ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-870/2021 от 13.05.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Уенкова О.Г. Дело № 33а-870/2021

(УИД 37RS0010-01-2020-003332-61)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2021 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Кругловой Н.С., Запятовой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Стародворской Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кругловой Н.С. административное дело по апелляционному представлению административного ответчика, представителя заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - исполняющего обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 14 января 2021 года по административному делу по административному иску Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области к Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуре Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, исполняющему обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягину А.А. о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛА:

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) обратился в суд с указанным административном иском, в котором просил признать незаконным представление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03 августа 2020 года об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в части не определения конкретных членов комиссии, не замещающих должности в Департаменте, с указанием их должности и представляемых ими юридических лиц, а также не определения порядка уведомления Департамента руководителем подведомственного учреждения - Ивановского областного казенного учреждения "Управление особо охраняемыми природными территориями Ивановской области" о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) заинтересованности в сделке, а также их рассмотрения.

Требования мотивированы тем, что указанное представление нарушает права, свободы и законные интересы Департамента, создает препятствия к их осуществлению и незаконно возлагает обязанности, поскольку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации правовым актом данного органа образована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия), которая в своей деятельности руководствуется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2020 года № 122-уг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения. Члены Комиссии, не замещающие должности в Департаменте, включаются в состав Комиссии по согласованию соответственно с управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, общественным советом, сформированным при исполнительном органе государственной власти Ивановской области, общественной организацией ветеранов, профсоюзной организацией, действующей в исполнительной органе. Так, при наличии оснований для проведения заседания Комиссии Департамент в 10-дневный срок назначает дату заседания Комиссии. По запросу руководителя представляется информация о членах Комиссии, не замещающих должности в Департаменте, после чего приказом Департамента утверждается персональный состав членов Комиссии с указанием их должности и представляемой организации.

Также административный истец считает необоснованным представление прокуратуры о нарушении Департаментом требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьи 27 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в связи с непринятием правового акта, определяющего порядок уведомления Департамента руководителем подведомственного учреждения о возникшем конфликте интересов или о возможном его возникновении и (или) о заинтересованности в сделке и их рассмотрении, поскольку такого требования действующее законодательство не содержит, и Департамент не наделен полномочиями по разработке указанного порядка.

Определением суда от 16 декабря 2020 года принят отказ административного истца от иска и производство по делу прекращено в части требований о признании представления незаконным в части указания на нарушение Департаментом Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Ивановкой области от 06 мая 2011 года № 39-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях при подготовке проекта постановления Правительства Ивановской области "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 года № 250-п "О памятнике природы Ивановской области "Уводьское водохранилище" в связи с отзывом прокуратурой представления от 03 августа 2020 года в указанной части.

Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 14 января 2021 года административные исковые требования Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области удовлетворены. Представление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, от 03 августа 2020 года признано незаконным. На Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице исполняющего обязанности прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А. возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области.

Не согласившись с указанным решением, административный ответчик, представитель заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - исполняющий обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягин А.А. обратился с апелляционным представлением, в котором ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области требований.

В письменных возражениях начальник Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Кравченко О.И. полагает решение суда законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, и просит оставить его без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик, представитель заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягин А.А. и представитель заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Каплун Г.В. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель административного истца Быкадорова О.В. просила в удовлетворении апелляционного представления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо - начальник Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Кравченко О.И., представители заинтересованных лиц -Правительства Ивановской области и ИОКУ "Управление особо охраняемыми природными территориями Ивановской области" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных, в том числе в статье 22 настоящего Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Из материалов дела следует, что 03 августа 2020 года Ивановским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Кравченко О.И. внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

В представлении указано, что в нарушение требований статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", Указа Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг, которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, в приказе Департамента от 07 апреля 2015 года № 8-НПА не определены конкретные члены комиссии, не замещающие должности в государственном органе, а именно не указаны их должности и представляемые ими юридические лица, которые согласовали их участие.

Кроме того, несмотря на наличие у Департамента подведомственного учреждения, осуществляющего хозяйственную деятельность, в целях исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не приняты правовые акты, определяющие порядок уведомления Департамента руководителем данного учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) о заинтересованности в сделке, а также порядок их рассмотрения.

Поводом для внесения указанного представления послужили результаты проведенного Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 25 июня 2020 года анализа результатов проверок соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области приказом от 07 апреля 2015 года № 8-НПА (в ред. приказов Департамента от 06 июня 2016 года № 10-НПА, от 14 февраля 2018 года № 3-НПА, от 12 марта 2018 года № 5-НПА, от 06 августа 2018 года № 13-НПА) (далее - приказ от 07 апреля 2015 года № 8-НПА) создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, и урегулированию конфликта интересов.

Согласно пункту 3 приказа от 07 апреля 2015 года № 8-НПА Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии с приложением к приказу от 07 апреля 2015 года № 8-НПА в состав Комиссии, наряду с государственными гражданскими служащими Департамента, входят представители управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции; научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной гражданской службой; общественного Совета при Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области.

На основании пункта 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг, члены Комиссии, не замещающие должности в Департаменте, включаются в состав Комиссии по согласованию соответственно с управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, общественным советом, сформированным при Департаменте. Согласование осуществляется на основании запроса руководителя Департамента.

По предоставленной Департаментом информации за истекший период были проведены два заседания Комиссии, в связи с которыми Департаментом издавались приказы от 11 января 2016 года № 5-од и от 17 августа 2018 года № 541-од, которыми утверждался персональный состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, и урегулированию конфликта интересов.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, разрешая заявленные Департаментом требования и руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", Указа Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, пришел к выводу о том, что данные нормативные акты, как и Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не содержат императивных требований об указании в акте государственного органа об образовании комиссии по урегулированию конфликта интересов персональных данных членов комиссии, не замещающих должности в этом государственном органе.

Кроме того, учитывая, что основным критерием для выбора члена комиссии, не замещающего должность государственного гражданского служащего в Департаменте, является его компетентность в области гражданской службы, а на стадии образования комиссии правовым актом государственного органа невозможно определить, в каком подразделении Департамента может возникнуть конфликт интересов и какой компетентный специалист может быть включен в состав Комиссии, суд первой инстанции счел утвержденный приказом Департамента от 07 апреля 2015 года № 8-НПА состав Комиссии не противоречащим правовым актам, указанным прокурором в обоснование представления.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка, как в отдельности, так и в совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - федеральное Положение).

В силу пункта 7 федерального Положения состав комиссии и порядок ее работы утверждаются нормативным правовым актом государственного органа.

В состав комиссии входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (пункт 8 федерального Положения).

Руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";

б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе (пункт 9 федерального Положения).

Лица, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 8 и в пункте 9 настоящего Положения, включаются в состав комиссии в установленном порядке по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или с соответствующим подразделением Аппарата Правительства Российской Федерации, с научными организациями и образовательными учреждениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, с общественным советом, образованным при федеральном органе исполнительной власти, с общественной организацией ветеранов, созданной в государственном органе, с профсоюзной организацией, действующей в установленном порядке в государственном органе, на основании запроса руководителя государственного органа. Согласование осуществляется в 10-дневный срок со дня получения запроса (пункт 10 федерального Положения).

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов (далее - областное Положение), которым определен порядок формирования и деятельности таких комиссий, образуемых в Правительстве Ивановской области, аппарате Правительства Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области.

Согласно пункту 6 областного Положения в состав комиссии, наряду с заместителем руководителя исполнительного органа и лицами, являющимися гражданскими служащими в этом органе, входят гражданский служащий (гражданские служащие) управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции (за исключением комиссий, образованных в территориальных органах Департамента) (подпункт "д"); представитель (представители) научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной гражданской службой (подпункт "з").

Также в состав комиссии могут включаться:

а) представитель (представители) общественного совета, сформированного при исполнительном органе государственной власти Ивановской области;

б) представитель общественной организации ветеранов, созданной в исполнительном органе;

в) представитель профсоюзной организации, действующей в исполнительном органе (пункт 7 областного Положения).

Лица, указанные в подпунктах "д" и "з" пункта 6 и пункте 7 настоящего Положения, включаются в состав комиссии по согласованию соответственно с управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции (за исключением случаев включения в состав комиссии, образованной в Правительстве и аппарате Правительства), научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, общественным советом, сформированным при исполнительном органе государственной власти Ивановской области, общественной организацией ветеранов, профсоюзной организацией, действующей в исполнительном органе. Согласование осуществляется на основании запроса руководителя исполнительного органа (пункт 8 областного Положения).

Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления, действующее законодательство не содержит прямого требования об указании персональных данных независимых членов комиссии в акте государственного органа об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а поэтому соответствующие персональные данные независимых членов комиссии могут указываться как в первоначальном акте государственного органа об образовании указанной комиссии, так и в дополнительных актах к первоначальному акту о включении конкретных лиц в состав комиссии для конкретного случая, что и имеет место при формировании состава комиссии в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области.

Данный правовой подход согласуется с позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21 июля 2010 года № 11ПВ10, где также указано, что антикоррупционная направленность анализируемых норм заключается не в отсутствии персональных данных экспертов в актах о формировании состава комиссий (в то время как фамилии и должности остальных членов комиссии известны), а в предупреждении случаев включения в состав комиссий в качестве экспертов лиц по усмотрению представителя нанимателя, что могло бы повлиять на непредвзятость, беспристрастность и объективных принимаемых решений.

Оснований полагать, что применяемый в Департаменте порядок формирования состава Комиссии не позволяет реализовать положения части 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения, не имеется.

Члены Комиссии, не замещающие должности в Департаменте, включаются в состав Комиссии по согласованию соответственно с управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, общественным советом, сформированным при Департаменте. Согласование осуществляется на основании запроса руководителя Департамента.

Такой порядок формирования Комиссии в Департаменте соответствует требованиям Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821, и Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года № 122-уг, и позволяет предупредить случаи включения в состав комиссии в качестве независимых членов лиц по усмотрению представителя Департамента.

При этом члены Комиссии, чьи данные указаны не в первоначальном, а в дополнительном акте Департамента о персональном составе Комиссии, пользуются равными правами с иными членами Комиссиями, в том числе не лишены возможности обратиться с представлением, касающимся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также исполнения им обязанностей, установленных федеральными законами, либо осуществления в исполнительном органе мер по предупреждению коррупции, как это предусмотрено подпунктом "в" пункта 16 федерального Положения и подпунктом "в" пункта 14 областного Положения, на которые прокурор ссылается в апелляционном представлении.

Внесенное в адрес начальника Департамента представление прокурора в части не определения порядка уведомления Департамента руководителем подведомственного учреждения - Ивановского областного казенного учреждения "Управление особо охраняемыми природными территориями Ивановской области" о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) заинтересованности в сделке, а также их рассмотрения обосновано ссылками на положения статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьи 27 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Однако согласно статье 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции обязаны организации.

В силу статьи 27 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" руководитель подведомственного учреждения обязан сообщить учредителю о возникшем конфликте интересов.

Таким образом положений, обязывающих органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывать порядок принятия указанных мер в отношении руководителей подведомственных им учреждений, данные правовые нормы не содержат.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у Департамента обязанности принимать правовые акты, определяющие порядок уведомления Департамента руководителем подведомственного учреждения о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) заинтересованности в сделке, а также их рассмотрения.

Приведенные в апелляционном представлении ссылки на положения пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данный вывод не опровергают.

С учетом изложенного, правовых оснований для внесения прокурором в адрес начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области оспариваемого представления, содержащего требование о его рассмотрении и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений вышеприведенных требований действующего законодательства, не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца о признании данного представления в оспариваемой части незаконным.

Доводы апелляционного представления не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными и повлечь отмену решения суда первой инстанции, так как, по сути, сводятся к ошибочному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения, согласиться с которым оснований не имеется.

Указание в апелляционном представлении на необоснованное возложение судом первой инстанции обязанности устранить нарушение прав и законных интересов Департамента, поскольку статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрена процедура отзыва представлений подлежит отклонению. Как усматривается из материалов дела, исполняющим обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягиным А.А. было отозвано оспариваемое представление от 03 августа 2020 года № 02-08-2020/255 в части указания на нарушение Департаментом Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Ивановкой области от 06 мая 2011 года № 39-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях при подготовке проекта постановления Правительства Ивановской области "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 24 июня 2014 года № 250-п "О памятнике природы Ивановской области "Уводьское водохранилище", что и послужило основанием отказа административного истца от иска и прекращения производства по делу в этой части.

Иные доводы апелляционного представления не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Следовательно, они не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление административного ответчика, представителя заинтересованного лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - исполняющего обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев.

Председательствующий: Мудрова Е.В.

Судьи: Круглова Н.С.

Запятова Н.А.