УИД 38RS0017-01-2020-000659-21
Судья 1 инстанции Папина Е.П.
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-875/2021 (33а-8691/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В. и Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-424/2020 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора к администрации Нижнеудинского муниципального образования, Государственному казенному учреждению Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать теплоснабжение
по апелляционной жалобе администрации Нижнеудинского муниципального образования на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 июля 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведен анализ состояния законности при исполнении администрацией Нижнеудинского муниципального образования требований законодательства о теплоснабжении.
По результатам анализа установлено, что 15.08.2019 на заседании Правительственной комиссии по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области в июне 2019 года, утвержден пообъектный план, согласно которому в г. Нижнеудинске предполагается строительство 15 многоквартирных жилых домов на 438 квартир, а также 212 индивидуальных жилых домов для обеспечения граждан жилыми помещениями, в связи с чем на территории г. Нижнеудинска сформированы 13 земельных участков.
19.08.2019 указанные земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ Иркутской области «Служба Заказчика Иркутской области» (м-н «Восточный»).
06.11.2019 постановлением администрации Нижнеудинского МО от 06.11.2019 № 1863 (с изменениями, внесенными постановлением от 28.01.2020 № 166), утвержден проект застройки и межевания, предполагающий строительство ИЖС, малоэтажных домов, учреждений образований, социально-культурных объектов, аптечных пунктов и торговых площадей.
В соответствии с проектом предполагается строительство тепловых сетей, централизованное теплоснабжение. Земельный участок под размещение теплоисточника определен по адресу: <...> уч. 22. Администрацией Нижнеудинского МО проведено межевание земельного участка для размещения котельной м-на «Восточный» с постановкой его на кадастровый учет.
Постановлением администрации Нижнеудинского МО от 04.02.2020 № 232 данный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование ГКУ «Служба заказчика Иркутской области», документы находятся на государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования.
При принятии такого решения не учтена исключительная обязанность администрации Нижнеудинского МО на обеспечение теплоснабжения населения в качестве решения одного из вопросов местного значения, гарантированных действующим законодательством.
При подготовке и передаче Службе земельных участков, на которых планируется строительство жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения, органами местного самоуправления не учтены объемы реконструкции и строительства инженерно-технических сетей для технологического присоединения к объектам коммунальной инфраструктуры, в результате чего теплоисточник находится за пределами земельных участков, предоставленных Службе, что потребовало проведение дополнительных работ по предоставлению земельного участка под размещение теплоисточника.
Указанные мероприятия также не были заявлены для включения в утвержденный план ликвидации последствий произошедшей чрезвычайной ситуации, а также администрацией поселения не рассматривался вопрос о направлении заявлений в Министерство ЖКХ Иркутской области с целью получения субсидий на обеспечение инженерной доступности переданных Службе земельных участков.
Учитывая принятие решения об обеспечении теплоисточником микрорайона «Восточный» за счет средств застройщиков и по инициативе Службы, администрация Нижнеудинского МО устранилась от решения вопроса о проектировании и строительстве теплоисточника и не предусмотрела в расходной части местного бюджета соответствующие ассигнования на проведение вышеуказанных мероприятий.
Кроме того, администрация не приняла необходимых мер к их включению в «План-график реализации Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных в результате наводнения на территории Иркутской области», утвержденной 18.09.2019 за № 2126-р Председателем Правительства РФ.
27.11.2019 по фактам непринятия администрацией Нижнеудинского МО мер к организации теплоснабжения м-на «Восточный» главе Нижнеудинского МО внесено представление.
На совещаниях от 28.11.2019 и 10.12.2019 приняты решения о том, что администрации Нижнеудинского МО необходимо совместно с ООО «НКУ» разработать проект технического задания на строительство блочно-модульной котельной исходя из планируемой нагрузки строительства микрорайона в срок до 29.11.2019, ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» необходимо определить подрядчика по строительству котельной, а администрации Нижнеудинского МО – предоставить земельные участки Службе для строительства котельной.
28.11.2019 ООО «НКУ» разработан и направлен на рассмотрение в администрацию Нижнеудинского МО проект технического задания на проектирование строительства блочно-модульной котельной на твердом топливе в г. Нижнеудинске.
Вместе с тем, указанные решения не отвечают требованиям законодательства, поскольку организация теплоснабжения находится в числе вопросов местного значения городского поселения. По настоящее время проектирование и строительство теплоисточника ни администрацией поселения, ни Службой не ведется, техническое задание не выдано.
Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Нижнеудинского МО, выразившееся в ненадлежащей организации надежного теплоснабжения объекта капитального строительства - микрорайона «Восточный» в г. Нижнеудинске Иркутской области. Обязать аминистрацию Нижнеудинского муниципального образования организовать надежное теплоснабжение объекта капитального строительства - микрорайона «Восточный» в г. Нижнеудинске Иркутской области путем организации выполнения проектных работ и работ по строительству источника тепловой энергии. Просил установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22.07.2020 административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Нижнеудинского городского суда Иркутской области ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь в обоснование доводов апелляционной жалобы, что требования Нижнеудинского межрайонного прокурора заявлены преждевременно, поскольку на территории мкр. Восточный население, то есть потребители тепловой энергии, отсутствуют. Суд не учел, что на момент вынесения решения разрешений на строительство многоквартирных домов выдано не было. Считает, что в судебном заседании было исследовано достаточно доказательств, что администрацией поселения приняты необходимые меры по организации теплоснабжения в микрорайоне Восточный, в том числе администрацией определен земельный участок для размещения котельной, проведено его межевание, данный земельный участок предоставлен ГКУ «Служба заказчика Иркутской области». В настоящее время администрацией опубликованы итоги аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ на строительство блочно-модульной котельной мкр. «Восточный» и утвержден проект технического задания на проектирование строительства котельной. Указывает, что орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» и осуществлять контроль за его действиями, а также, учитывая, что учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не может ограничивать его в этом праве. Судом необоснованно возложена обязанность по обеспечению теплоснабжения на администрацию Нижнеудинского МО, что приведет к невозможности исполнения решения суда. Суд широко истолковал вопросы местного значения, не дал оценку возможности иного порядка обеспечения микрорайона теплоснабжением и не учел, что передача земельного участка для строительства котельной может являться одной из форм организации теплоснабжения органом местного самоуправления.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу п.1, п. 3, п. 4 и п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п. 1 и п. 6 ч.1 ст. 6 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2012 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Пунктами 1 и 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на заседании Правительственной комиссии по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области, оказания помощи пострадавшему населению, 15.08.2019 утвержден пообъектный план, согласно которого в г. Нижнеудинске предполагается строительство 15 многоквартирных жилых домов на 438 квартир, а также 212 индивидуальных жилых домов для обеспечения граждан жилыми помещениями. На территории г. Нижнеудинска сформированы 13 земельных участков, 12 из которых площадью по 50000 кв. м. каждый, с присвоением кадастровых номеров и адресов, расположенные по адресам: <...> уч.уч. 1/1 – 1/12, а также <...> уч. 1 общей площадью 4000 кв. м. При этом 12 земельных участков, расположенных по адресу в районе Заимка - Муксут с разрешенным использованием для малоэтажной застройки, уч. 1 по пер. Безымянный с разрешенным использованием общего пользования.
19.08.2019 указанные земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ Иркутской области «Служба Заказчика.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования №1863 от 06.11.2019 утвержден проект планировки и межевания территории по адресу: г. Нижнеудинск, микрорайон «Восточный», ул. Заимка Муксут, предполагающий строительство ИЖС, малоэтажных домов, учреждений образований, социально-культурных объектов, аптечных пунктов и торговых площадей. Указанный проект изменен постановлением администрации Нижнеудинского МО от 28.01.2020 №166. В соответствии с проектом предполагается строительство тепловых сетей, централизованное теплоснабжение.
С целью обеспечения жителей м-на «Восточный» тепло-, водоснабжением и водоотведением проводятся мероприятия по проектированию инженерных сетей: теплоснабжение – строительство теплоисточника силами Застройщика по заданию ГКУ «Служба заказчика Иркутской области», водоснабжение – проведение мероприятий по реконструкции «Свердловского» водозабора с прокладкой водопроводной сети силами ресурсоснабжающей организации ООО «Аква-Сервис», водоотведение – подключение к действующей канализационной сети в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации ООО «Аква-Сервис».
