ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-881/2018 от 19.04.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Седых Н.А. Дело № 33а-881/2018

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2018 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Крылова Н.А.,

судей – Качура И.О., Лихачевой С.А.,

при секретаре – Вавулиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермилова А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании решений незаконными, возложении обязанности возвратить излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц, -

по апелляционным жалобам Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Признаны незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года и решение Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года .

На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области возложена обязанность возвратить Ермилову А.Ю. излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год в размере <данные изъяты>, за 2015 год в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

22 июня 2017 года Ермилов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее – УФНС России по Сахалинской области), в котором просил признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года и решение Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года ; возложить на Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области обязанность возвратить административному истцу излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год - в размере <данные изъяты>, за 2015 год - в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части № 35390, дислоцированной в городе Южно-Сахалинске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был откомандирован в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова. По результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2013, 2014, 2015 годы, представленных Ермиловым А.Ю., Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области приняты решения от 10 марта 2017 года об отказе в возврате излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год - в размере <данные изъяты>, за 2015 год - в размере <данные изъяты>. На указанные решения Ермиловым А.Ю. была подана жалоба в УФНС России по Сахалинской области, которая решением от 22 мая 2017 года оставлена без удовлетворения. Полагал данные решения незаконными, указывая, что в соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией в рамках Содружества независимых государств, Ермилов А.Ю. как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, подлежит освобождению от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период. Считал необоснованными выводы налогового органа о том, что положения Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, не распространяются на территорию Республики Молдова, поскольку данная страна не входит в перечень государств, подписавших указанный Протокол. Указал, что Российская Федерация, являясь государством-участником данного Протокола, приняла на себя определенные им международные обязательства, а вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФНС России по Сахалинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что из представленных административным истцом в налоговый орган документов не следует, что Ермилов А.Ю. принимал участие в миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова именно в рамках Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года в соответствии с Протоколом от 15 мая 1992 года. Кроме того, Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших названные Соглашение и Протокол, следовательно, их положения на территорию данного государства не распространяются. Между Российской Федерацией и Республикой Молдова 21 июля 1992 года заключено отдельное Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Таким образом, полученный административным истцом доход подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц, как доход налогового резидента Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что в материалах дела не имеется конкретных сведений и доказательств прохождения Ермиловым А.Ю. службы именно в составе Коллективных сил по поддержанию мира в спорный период в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Полагает, что действие Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве независимых государств от 19 января 1996 года и статьи 11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 12 мая 1992 года на административного истца не распространяется, поскольку он проходил службу на основании Соглашения о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФНС России по Сахалинской области Бородина В.В. и представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области Тен А.Д. апелляционные жалобы поддержали, Ермилов А.Ю. и его представитель Ермолаев Н.Н. возражали против их удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и верно установлено судом, что Ермилов, являясь военнослужащим по контракту войсковой части 35390 г. Южно-Сахалинска, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в составе воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском районе Республики Молдова (на территории, отнесенной пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 к зоне вооруженного конфликта) в городе Бендеры и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.

В указанный период он получал денежное содержание от Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части 13962 – филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование ЗВО», из которого налоговыми агентами удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%: за 2013 год – в общей сумме <данные изъяты>, за 2014 год – <данные изъяты>, за 2015 год -<данные изъяты>.

23 сентября 2016 года Ермилов А.Ю. предоставил в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц за указанные периоды, в которых удержанные суммы заявил как подлежащие возврату из бюджета, а также заявление о возврате удержанных денежных средств, в обоснование которого сослался на то, что в соответствии со статьей 11 Протокола «О статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве независимых государств» персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налога на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-Участника, в числе которых Российская Федерация.

По результатам камеральных проверок Межрайонной ИФНС № 1 по Сахалинской области вынесены решения от 10 марта 2017 года «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2013 год в сумме <данные изъяты>, за 2014 год в сумме <данные изъяты>, за 2015 год в сумме <данные изъяты>, то есть фактически отказано в их возврате.

Решением руководителя УФНС России по Сахалинской области от 22 мая 2017 года апелляционная жалоба Ермилова А.Ю. на вышеуказанные решения налогового органа оставлена без удовлетворения.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация является государством – участником международного договора, в силу чего взяла на себя определенные обязательства, в том числе об освобождении персонала Группы по поддержке мира от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, получаемые от Группы или Государства-участника.

С выводом суда о наличии правовых оснований для освобождения Ермилова А.Ю. от уплаты налога на доходы физических лиц за спорный период судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

Из анализа положений Протокола о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Протокол) и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года, в соответствии с которым заключен Протокол, следует, что указанные международные договоры определяют лишь условия пребывания группы военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира (далее - Группа по поддержанию мира) в государстве, на территории которого размещается группа по поддержанию мира, но не устанавливает льгот по уплате налогов, платежей и сборов, предусмотренных национальным законодательством военнослужащих Группы по поддержанию мира.

В соответствии с указанным Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее Протокол, принимает на себя определенные международные обязательства.

В частности, согласно статье 11 Протокола персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.

То есть в целях исключения двойного налогообложения доходы, получаемые военнослужащими Группы по поддержанию мира от государства-участника, не будут облагаться налогами в принимающем государстве вне зависимости от того, что они могли подлежать налогообложению в соответствии с законодательством принимающего государства и его международными договорами.

Об этом свидетельствуют и положения закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливающего социально-правовые гарантии защиты указанных в нем граждан, и не предусматривающего каких-либо льгот для указанной категории граждан по уплате установленных национальным законодательством налогов, платежей и сборов.

Кроме того, Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, в связи с чем положения Протокола на данную территорию не распространяются.

Между тем, в Москве 21 июля 1992 года президентами Российской Федерации и Республики Молдова подписано двухстороннее соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, согласно которому город Бендеры определен местом пребывания Контрольной комиссии, учреждаемой в целях обеспечения контроля за прекращением огня и вооруженных действий в регионе. Данное Соглашение также не предусматривает каких-либо льгот по уплате военнослужащими воинских контингентов налогов, платежей и сборов, предусмотренных их национальным законодательством.

Доказательств того, что административный истец проходил военную службу в г. Бендеры в рамках Соглашения от 20 марта 1992 года, а не в рамках Соглашения от 21 июля 1992 года, материалы дела не содержат.

Согласно положениям статьи 18 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12 апреля 1996 года вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации).

При этом вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве (в Республике Молдова), если служба осуществляется в этом Государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (Республики Молдова), является гражданином этого государства (Республики Молдова) или не стало резидентом этого государства (Республики Молдова) только с целью осуществления службы.

Данное правовое регулирование согласуется с содержанием статьи 11 Протокола.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доходы Ермилова А.Ю., участвовавшего в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 207 данного Кодекса независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.

Таким образом, вопреки выводам суда, доходы Ермилова А.Ю., являвшегося в спорные периоды налоговым резидентом Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежали обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 224 Кодекса по ставке 13 процентов.

При таких обстоятельствах, когда оспариваемые Ермиловым А.Ю. решения налоговых органов соответствовали закону, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ермилова А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании решений незаконными, возложении обязанности возвратить излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц, отказать.

Председательствующий Н.А. Крылов

Судьи И.О. Качура

С.А. Лихачева