИД 91RS0009-01-2021-000911-29)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Холодной Е.И.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.-В.,

при секретаре Медведевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гнатюк Елены Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Администрации города Евпатории Республики Крым, о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, оформленного письмом № 3258/07 от 21.12.2020 года, его отмене и о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Гнатюк Елена Владимировна обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, в котором просила: признать незаконным и отменить решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, оформленное письмом от 21.12.2020 года № 3258/07 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности: площадью 746 кв.м. по адресу: <адрес>; возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым обязанность утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка истцу на праве собственности без проведения торгов на основании заявлений от 16.12.2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и представленных документов.

В обоснование заявленных требований указано, что письмом от 21.12.2020 года № 3258/07 Департамент возвратил Гнатюк Е.В. заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 16.12.2020 года и заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 18.12.2020 года, уведомив, что заявителем не представлен документ, удостоверяющий право заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Истец считает решение Департамента, оформленное письмом от 21.12.2020 года № 3258/07, незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку оно не соответствует специально разработанным Администрацией города Евпатории правовым нормам (положениям Административного регламента). Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 16.12.2020 года и заявление от 18.12.2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка были поданы истцом на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, нормы которого действуют на территории Республики Крым, то есть право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов согласно вышеуказанному пункту, у заявителя имеется. Считает незаконным требование приложить к заявлениям документы, удостоверяющие право заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН, так как заявления поданы не на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, здания, сооружения и помещения на земельном участке отсутствуют, что видно из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.04.2021 года административные исковые требования Гнатюк Е.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, оформленное письмом № 3258/07 от 21.12.2020 года о возврате Гнатюк Елене Владимировне документов. На Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гнатюк Елены Владимировны о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов от 18.12.2020 года и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от 16.12.2020 года по существу. В удовлетворении остальной части требований Гнатюк Е.В. отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований Гнатюк Е.В.

В обоснование апелляционной жалобы указано на незаконность решения, поскольку судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Обращение Гнатюк Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям постановления Администрации города Евпатории Республики Крым от 14.10.2020 года № 1907-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и постановления Администрации города Евпатории Республики Крым от 14.10.2020 года № 1901-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Гнатюк Е.В. в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов не указала основание предоставления земельного участка без проведения торгов, а также не приложила документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные перечнем, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (п. 9.1.2 Постановления № 1901-п). Документы, подтверждающие факт наличия объектов недвижимости на запрашиваемом земельном участке Гнатюк Е.В. в Департамент представлены не были. Судом первой инстанции не принято во внимание, что истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с предварительным согласованием предоставления земельного участка в аренду, соответственно заявление было рассмотрено как обращение, и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым был дан ответ Гнатюк Е.В. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным решения и возложении на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление Гнатюк Е.В. по существу, исходил из того, что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым решением, оформленным в виде письма № 3258/07 от 21.12.2020 года фактически было отказано Гнатюк Е.В. в предоставлении муниципальных услуг о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, а также о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без рассмотрения заявлений по существу. В нарушение положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не предоставлены суду доказательства законности принятого решения.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 16.12.2020 года Гнатюк Е.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства с целью его предоставления в аренду, сроком на 49 лет на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению были приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, согласие на обработку персональных данных и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

17.12.2020 года в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым истцом подано заявление об уточнении срока аренды испрашиваемого земельного участка, - сроком на 20 лет. Заявитель просила приобщить данное заявление к ранее поданному 16.12.2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, зарегистрированного 16.12.2020 года вх. № 486/06.

18.12.2020г. Гнатюк Е.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства с целью его предоставления в аренду сроком на 20 лет на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов. К указанному заявлению была приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

21.12.2020 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым дан ответ № 3258/07 на заявление Гнатюк Е.В. от 16.12.2020 (вх. № 486/06) с учетом последующих уточняющих заявлений от 17.12.2020 года и 18.12.2020 года, согласно которому, заявителю разъяснено следующее. Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков на территории Республики Крым, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами с учетом особенностей, установленных Законом Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон Республики Крым № 66-ЗРК/2015). В силу статьи 18 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015, положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на территории Республики Крым вступают в силу с 1 января 2023 года. Учитывая, что Гнатюк Е.В. не представлены документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, установленные законодательством Российской Федерации, права собственности на здания, сооружения, расположенные на запрашиваемом земельном участке, и в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Гнатюк Е.В. не имеет исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. В связи с тем, что к заявлению Гнатюк Е.В. не приложены документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», в соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление с прилагаемыми к нему документами возвращено Гнатюк Е.В.

Изучив основания возврата документов административному истцу, изложенные в обжалуемом письме, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отсутствии оснований для их удовлетворения исходя из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (часть 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно части 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Частью 1.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Закон Республики Крым № 66-ЗРК/2015 в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2023 года.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, среди прочего, указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка также прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На момент возникновения спорных правоотношений перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (далее – Перечень).

Согласно пункту 40 Приложения к указанному приказу гражданин, подавший заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства в аренду должен приложить к заявлению следующие документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов: решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если такое решение принято иным уполномоченным органом; выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Из материалов дела усматривается, что Гнатюк Е.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым с тремя заявлениями, из содержания которых усматривается, что она просит рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в целях его предварительного согласования для предоставления в аренду сроком на 20 лет без проведения торгов.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в просительной части иска истец просит принять решение о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка на праве собственности, а не на праве аренды.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым №66 – ЗРК/2015, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014г., либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.

Из материалов дела усматривается, что в заявлении истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов не указано основание предоставления земельного участка бесплатно в собственность без проведения торгов. Также к заявлению истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка не приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные Перечнем (документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости). Доказательств обратного суду не предоставлено.

Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 14.10.2020 года № 1901-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Постановлением № 1907-п от 14.10.2020 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее – Административный регламент).

Разделом 9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Такими документами являются: заявление на предоставление муниципальной услуги, подписанное непосредственно Заявителем (Приложение № 1 к настоящему Административному регламенту). В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее – испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного Кодекса оснований, а также статьями 7, 18, 20, 20.1, 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (6 экземпляров). Проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо. Подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу. Документ, удостоверяющий личность Заявителя (представителя заявителя). Документ подтверждающий полномочия юридического лица (в случае обращения юридического лица). Согласие заявителей на обработку персональных данных.

Заявление предоставляется в единственном экземпляре. Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, предоставляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Подлинник документа предоставляется только для просмотра в начале предоставления муниципальной услуги с обязательным возвратом заявителю. Допускается предоставление нотариально заверенной копии документа.

В соответствии с пунктом 12.4 раздела 12 Административного регламента, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка органом может быть возвращено заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 9.1 настоящего административного регламента, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 9.1 настоящего административного регламента.

При этом, заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из содержания заявлений истца от 16.12.2020г., с учетом последующих уточняющих заявлений от 17.12.2020г. и 18.12.2020г. усматривается, что истец просит рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Как уже отмечалось судом, истцом не представлены документы в соответствии с приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» и пунктом 9.1 Административного регламента, а именно, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если такое решение принято иным уполномоченным органом и выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 12.4 Административного регламента предусмотрено право органа вернуть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если к нему не приложены необходимые документы.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что возвращая административному истцу документы письмом от 21.12.2020г. Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым действовал в пределах предоставленных полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что судом первой инстанции не учтено, что статьи 18-34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 1 марта 2015г.

Установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.

Следовательно, основания для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым № 3258/07 от 21.12.2020 года и возложении обязанности повторно рассмотреть заявления Гнатюк Е.В. от 16.12.2020 года и 18.12.2020 года отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда в части удовлетворения иска, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Таким образом, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым по делу № 2а-877/2021 от 29.04.2021 года в части удовлетворения требований Гнатюк Елены Владимировны о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории, оформленного письмом № 3258/07 от 21.12.2020 года о возврате Гнатюк Елене Владимировне документов и о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым повторно рассмотреть заявление Гнатюк Елены Владимировны о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов от 18.12.2020 года и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от 16.12.2020 года по существу, подлежат отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

При этом, судебная коллегия учитывает, что решение суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении требований истца не обжалуется ответчиком, оснований для отмены решения суда в иной части не имеется. Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка истцу без проведения торгов на основании заявлений от 16.12.2020 года и 18.12.2020 года, так как судебный акт не может подменять собой решение органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

При вышеуказанных обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым в остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-877/2021 оставить без изменения.

В силу вышеизложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-877/2021 в части удовлетворения исковых требований Гнатюк Елены Владимировны: о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории, оформленного письмом № 3258/07 от 21.12.2020 года о возврате Гнатюк Елене Владимировне документов; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым повторно рассмотреть заявление Гнатюк Елены Владимировны о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов от 18.12.2020 года и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от 16.12.2020 года по существу - отменить.

Принять в вышеуказанной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Гнатюк Елены Владимировны о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории, оформленного письмом № 3258/07 от 21.12.2020 года, о понуждении Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым совершить определенные действия - отказать.

В остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года по административному делу № 2а-877/2021 оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий судья Е.И. Холодная

Судья О.В. Хожаинова

Судья Л.А.-В. Юсупова