Земельный участок под размещение теплоисточника определен по адресу: <...> уч. 22. Администрацией Нижнеудинского МО проведено межевание земельного участка для размещения котельной м-на «Восточный» с постановкой его на кадастровый учет, площадью 22308,00 кв.м.
28.11.2019 администрацией Нижнеудинского муниципального образования утвержден проект технического задания на проектирование строительства блочно-модульной котельной на твердом топливе в г. Нижнеудинске, мкр. Восточный.
29.11.2019 ГКУ Иркутской области «Служба Заказчика Иркутской области» и ООО «Домострой Профи» заключен государственный контракт №15/2019 на подготовку проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства «Инженерные сети мкр. «Восточный», <...>.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования №73 от 15.01.2020 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью 22308,00 кв.м.: местоположение земельного участка: <...> уч. 22; территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 232 от 04.02.2020 предоставлен ГКУ Иркутской области «Служба Заказчика Иркутской области» в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:37:020413:1069, площадью 22308,00 кв.м., расположенный по адресу: <...> уч. 22, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, для строительства котельной.
Разрешая заявленные административные исковые требования, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что передав земельный участок ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» в рамках протокольного решения, тем самым обосновав выполнения мероприятий по проектированию и строительству теплоисточника силами подрядных организаций по заданию ГКУ «Служба заказчика Иркутской области», администрацией Нижнеудинского муниципального образования не учтена исключительная обязанность органа местного самоуправления по обеспечению теплоснабжения населения в качестве решения одного из вопросов местного значения, учитывая, что и положениями земельного и градостроительного законодательства предусмотрена обязанность муниципалитета обеспечить внешнее инженерно-техническое оснащение передаваемых участков при формировании земельных участков.
Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении соответствующими установленным по делу обстоятельствам, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Процедура формирования земельных участков до их предоставления органами местного самоуправления предусмотрена п.п. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым орган исполнительной власти муниципалитета осуществляет определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; постановку его на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ от 21.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Вместе с тем, при подготовке и передаче ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» земельных участков, на которых планируется строительство жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения, органом местного самоуправления не учтены объемы реконструкции и строительства инженерно-технических сетей для технологического присоединения к объектам коммунальной инфраструктуры, в результате чего теплоисточник остался за пределами земельных участков, предоставленных ГКУ «Служба заказчика Иркутской области», что потребовало проведение дополнительных работ по предоставлению земельного участка под размещение теплоисточника.
При этом, как правильно отмечено судом, указанные мероприятия не были заявлены администрацией поселения для включения в утвержденный план ликвидации последствий произошедшей чрезвычайной ситуации и «План-график реализации Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных в результате наводнения на территории Иркутской области».
Администрацией также не рассматривался вопрос о направлении заявлений в Министерство ЖКХ Иркутской области с целью получения субсидий на обеспечение инженерной доступности переданных ГКУ «Служба заказчика Иркутской области» земельных участков, при этом, приняв решение об обеспечении теплоисточником микрорайона «Восточный» за счет средств застройщиков, администрация тем самым устранилась от решения вопроса о проектировании и строительстве теплоисточника и не предусмотрела в расходной части местного бюджета соответствующие ассигнования на проведение вышеуказанных мероприятий.
Учитывая, что администрацией Нижнеудинского образования не представлены доказательства ведения проектирования и строительства теплоисточника, а также выдачи технического задания, а отсутствие инженерных коммуникаций и теплоисточника приводит к невозможности осуществления подрядными организациями работ по строительству жилых домов, разработке и утверждению схемы планировки территории с учетом возможностей размещения объектов ЖКХ и планируемых к возведению объектов жилого назначения, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на администрацию Нижнеудинского муниципального образования организовать теплоснабжение объекта капитального строительства – микрорайона «Восточный» в г. Нижнеудинске Иркутской области путем организации выполнения проектных работ и работ по строительству модульного источника тепловой энергии.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о выполнении администрацией Нижнеудинского муниципального образования действий, свидетельствующих об организации теплоснабжения объекта капитального строительства, а также направленных на осуществление проектирования и ведение строительства теплоисточника, а потому не опровергают выводов суда, основанных на правильном применении норм материального права.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 июля 2020 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. Гусарова
Л.Л. Каракич