ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8770/19 от 03.10.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Глебова Е.П.

Судья-докладчик Харин Р.И. по делу № 33а-8770/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 3 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Петуховой В.Г.

судей Харина Р.И. и Усовой Н.М.

при секретаре Гордееве А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведева А.В. к Ставинову А.А., к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва об отмене регистрации кандидата

по апелляционной жалобе представителя административного истца Медведева А.В.Дамдинова Б.Д.

на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 сентября 2019 года

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административных исковых требований административный истец указал, что 7 августа 2019 года Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 принято решение № 8/27 «О регистрации Медведева А.В. кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16».

Решением № 5/20 от 28 июля 2019 года окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 (далее - ОИК № 16) зарегистрирован кандидат Ставинов А.А..

В соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ № 67-ФЗ) и ч. 1 ст. 85 Закона Иркутской области № 116-ОЗ (далее - Закон №116-ОЗ) устанавливается перечень источников формирования избирательных фондов. Статья 87 Закона 116-ОЗ устанавливает предельные размеры расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, ставя их в зависимость от вида муниципальных выборов и количества избирателей в избирательном округе.

Решением Избирательной комиссии города Иркутска от 13 июня 2019 года № 28/158 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов депутатов города Иркутска седьмого созыва (далее - Инструкция о порядке и формах учета и отчетности). В соответствии с п. 17, 18 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 1 250 000 рублей; 5% от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата составляет 62 500 рублей.

Согласно п. 6 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ и ч. 3 ст. 85 Закона № 116-ОЗ среди лиц, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды указаны анонимные жертвователи. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, либо указал недостоверные сведения, а юридическое лицо, в платежном документе которого не указано любое их следующих сведений: ИНН, наименование организации, банковские реквизиты, либо указаны не достоверные сведения. В соответствии с ч. 8 ст. 85 Закона 116-ОЗ кандидат обязан вернуть пожертвования не позднее чем через 10 дней со дня их поступления, в случае, если пожертвование было сделано лицом, не имеющим право осуществлять такое пожертвование.

В сведениях о поступлении и расходовании денежных средств на специальный избирательный счет кандидата Ставинова А.А. (Номер изъят) в числе поступлений указаны следующие пожертвования: пожертвование от 20 августа 2019 года от ООО «С» (ИНН Номер изъят) на сумму 70 000 рублей по платежному поручению № 8 от 20 августа 2019 года; в сведениях о пожертвовании не указаны - дата регистрации, отметка об отсутствии ограничений. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «С» зарегистрировано 18 июня 2019 года, однако, в соответствии с п.п. «о» п. 6 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ юридические лица, созданные менее чем за один год до дня голосования на выборах, не могут вносить пожертвования в избирательный фонд. Пожертвования ООО «С» подлежат возврату. Пожертвование от 21 августа 2019 года от ООО «А» (ИНН Номер изъят) на сумму 250 000 рублей по платежному поручению № 78 в сведениях о пожертвовании указана дата регистрации общества 31 октября 2008 года. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, среди сведений о юридическом лице указана дата регистрации 31 октября 2008 года. В данном случае ООО «А» предоставило о себе недостоверные сведения, в связи с чем пожертвования следует признать анонимными и перечислить в бюджет города Иркутска. Совокупность пожертвования ООО «С» и ООО «А» составляют 320 000 рублей, которые не могут быть израсходованы в целях достижения определенного результата на выборах.

Также, в сведениях о расходовании денежных средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата Ставинова А.А. по состоянию на 27 августа 2019 года, представленных в Б дополнительный офис Номер изъят указано, что 21 августа 2019 года кандидатом со счета было израсходовано 174 520 рублей, эта сумма была израсходована для достижения определенного результата на выборах помимо средств собственного избирательного фонда.

Учитывая, что сумма израсходованных денежных средств со специального избирательного счета Ставинова А.А. превышает 5% от предельного размера избирательного фонда (1 250 000 рублей), составляющих 62 500 рублей, говорит о расходовании кандидатом денежных средств в целях достижения определенного результата на выборах помимо средств собственного избирательного фонда. Указанное нарушение является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.

Административный истец просит суд отменить регистрацию Ставинова А.А. кандидатом в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 сентября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Медведева А.В. - Дамдинов Б.Д. выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применены нормы права.

В обосновании доводов жалобы приводит доводы, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении, и в суде первой инстанции, и приводит свое толкование норм материального и процессуального права регулирующих спорные правоотношения.

По мнению заявителя жалобы, так как в платежном поручении ООО «А», указана дата регистрации - 31 октября 2008 года, при этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью «А», ИНН Номер изъят зарегистрировано 18 июля 2006 года, то данный жертвователь, считается анонимным, поскольку представил о себе недостоверные сведения.

Указывает, что ООО «С» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 18 июня 2019 года, и в силу такого срока существования не могло вносить пожертвования

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Обыденнов А.П., просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Медведева А.В. - Дамдинов Б.Д., доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика - председатель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, Шилин Д.С., возражал по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель административного ответчика Ставинова А.А. - Зверева М.Н., возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., заключение прокурора Альбрехт О.А., об оставлении решения суда без изменения, а доводов апелляционной жалобы без удовлетворения, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Из ч. 3 ст. 1 Закона № 116-ОЗ следует, что подготовка и проведение выборов членов выборных органов местного самоуправления осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, если федеральными законами, настоящим Законом или иными законами области не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 8 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи.

Согласно п. 6 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ анонимным жертвователям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.

Из п.п. «н» п. 6 ст. ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ следует, что анонимным жертвователем являются гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения.

В соответствии с ч. 9 ст. 85 Закона № 116-ОЗ пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через десять дней со дня их поступления на специальный избирательный счет подлежат перечислению кандидатом, избирательным объединением в доход соответствующего местного бюджета.

Таким образом, для отмены регистрации кандидата, в соответствии с требованиями указанных норм необходимо установление двух условий - несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных избирательным законодательством и нарушение прав административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ОИК № 16 от 7 августа 2019 года № 8/27 Медведев А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ, административный истец Медведев А.В., как кандидат в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16, имеет право в судебном порядке требовать отмены регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Решением ОИК № 16 от 28 июля 2019 года № 5/20 Ставинов А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Решением Избирательной комиссии г. Иркутска от 13 июня 2019 года утверждена инструкция о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва. Согласно п. 17 данной инструкции сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 1 250 000 рублей; 5 процентов от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата составляет 62 500 рублей.В сведениях о поступлении на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата Ставинова А.А., указано, что в числе поступлений имеется пожертвование от 21 августа 2019 года от ООО «А», ИНН Номер изъят на сумму 250 000 рублей по платежному поручению № 78 от 21 августа 2019 года; содержатся сведения о дате регистрации юридического лица - 31 октября 2008 года.

В платежном поручении данного пожертвования указана дата регистрации данного юридического лица - 31 октября 2008 года, при этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью «А», ИНН Номер изъят зарегистрировано 18 июля 2006 года.

Пунктом 6 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ установлен перечень лиц и организаций, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидата. К их числу отнесены, в том числе, анонимные жертвователи. Согласно п.п. «н» п. 6 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения.

В соответствии с п. 8 указанной статьи, при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в п.п. «д» и «и» п. 6 настоящей статьи.

Согласно п. 9 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ, если пожертвование вносится организацией с нарушением п. 6 и п. 8 этой статьи, то данное пожертвование подлежит возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что указание в платежном поручении неверной даты регистрации юридического лица не препятствовало его идентификации. С учетом того, что идентификационный номер налогоплательщика, банковские реквизиты юридического лица указаны верно, пожертвование от ООО «А» не может быть признано анонимным.

Требования п.п. «н» п. 6 ст. 58 № 67-ФЗ содержат исчерпывающий перечень сведений, отсутствие которых либо их неверное указание, является основанием для признания жертвователя анонимным. Дата регистрации юридического лица в указанный перечень не входит, в связи с чем утверждения административного истца об анонимности пожертвования, поступившего на избирательный счет кандидата в депутаты Ставинова А.А. от ООО «А» основано на неверном толковании норм избирательного закона.

Пунктом 9 ст. 58 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований п.п. 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. Сроки возврата пожертвований, а также сроки перечисления пожертвований в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.

Частью 8 ст. 85 Закона № 116-ОЗ закреплено, что кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если добровольное пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, или в размере, превышающем максимальный размер такого пожертвования, предусмотренный частью 1 или 2 настоящей статьи, либо с нарушением требований ч.ч. 5-6 настоящей статьи, кандидат, избирательное объединение обязаны не позднее чем через десять дней со дня поступления указанного пожертвования возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер добровольного пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием причины возврата. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали сведения, предусмотренные ч.ч. 5-6 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.

Из представленных представителем административного ответчика Ставинова А.А. документов судом установлено то обстоятельство, что денежные средства, поступившие от ООО «А», возвращены Ставиновым А.А. жертвователю в полном объеме, что подтверждается платежным поручением Номер изъят от 30 августа 2019 года, то есть, в течение 10 дней с момента получения.

Также, в сведениях о поступлении на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата Ставинова А.А. указано, что в числе поступлений имеется пожертвование от ООО «С» в размере 70 000 рублей, поступившее 20 августа 2019 года платежным поручением № 8 от 20 августа 2019 года.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, указанное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ 18 июня 2019 года, то есть, в силу такого срока существования, ООО «С» не могло вносить пожертвование.

Вместе с тем, Ставиновым А.А. 2 сентября 2019 года (с нарушением десятидневного срока) осуществлен возврат денежных средств в размере 70 000 рублей в адрес жертвователя (платежное поручение Номер изъят от 2 сентября 2019 года).

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что неточность, допущенная ООО «А» в указании в платежном поручении даты регистрации данного юридического лица, не носит злонамеренного характера, доказательств обратного суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции не предоставлено.

По мнению судебной коллегии с учетом того обстоятельства, что оба пожертвования кандидатом жертвователям возвращены, суд первой инстанции обоснованно не усматрел в действиях административного ответчика нарушений прав и законных интересов других кандидатов либо избирателей.

Проверяя довод истца о превышении Ставиновым А.А. 5 процентов от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата, который не может превышать 1 250 000 рублей, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.

В сведениях о поступлении на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата Ставинова А.А. указано, что его собственные средства составляют 230 000 рублей. Из сведений о расходах денежных средств по состоянию на 30 августа 2019 года (иск подан 29 августа 2019 года) следует, что такие расходы составили 256 522,00 рубля. То есть, сумма расходов превысила размер собственных средств кандидата на 26 522 рубля, что не превышает сумму в размере 62 500 рублей.

Вопреки доводам апелляционной жалобы разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Иные доводы апелляционной жалобы, повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, с которой судебная коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 сентября 2019 года, по настоящему административному делу, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи: Р.И. Харин

Н.М. Усова