ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8724/19 от 22.10.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Прохоров А.В.

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-8724/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-149/2019 по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Балаганского муниципального образования, администрации Балаганского муниципального образования о признании незаконными действия главы Балаганского муниципального образования о возложении обязанности публикации решений Думы Балаганского муниципального образования в официальном источнике публикования и в достаточном количестве экземпляров,

по апелляционной жалобе главы администрации Балаганского муниципального образования Лобанова Николая Иннокентьевича на решение Балаганского районного суда Иркутской области от 31 июля 2019 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что прокуратурой Балаганского района в рамках осуществления надзора за законностью принимаемых правовых актов органами местного самоуправления и их должностных лиц, выявлены нарушения в части достоверности опубликования правовых актов представительного органа Балаганского муниципального образования (далее Балаганское МО).

Поясняет, что решением Балаганской территориальной избирательной комиссии от 15.09.2017 № 75/487 «О регистрации избранного главы Балаганского муниципального образования» Лобанов Н.И. зарегистрирован главой Балаганского МО.

Установлено, что 29.03.2019 состоялось заседание Думы Балаганского МО, в повестку которого входил такой вопрос как отчет главы Балаганского МО о работе главы и отчет администрации Балаганского МО за 2018 год.

По результатам изучения проекта решения Думы Балаганского МО прокуратурой района 28.03.2019 в адрес Думы направлена информация о необходимости приведения указанного проекта в соответствие с требованиями законодательства. Указывает, что наименование правового акта свидетельствовало только об отчете главы, в то время как должен представлять так же отчет о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов, в случае, если глава муниципального образования возглавляет и местную администрацию.

Указывает, что согласно протокола заседания Думы от 29.03.2019 по результатам заслушивания отчета главы Балаганского МО и администрации Балаганского МО за 2018 год, Думой приняты решения от 29.03.2019 № 2/1 -ГД и № 2/2-ГД о принятии указанного отчета к сведению и признании работы главы Балаганского МО и администрации Балаганского МО неудовлетворительной.

Поясняет, что постановлением администрации Балаганского МО № 05 от 10.01.2017 учреждено печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Официальный вестник Балаганского муниципального образования является периодическим печатным изданием и предназначен для некоммерческого распространения на территории Балаганского МО (п. 8 Положения). Тираж официального вестника определен в 50 экземпляров (п. 10 Положения).

Организационное обеспечение и распространение Официального вестника осуществляется администрацией БалаганскогоМО, Официальный вестник подлежит размещению на сайте администрации Балаганского МО, а также на информационных стендах, расположенных на территории Балаганского МО.

Проверкой установлено, что в Официальном вестнике Балаганского МО №3 от 09.04.2019 опубликовано решение думы Бадаганского МО «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования за 2018 год». Однако Думой такого решения не принималось, вопрос об утверждении отчета главы Балаганского МО не ставился вовсе.

Поясняет, что решение представительного органа местного самоуправления относительно отчета главы МО и работы администрации МО не относится к нормативным правовым актам, в связи с чем не должно подписываться главой МО и вступает в силу с момента подписания. Кроме того, глава МО при принятии такого решения не может налагать право вето, так как положения процессуально оформляющие волю представительного органа, отклонены быть не могут.

Указывает, что главой Балаганского МО в отсутствие подписи председателя Думы Балаганского МО, а так же в отсутствие сведений о принятии такого решения Думой Балаганского МО, подписано и обнародовано решение Думы Балаганского МО «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования за 2018 год», что является незаконным.

Кроме того в нарушение п.10 Положения тираж газеты составил 17 экземпляров.

Считает, при опубликовании данного решения глава Балаганского МО преследовал цель ухода от ответственности в случае повторного признания представительным органом его работы неудовлетворительной.

Указывает, что действия главы Балаганского МО Лобанова И.И., а также администрации Балаганского МО, связанные с подписанием и обнародованием решения думы Балаганского МО «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования о проделанной работе за 2018 год» в Официальном вестнике Балаганского МО № 3 от 09.04.2019, а также издание Официального вестника Балаганского МО № 3 в количестве экземпляров меньшем, чем предусмотрено Положением, являются незаконными и нарушают права неопределенного круга лиц на доступ к информации.

Просил суд признать незаконными действия главы Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрации Балаганского МО в части подписания и обнародования решения думы Балаганского МО «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования о проделанной работе за 2018 год» в Официальном вестнике Балаганского МО № 3 от 09.04.2019, которое Думой Балаганского МО не принималось, председателем Думы Балаганского МО не подписывалось.

Признать незаконными действия главы Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрации Балаганского МО в части издания Официального вестника Балаганского МО №3 в количестве экземпляров меньшем, чем предусмотрено постановлением администрации Балаганского МО № 05 от 10.01.2017.

Обязать главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО опубликовать в Официальном вестнике Балаганского МО решение Думы Балаганского муниципального образования № 2/1- ГД от 29.03.2019 «О работе главы администрации муниципального образования за 2018 год» и решение Думы Балаганского муниципального образования «О признании деятельности главы Балаганского муниципального образования за 2018 год неудовлетворительной».

Обязать главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО опубликовать в Официальном вестнике Балаганского МО опровержение опубликованного решения Думы Балаганского муниципального образования № 2/2-ГД от 29.03.2019 «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования о проделанной работе за 2018 год». Обязать главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО издавать Официальный вестник Балаганского МО, являющийся официальным источником опубликования в количестве экземпляров, предусмотренных пунктом 10 Положения о печатном средстве массовой информации, утвержденного постановлением администрации Балаганского МО № 05 от 10.01.2017.

Решением Балаганского районного суда Иркутской области от 31.07.2019 административный иск прокурора Балаганского района по данному делу удовлетворен в полном объёме.

Суд признал незаконным действие главы Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрации Балаганского МО в части подписания и обнародования решения Думы Балаганского МО «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования о проделанной работе за 2018 год в официальном вестнике Балаганского МО №3 от 09.04.2019, которое Думой Балаганского МО не принималось, председателем Думы Балаганского МО не подписывалось.

Признал незаконными действия главы Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрации Балаганского МО в части издания Официального вестника Балаганского МО в количестве экземпляров меньшем, предусмотренным постановлением администрации Балаганского МО № 5 от 10.01.2017.

Обязал главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО опубликовать в Официальном вестнике Балаганского МО решение Думы Балаганского МО № 2/1 от 29.03.2019 «О работе главы и администрации Балаганского муниципального образования за 2018 год» и решение Думы Балаганского муниципального образования «О признании деятельности главы Балаганского муниципального образования за 2018 год неудовлетворительной».

Обязал главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО опубликовать в Официальном вестнике Балаганского МО опровержение опубликованного решения Думы Балаганского МО №2/2-ГД от 29.03.2019 «Об утверждении отчета главы Балаганского муниципального образования и администрации Балаганского муниципального образования о проделанной работе за 2018 год».

Обязал главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО издавать Официальный вестник Балаганского МО, являющийся официальным источником опубликования, в количестве экземпляров, предусмотренном п. 10 Положения о печатном средстве массовой информации, утвержденного постановлением администрации Балаганского МО № 5 от 10.01.2017.

Не согласившись с решением Балаганского районного суда Иркутской области от 31.07.2019 по данному административному делу, административный ответчик главы администрации Балаганского МО Лобанов Н.И. подал апелляционную жалобу на решение суда.

В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда считает незаконным и необоснованным в части обязания главу администрации Балаганского МО Лобанов Н.И опубликовать в официальном вестнике Балаганского МО решение Думы Балаганского МО «О признании деятельности главы Балаганского муниципального образования за 2018 год неудовлетворительной в связи со следующим.

В нарушение ст. 10 Регламента Думы Балаганского МО, утвержденного решением Думы Балаганского МО от 30.09.2013 № 8/3-ГД проект решения Думы Балаганского МО «О признании деятельности главы Балаганского МО за 2018 год неудовлетворительной» в повестке очередного заседания Думы 29.03.2019 не значился, вопрос возник вместе с проектом решения, внесенным депутатом Вдовиным А.А. при обсуждении отчета о работе главы Балаганского МО, что недопустимо в соответствии с регламентом Думы.

Так же в нарушение ст. 16 Регламента Думы вопрос «О признании деятельности главы Балаганского муниципального образования за 2018 год неудовлетворительной» в повестку заседания Думы не вносился.

Считает, что данное решение является незаконным, противоречащим ст.ст. 1, 4, ч. 5 ст. 36, п. 5.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Заслушав ежегодный отчет о результатах деятельности главы Балаганского МО, администрации Балаганского МО депутаты рассмотрели вопрос, не включенный в повестку заседания Думы, что является незаконным.

Ни из оспариваемого решения, ни из иных документов, в силу того, что они отсутствуют, не следует мотивировки данной неудовлетворительной оценки деятельности главы МО, что противоречит ст. 15 Конституции РФ, так как законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Поясняет, что ни Уставом Балаганского МО, ни иными нормативно-правовыми актами Балаганского МО, не определена возможность представительного органа оценивать деятельность главы органа местного самоуправления. Указывает, что порядок реализации Думой контрольных функций определен ст. 34 Устава Балаганского МО.

Поясняет, что в соответствии с действующим законодательством отчет главы должен носить регулярный, плановый характер, один раз в каждом календарном году и должен приниматься Думой к сведению для дальнейшего обнародования (опубликования).

В проекте решения думы МО «О признании деятельности главы Балаганского МО неудовлетворительной» не имеется сведений об обнародовании (опубликовании) ежегодного отчета Главы поселения, что является незаконным. Указывает, что в преамбуле решения идет ссылка на отчет о результатах своей деятельности (Думы Балаганского МО) и результатах деятельности администрации Балаганского МО. Поясняет, что оценка работы и дальнейшая отставка главы муниципального образования в соответствии со ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ возможна только за полномочия главы муниципального образования, отделяя полномочия главы муниципального образования от полномочий главы местной администрации. Считает, что на эти полномочия и должны ссылаться депутаты представительного органа при вынесении оценки главе муниципального образования.

Полагает, что данными действиями Думы Балаганского МО были нарушены права и законные интересы главы Балаганского МО при признании его деятельности неудовлетворительной, нарушена процедура принятия данного решения и поэтому данное решение не является законным и не подлежит опубликованию в Официальном вестнике.

Просит участь, что данное решение официально передано в администрацию Балаганского МО 21.08.2019.

Просит решение Балаганского районного суда Иркутской области от 31 июля 2019 года по данному административному делу отменить в части требования: обязать главу Балаганского МО Лобанова Н.И. и администрацию Балаганского МО опубликовать в Официальном вестнике Балаганского МО решение Думы Балаганского МО «О признании деятельности главы Балаганского муниципального образования за 2018 год неудовлетворительной», в связи с его незаконностью, принять по делу новое решение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Балаганского района Чиркова М.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, кроме представителя истца, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не направили. Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 150, ст. 96 Кодекса админ истратив лого судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Статьей 173 КАС РФ предусмотрено, что после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда (ч. 1 ст. 174 КАС РФ).

Согласно ст. 175 КАС РФ решение принимается судом в совещательной комнате (ч. 2). В совещательной комнате при принятии решения суда могут находиться только судья, единолично рассматривающий административное дело, или судьи, входящие в состав суда, рассматривающего административное дело (ч. 3).

Исходя из положений ст. 177 КАС РФ, решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, в случае удаления суда в совещательную комнату по окончании рассмотрения дела по существу, а также судебных прений и реплик лиц, участвующих в деле, решение по делу не может быть оглашено в другой день. Судья, удалившись в совещательную комнату для принятия решения по делу, не вправе ее покинуть до момента изготовления им резолютивной части решения (в том случае, если невозможно в тот же день составить мотивированное решение), поскольку иначе нарушается тайна совещательной комнаты.

Выполнение требований о принятии решения в совещательной комнате при соблюдении тайны является одной из гарантий реализации принципа независимости судей при осуществлении правосудия и подчинении их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Как следует из протокола судебного заседания в письменной форме и записи аудиопротоколирования по настоящему делу, 31.07.2019 суд первой инстанции удалился в совещательную комнату для принятия резолютивной части решения суда, председательствующим объявлено, что резолютивная часть решения суда будет оглашена в 12 часов 30 минут. Далее в письменном протоколе судебного заседания следует запись, что по выходу из совещательной комнаты оглашается решение. В материалах дела резолютивная часть решения суда отсутствует, тогда как в мотивированном решении суда разъяснено право на обжалование решения в течение месяца со дня получения мотивированного решения, которое будет изготовлено 04.08.2019. В записи аудиопротоколирования по делу сведения об оглашении решения суда отсутствуют, что в свою очередь также свидетельствует о нарушении правил ведения аудиопротоколирования судебного заседания по делу.

Поскольку суд первой инстанции, удалившись в совещательную комнату, по выходу из которой решение суда не было принято и оглашено, при этом составлено 04.08.2019, в связи с чем судом нарушена тайна совещательной комнаты, что является безусловным основанием для отмены решения суда.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Таким образом, в качестве оснований для направления административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу законодательно определены такие обстоятельства, наличие которых с безусловной очевидностью свидетельствует о грубом нарушении права сторон на судебную защиту.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь п. 3 ст. 309, п. 7 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Балаганского районного суда Иркутской области от 31 июля 2019 г. по данному административному делу отменить.

Административное дело № 2а-149/2019 по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Балаганского муниципального образования, администрации Балаганского муниципального образования о признании незаконными действия главы Балаганского муниципального образования о возложении обязанности публикации решений Думы Балаганского муниципального образования в официальном источнике публикования и в достаточном количестве экземпляров направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судья-председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин