Судья Дульцева Л.Ю.
N 33а-8738
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Поповой Н.В.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела 26 августа 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 июня 2019 г., которым постановлено:
признать незаконным заключение об установлении личности №** от 19.01.20189г. Управление МВД России по г.Перми в части признания ФИО1 лицом без гражданства.
Возложить на Управление МВД России по г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 об установлении личности в части определения гражданства ФИО1, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Управлению МВД России по г.Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу – ФИО1 об исполнении настоящего решения суда.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать незаконным решение, содержащееся в заключении об установлении личности № ** от 19.01.2019г. о признании лицом без гражданства, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что в соответствии с заключением об установлении личности № ** от 19.01.2019г. признана лицом без гражданства. Считает, что так как родился на территории России от лица без гражданства, то является гражданином России по рождению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми. Суд неверно применил нормы Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", нормы Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851. В рамках процедуры установления личности не устанавливаются факты относительно признания лица гражданином РФ. Документальных доказательств, свидетельствующих о принадлежности административного истца к гражданству какого-либо государства не установлено. Мать истца является гражданкой Молдовы, согласно справкам, выданным УВМ ГУ МФД России по Пермскому краю. Запрос в республику Молдовы был сделан Министерством юстиции РФ, в ответе на запрос не сказано, что истец не является гражданином Молдовы. Оснований установить истцу гражданство РФ не имеется.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика (Управление МВД России по г.Перми) - ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец, его представитель ФИО3 полагали жалобу необоснованной.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России. Каких-либо ходатайств не заявляли.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов административного дела, материалов дела по установлению личности ФИО1 следует, что согласно записи акта о рождении, ФИО1 родился ** года в г.****, в графе мать указана Д1., сведения о её гражданстве отсутствуют, сведения об отце отсутствуют.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в редакции на дату рождения административного истца:
Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
Согласно п. 12 данной нормы права если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
В соответствии с п. 137.11 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851, при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих наличие у него гражданства Российской Федерации, после установления личности проводится проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
В соответствии с пунктами 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
При отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Из материалов административного дела, материалов дела по установлению личности ФИО1 следует, что 12.10.2017г. ФИО1 обратился с заявлением об установлении личности, в соответствии со ст.10.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации.
Заключением об установлении личности № ** от 11.01.2018г. постановлено, что процедура установления личности в отношении заявителя проведена в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В результате проведенных проверок достоверность персональных данных указанных заявителем подтверждена. Личность ФИО1 ** года рождения установлена.
Заключением об установлении личности № ** от 19.01.2019г. постановлено, что процедура установления личности в отношении заявителя проведена в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В результате проведенных проверок достоверность персональных данных указанных заявителем подтверждена. Личность ФИО1 ** года рождения установлена. ФИО1 является лицом без гражданства.
В материалах проверки содержатся, в частности, сведения, что согласно актовой записи о рождении ФИО1 №** от 21.02.2005г., документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является дубликат справки родильного дома городской больницы №****** от 05.11.2004; ребенок находится в приюте «***», паспорт матери не предъявлен, сведения внесены на основании справки ПВС ГУВД Пермской области №** от 24.08.2004г.
Из справки об освобождении следует, что ФИО1 приговором Пермского краевого суда от 09.11.2009г. был осужден и отбывал наказание по 13.07.2017г. в ФКУ ИК-**.
Согласно справке из Республики ****, ФИО1, ** г.р. не значится в государственном регистре населения и мануальной картотеки по учету лиц Республики ****.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Таким образом и с учетом смысла ст. 17 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" вывод органа о том, что истец является лицом без гражданства, мог быть сделан только после вывода о наличии у его родителей гражданства других государств, которые не предоставляют ему своего гражданства, и вывод относительно родителей должен быть подтвержден документально.
Полагая оспариваемое заключение органа незаконным в части вывода о том, что истец является лицом без гражданства, суд правильно отметил об отсутствии в материалах проверки сведений о том, что мать истца является гражданкой республики ****.
Справку ГУВД Пермского края №** от 24.08.2004г., и справку начальника отдела ЦПВР №** от 20.05.2005г., на которые сослался ответчик, суд обоснованно отклонил, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку доказательством наличия гражданства другого государства может быть только ответ о признании этого факта иностранным государством.
Ответ компетентного органа республики Молдова о том, что мать истца является гражданкой Молдовы в материалах проверки отсутствует, в материалы административного дела такой ответ также не представлен.
При таких обстоятельствах выводы суда являются обоснованными, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия также отмечает, что вопреки доводам жалобы, суд выводы административного ответчика по итогам повторного рассмотрения заявления истца не предрешал, указал лишь на недостаточность обстоятельств, установленных проверкой.
Доводы жалобы о том, что в рамках рассмотрения заявления истца в порядке ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" гражданство Российской Федерации не устанавливается, не влекут отмену судебного акта.
Как видно из материалов проверки, представлено два заключения, первое – от 11.01.2018 г. относительно установления личности истца, второе (оспариваемое) – от 19.01.2019 г., где ФИО1 признан лицом без гражданства.
Данный вывод, как следует из текста заключения от 19.01.2019 г., сделан применительно к тому факту, что истец не документировался паспортом РФ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что орган проверяя обстоятельства наличия у истца гражданства РФ в порядке пунктов 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, пришел к выводу не относительно наличия или отсутствия у истца гражданства РФ, а признал его лицом без гражданства, то есть вышел за рамки административной процедуры.
Учитывая, что данный вывод порождает правовые последствия для истца, заключение в части вывода о том, что истец является лицом без гражданства, обоснованно признано судом незаконным.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи