ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8719/20 от 19.08.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горпинич Н.Н. Дело 33а-8719/2020

УИД 24RS0056-01-2019-009393-22

А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе: председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першаковой Дианы Владимировны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Аксаментова Д.М.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 февраля 2020 года, которым постановлено:

«Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 11.10.2019 № П-16173 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключить с Першаковой Дианой Владимировной соответствующее соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Першакова Д.В. обратилась с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что она является членом СНТ «Родничок», владеет с 06.05.2010 года на основании договора купли-продажи на праве собственности земельным участком по адресу: г. Красноярск, садовое товарищество «Родничок», участок , общей площадью 626 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садоводства. На земельном участке расположены строения, принадлежащие истцу на праве собственности: жилой дом, площадью 103,2 кв.м. и баня, площадью 29,3 кв.м. (год постройки – 2005 г.), которые приобретены вместе с земельным участком в фактических границах, площадью по документам 573 кв.м. После межевания 2018г. в ЕГРН внесены сведения о площади земельного участка в 626 кв.м.

Першакова Д.В. обрабатывает дополнительный участок, площадью 289 кв.м., который не относится к землям общего пользования. Общая площадь земельного участка, фактически обрабатываемого Першаковой Д.В., составляет 915 кв.м. В связи с этим Першакова Д.В. обратилась 12.09.2019 г. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении земельного участка, просила утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка, площадью 915 кв.м. на кадастровом плане территории. Письмом от 21.10.2019 г. № П-16173 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, занимаемого СНТ «Родничок» и предоставлен в собственность бесплатно иному лицу постановлением администрации г. Красноярска от 31.10.1997 г. № 1549, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению данным земельным участком. Испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) и зоне городской рекреации (Р-3). Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск размещение садовых участков в территориальной зоне городской рекреации (Р-3) не предусмотрено. Согласно Правилам испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий на землях общего пользования, которые не подлежат приватизации. Схема не соответствует Проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Однако такое основание, как расположение земельного участка в двух территориальных зонах, в указанном перечне оснований для отказа в предоставлении земельного участка в ЗК РФ отсутствует. Зона городской рекреации была установлена гораздо позднее предоставления земельного участка его первоначальному собственнику. Испрашиваемая к перераспределению часть земельного участка, площадью 289 кв.м., находится в границах красных линий и не относится к землям общего пользования.

Першакова Д.В. просила признать незаконным отказ административного ответчика от 21.10.2019 г. № П-16173 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 915 кв.м., обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдать Першаковой Д.В. распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также в месячный срок со дня предоставления Першаковой Д.В. административному ответчику выписки из ЕГРН на земельный участок, образуемый в результате перераспределения, направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка заявителю для подписания.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Аксаментов Д.М. просил решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, поскольку суд не дал оценки тем обстоятельствам, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, занимаемого СНТ «Родничок», схема расположения земельного участка составлена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий на землях общего пользования, которые не подлежат приватизации.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Першаковой Д.В. по доверенности Бурова В.А. просила оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав представителя Першаковой Д.В. по доверенности Бурову В.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подпунктом 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в числе прочего разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 данного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Першаковой Д.В. с 06.05.2010 года на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: г. Красноярск, садовое товарищество «Родничок», участок , общей площадью 626 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садоводства.

Першакова Д.В. обратилась 12.09.2019 г. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении земельного участка, просила утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка, площадью 915 кв.м. на кадастровом плане территории, прося по существу увеличить площадь своего земельного участка, приложив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением административного ответчика, изложенным в письме от 21.10.2019 г. № П-16173 Першаковой Д.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, занимаемого СНТ «Родничок», предоставлен в собственность бесплатно иному лицу постановлением администрации г. Красноярска от 31.10.1997 г. № 1549. Испрашиваемый земельный участок расположен в трех территориальных зонах: зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2), зоне территории объектов автомобильного транспорта(ИТ) и зоне городской рекреации (Р-3). Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск размещение садовых участков в территориальной зоне городской рекреации (Р-3) не предусмотрено. Согласно Правилам испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий на землях общего пользования, которые не подлежат приватизации. Схема не соответствует Проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Отказ в перераспределении земельного участка мотивирован нарушением требований ст. 39.29, пункта 6 ст.11.9, пункта 12 ст.85 ЗК РФ.

Удовлетворяя административные исковые требования и признавая незаконным отказ в перераспределении земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что решение административного органа необоснованно, доводы о предоставлении участка в собственность иному лицу постановлением администрации г. Красноярска от 31.10.1997 г. № 1549 и нахождении его в зоне территории объектов автомобильного транспорта(ИТ) не подтверждаются материалами дела. Нахождение участка в двух территориальных зонах: зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) и зоне городской рекреации (Р-3) не препятствует перераспределению, поскольку Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск приняты после приобретения исходного участка в собственность и не учитывали расположение уже существующих объектов недвижимости.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не установлены все юридически значимые обстоятельства по делу и не дана оценка наличию оснований для принятия решения об отказе в перераспределении земельного участка в соответствии с требованиях законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Действительно, часть из указанных в оспариваемом ответе обстоятельств не подтвердилась в ходе рассмотрения дела судом, в частности, не подтвердился факт предоставления участка в собственность иному лицу постановлением от 31.10.1997 г. № 1549 и нахождения его в зоне территории объектов автомобильного транспорта(ИТ). Кроме того судом первой инстанции верно отмечено, что нахождение участка в двух территориальных зонах: зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) и зоне городской рекреации (Р-3) не препятствует его перераспределению, поскольку испрашиваемая часть земельного участка находится исключительно в зоне СХ-2.

Однако предлагаемое административным истцом перераспределение земельных участков не соответствует требованиям ст. 39.29 ЗК РФ, пункта 12 ст.85 ЗК РФ, так как земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

Из схемы расположения земельного участка ЕМГИС(л.д.62) видно, что юго-западная часть предлагаемого к перераспределению земельного участка, площадью 915 кв.м. имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером 16322 кв.м., относящегося к землям общего пользования, используемого как проезд.

Соответственно решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в перераспределении земельных участков в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает установленные границы земельного участка общего пользования правомерно, основано на положениях действующего земельного законодательства.

Такое решение обусловлено тем, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 27.06.2017 N 1266-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3). При этом само право на приватизацию земли, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не относится к числу конституционных. Соответственно, законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

По данному делу Першаковой Д.В. при подаче заявления о перераспределении земельных участков нарушены условия, предусмотренные ст. 39.29 ЗК РФ, пунктом 12 ст.85 ЗК РФ.

При этих обстоятельствах судебная коллегия считает, что необходимо отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Першаковой Д.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 февраля 2020 года отменить принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Першаковой Дианы Владимировны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: