Судья Ходус А.Н. Дело № 33а-881/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 11 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А. и Солдатовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2018 года
административное дело по апелляционной жалобе Гайванюк Л.Г.
на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю к Гайванюк Любови Григорьевне о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафным санкциям, восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском к Гайванюк Л.Г., мотивируя тем, что на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю от 28.03.2016 года № 5 в отношении Гайванюк Л.Г. проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2013 года по 31.12.2014 года. В соответствии со статьей 100 НК РФ по результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен акт № 47 от 05.07.2016 года и установлено, что 28.10.2014 года между Гайванюк Л.Г. и администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края заключен муниципальный контракт № 109 на приобретение объекта недвижимого имущества (нежилого помещения) в муниципальную собственность Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. По условиям этого контракта администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края у Гайванюк Л.Г. был приобретен в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - нежилое помещение, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Цена контракта определена на основании оценки рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и составила <данные изъяты> рублей.
Учитывая, что нежилое помещение по адресу: <адрес> сдавалось в аренду ООО «<данные изъяты>» под эксклюзивный салон «<данные изъяты>», где Гайванюк Л.Г. являлась единственным учредителем и руководителем, по договору аренды на ООО «<данные изъяты>» возложена обязанность проводить текущий и капитальный ремонты нежилого помещения и оплачивать все коммунальные услуги по нежилому помещению, а также в силу того, что нежилое помещение в силу своих характеристик не может рассматриваться как объект, использование которого осуществляется для личных нужд, то, следовательно Гайванюк Л.Г., сдавая имущество в аренду, осуществляла предпринимательскую деятельность. То обстоятельство, что Гайванюк Л.Г. не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не исключает определения деятельности по сдаче в аренду нежилого помещения как предпринимательской по своему содержанию.
В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 НК РФ налоговая база составила <данные изъяты> рублей. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей х 13%). Неуплата в бюджет суммы налога в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправомерного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Таким образом, за неуплату налога в сумме <данные изъяты> рублей, в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ налогоплательщику исчислены штрафные санкции в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей х 20%). В соответствии с пунктом 5 статьи 227 НК РФ и пунктом 1 статьи 229 НК РФ Гайванюк Л.Г. обязана была представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В нарушение данных норм НК РФ налогоплательщиком не представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2014 год, форма 3-НДФЛ, за данное правонарушение предусмотрена ответственность, установленная пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Согласно статье 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000,00 рублей. На основании статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год форма 3-НДФЛ, исчислены штрафные санкции в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей х 30%). На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ, пеня за неуплату суммы налога за 2014 год на дату принятия решения в сумме <данные изъяты> рублей. На основании статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем начальника принято Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 47 от 17.11.2016 года. Доначисленная сумма налога на доходы физических лиц за 2014 год составляет <данные изъяты> рублей, сумма пени - <данные изъяты> рублей, сумма штрафных санкций <данные изъяты> рублей. Решение № 47 от 17.11.2016 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу 22.12.2016 года.
20.01.2017 налоговым органом сформировано требование № 25806 на общую сумму <данные изъяты> по сроку уплаты 28.02.2017 года, которое налогоплательщиком оставлено без исполнения.
Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю 03.08.2017 года подано заявление о вынесении судебного приказа №17158 от 17.07.2017 года в отношении Гайванюк Л.Г. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 24.10.2017 года отказано в принятии вышеуказанного заявления, в связи с тем, что сумма задолженности Гайванюк Л.Г. составляет <данные изъяты> рублей, то есть более <данные изъяты> рублей. 02.11.2017 года в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Нефтекумского района сопроводительным письмом от 02.11.2017 года № 16-27/022432 повторно направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Гайванюк Л.Г. с приложениями, но мировым судьей судебного участка № 1 Нефтекумского района Ставропольского края определением от 08.11.2017 года повторно отказано в принятии вышеуказанного заявления по тем же основаниям, что и ранее.
Просила взыскать задолженность по налогу, пене и штрафным санкциям в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей; пени за неуплату налога на доходы физических лиц за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей; штраф за неуплату налога на доходы физических лиц за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей; штраф за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей, а также восстановить срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2018 года административное исковое заявление МИФНС № 6 по Ставропольскому краю удовлетворено.
Гайванюк Л.Г. с решением суда не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю Безгуб Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайванюк Л.Г. оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статей 150, 152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителя Гайванюк Л.Г. по доверенности Сачакова Р.А., поддержавшего жалобу и просившего её удовлетворить, решение суда отменить, а также представителя МИФНС России № 6 по Ставропольскому краю по доверенности Семенихину О.В., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
На основании статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применительно к названным нормам материального и процессуального права, а также предписаниям статьи 62, статьи 289 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что на основании муниципального контракта № 109 от 28.10.2014 года Гайванюк Л.Г. продала в муниципальную собственность Нефтекумского муниципального района Ставропольского края нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>». Цена объекта недвижимости согласно муниципальному контракту составила <данные изъяты> рублей.
Указанное нежилое помещение ранее сдавалось административным ответчиком в аренду ООО «<данные изъяты>» под эксклюзивный салон «<данные изъяты>», что свидетельствует о фактическом осуществлении Гайванюк Л.Г. предпринимательской деятельности.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Гайванюк Л.Г. по вопросам исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 года по 31.12.2014 года.
В результате проверки составлен акт налоговой проверки от 05.07.2016 года № 47 и вынесено решение от 17.11.2016 года № 47 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании решения налогоплательщику предложено уплатить суммы недоимки, пени и штрафов в общей сумме <данные изъяты> рублей.
По результатам рассмотрения УФНС России по Ставропольскому краю апелляционной жалобы представителя Гайванюк Л.Г по доверенности Сачакова Р.А., решением от 13.01.2017 года № 07-20/000618@, последняя оставлена без рассмотрения. Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 28.02.2017 года № 08-21/004799@ повторно поданная налогоплательщиком жалоба оставлена без удовлетворения, то есть решение вступило в силу (пункт 1 статьи 101.2 Налогового Кодекса Российской Федерации). Административный ответчик Решение № 47 от 17.11.2016 года в судебном порядке не обжаловала.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате НДФЛ инспекцией в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика почтовым отправлением направлено требование об уплате налога, пени. В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ инспекцией принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов с физического лица через суд.
Поскольку суммы исчисленного НДФЛ, пени и штрафа налогоплательщиком не уплачены, инспекцией на основании пункта 2 статьи 45, статьи 48 Налогового кодекса РФ и, в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Нефтекумского района Ставропольского края направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Гайванюк Л.Г. задолженности по уплате налога, пени и штрафных санкций в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 24.10.2017 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании статьи 125 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 08.11.2017 года отказано в принятии повторно направленного Инспекцией заявления о вынесении судебного приказа по тем же основаниям.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, при этом суд исходил из того, что Гайванюк Л.Г. имеет неисполненную обязанность по уплате налога, пени и шрафа, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Оценивая довод представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, судебная коллегия не может согласиться с ним, поскольку он является несостоятельным, основан на неверном понимании норм действующего налогового законодательства и норм процессуального права, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, нашел отражение в мотивировочной части решения, новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления административным ответчиком и его представителем не представлены.
В связи с этим оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: