ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8779/2015 от 03.12.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-8779/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 3 декабря 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Хакимовой О.В., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казаковой М.А. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Казаковой М.А. к Оренбургской таможне о признании незаконными решения и акта камеральной таможенной проверки.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Казакова М.А. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что Оренбургской таможней в отношении неё составлен акт камеральной проверки от (дата), согласно которому Казакова М.А. осуществила действия, направленные на регистрацию в территориальных органах ГИБДД Оренбургской области транспортного средства – ***, помещенного под таможенную процедуру свободной экономической зоны и получение регистрационных знаков на указанное транспортное средство, а затем совершила сделку купли-продажи указанного транспортного средства третьему лицу, не являющемуся резидентом Калининградской области. Тем самым Казакова М.А. осуществила пользование и распоряжение транспортным средством в нарушение таможенной процедуры «свободная экономическая зона» и приобрела обязанность по соблюдению условий и требований таможенной процедуры и уплате таможенных пошлин и налогов.

Решением начальника Оренбургской таможни от (дата) Казаковой М.А. не предоставлено полного освобождения от уплаты таможенных пошлин.

ФИО1 считает акт камеральной проверки и решение незаконными и необоснованными, поскольку по смыслу Таможенного кодекса таможенного союза и положений Соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Транспортное средство, в отношении которого были составлены акт камеральной проверки и обжалуемое решение было приобретено и ввезено на территорию России не ФИО1, а иным лицом. ФИО1 полагает, что она не является декларантом и на неё необоснованно возложены обязательства по уплате пошлин и налогов.

ФИО1 просила суд признать незаконным решение по результатам таможенной проверки от (дата), и акт камеральной таможенной проверки от (дата).

Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает неправильным вывод решения о том, что ФИО1 приобрела статус декларанта как лицо, имеющее право владения, пользования и распоряжения транспортным средством, поскольку транспортное средство было приобретено и ввезено на территорию Российской Федерации иным лицом – ООО

ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о его дате, времени и месте надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного ответчика Оренбургской таможни по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., пояснения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу Оренбургской таможни, судебная коллегия приходит к следующему.

С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Согласно пункту 2 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза возникает у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

На основании статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть: лицо государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Положениями статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В силу статьи 207 Таможенного кодекса Таможенного союза ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно положениям статей 10, 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» и пункта 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» свободная таможенная зона - это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру, с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно акту камеральной таможенной проверки от (дата) автомобиль - *** ввезен на территорию Калининградской области ООО После таможенного декларирования товара был выдан паспорт транспортного средства Калининградской области с таможенными ограничениями: размещение и использование в пределах территории свободной экономической зоны, о чем имеется отметка в паспорте транспортного средства.

(дата) указанное транспортное средство было приобретено ФИО1 У.) М.А. у ООО» на основании договора купли-продажи.

(дата) автомобиль зарегистрирован ФИО1 в МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД №1 УМВД России по Оренбургской области.

Факт вывоза ФИО1 транспортного средства с территории Калининградской области подтверждается ответом Калининградской областной таможни и копией таможенной декларации от (дата), согласно которым при убытии транспортного средства из Калининградской области лицом, осуществляющим перевозку товаров, указана ФИО1; маршрут Москва – РФ; цель вывоза: для начала выполнения перевозки грузов вне таможенной зоны. Сведений об обратном ввозе транспортного средства на территорию Калининградской области не имеется.

Таким образом, ФИО1 совершила действия по пользованию и распоряжению автомобилем - *** в нарушение условий таможенной процедуры свободная таможенная зона без завершения этой процедуры.

На основании акта камеральной таможенной проверки начальником Оренбургской таможни принято решение от (дата) о непредоставлении ФИО1 полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении автомобиля *** бывший в употреблении.

Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу о том, что ФИО1 на основании статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза приобрела статус декларанта, поскольку купила транспортное средство, после чего вывезла его с территории свободной экономической зоны Калининградской области на остальную часть Российской Федерации, не признавая за собой обязанности по оплате таможенных платежей. На основании изложенного в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Незаконным перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза признается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

ООО в установленном законом порядке ввезло вышеуказанное транспортное средство на территорию Калининградской области с таможенными ограничениями: размещение и использование в пределах территории свободной экономической зоны. ФИО1 приобрела транспортное средство у ООО с названным ограничением в размещении и использовании, однако вывезла его за пределы свободной экономической зоны в нарушение условий таможенной процедуры свободная таможенная зона. ООО являлось декларантом при ввозе транспортного средства на территорию особой экономической зоны.

Однако ФИО1 на основании статьи 207 Таможенного кодекса Таможенного союза является декларантом и лицом, обязанным завершить таможенную процедуру свободная экономическая зона и произвести уплату таможенных платежей в отношении незаконного перемещенного за пределы свободной экономической зоны транспортного средства.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не является декларантом а, следовательно, законом на неё не возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, следует признать необоснованным, поскольку заявитель - это лицо, которому товар, помещенный под процедуру свободной таможенной зоны, передан во владение, пользование и распоряжение по договору купли-продажи. На основании изложенного и в соответствии с положениями статей 186, 188, пункта 2 статьи 81 и статьи 207 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин правомерно возложена на ФИО1 Доводы апелляционной жалобы ФИО1 основаны на неверном толковании закона и не влекут отмены оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: