Судья Седых Н.А. Дело № 33а-881/2018
Докладчик Лихачева С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2018 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего – Крылова Н.А.,
судей – Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре – Вавулиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермилова А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании решений незаконными, возложении обязанности возвратить излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц, -
по апелляционным жалобам Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Признаны незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года № и решение Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года №.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области возложена обязанность возвратить Ермилову А.Ю. излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год в размере <данные изъяты>, за 2015 год в размере <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
22 июня 2017 года Ермилов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее – УФНС России по Сахалинской области), в котором просил признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года № и решение Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года №; возложить на Межрайонную ИФНС России № 1 по Сахалинской области обязанность возвратить административному истцу излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год - в размере <данные изъяты>, за 2015 год - в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части № 35390, дислоцированной в городе Южно-Сахалинске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был откомандирован в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова. По результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2013, 2014, 2015 годы, представленных Ермиловым А.Ю., Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области приняты решения от 10 марта 2017 года № об отказе в возврате излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты>, за 2014 год - в размере <данные изъяты>, за 2015 год - в размере <данные изъяты>. На указанные решения Ермиловым А.Ю. была подана жалоба в УФНС России по Сахалинской области, которая решением от 22 мая 2017 года № оставлена без удовлетворения. Полагал данные решения незаконными, указывая, что в соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией в рамках Содружества независимых государств, Ермилов А.Ю. как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, подлежит освобождению от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период. Считал необоснованными выводы налогового органа о том, что положения Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, не распространяются на территорию Республики Молдова, поскольку данная страна не входит в перечень государств, подписавших указанный Протокол. Указал, что Российская Федерация, являясь государством-участником данного Протокола, приняла на себя определенные им международные обязательства, а вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФНС России по Сахалинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что из представленных административным истцом в налоговый орган документов не следует, что Ермилов А.Ю. принимал участие в миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова именно в рамках Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года в соответствии с Протоколом от 15 мая 1992 года. Кроме того, Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших названные Соглашение и Протокол, следовательно, их положения на территорию данного государства не распространяются. Между Российской Федерацией и Республикой Молдова 21 июля 1992 года заключено отдельное Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Таким образом, полученный административным истцом доход подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц, как доход налогового резидента Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что в материалах дела не имеется конкретных сведений и доказательств прохождения Ермиловым А.Ю. службы именно в составе Коллективных сил по поддержанию мира в спорный период в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Полагает, что действие Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве независимых государств от 19 января 1996 года и статьи 11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 12 мая 1992 года на административного истца не распространяется, поскольку он проходил службу на основании Соглашения о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФНС России по Сахалинской области Бородина В.В. и представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области Тен А.Д. апелляционные жалобы поддержали, Ермилов А.Ю. и его представитель Ермолаев Н.Н. возражали против их удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и верно установлено судом, что Ермилов, являясь военнослужащим по контракту войсковой части 35390 г. Южно-Сахалинска, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в составе воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском районе Республики Молдова (на территории, отнесенной пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 к зоне вооруженного конфликта) в городе Бендеры и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.
В указанный период он получал денежное содержание от Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части 13962 – филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование ЗВО», из которого налоговыми агентами удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%: за 2013 год – в общей сумме <данные изъяты>, за 2014 год – <данные изъяты>, за 2015 год -<данные изъяты>.
23 сентября 2016 года Ермилов А.Ю. предоставил в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц за указанные периоды, в которых удержанные суммы заявил как подлежащие возврату из бюджета, а также заявление о возврате удержанных денежных средств, в обоснование которого сослался на то, что в соответствии со статьей 11 Протокола «О статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве независимых государств» персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налога на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-Участника, в числе которых Российская Федерация.
По результатам камеральных проверок Межрайонной ИФНС № 1 по Сахалинской области вынесены решения от 10 марта 2017 года № «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2013 год в сумме <данные изъяты>, за 2014 год в сумме <данные изъяты>, за 2015 год в сумме <данные изъяты>, то есть фактически отказано в их возврате.
Решением руководителя УФНС России по Сахалинской области № от 22 мая 2017 года апелляционная жалоба Ермилова А.Ю. на вышеуказанные решения налогового органа оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация является государством – участником международного договора, в силу чего взяла на себя определенные обязательства, в том числе об освобождении персонала Группы по поддержке мира от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, получаемые от Группы или Государства-участника.
С выводом суда о наличии правовых оснований для освобождения Ермилова А.Ю. от уплаты налога на доходы физических лиц за спорный период судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Из анализа положений Протокола о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Протокол) и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года, в соответствии с которым заключен Протокол, следует, что указанные международные договоры определяют лишь условия пребывания группы военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира (далее - Группа по поддержанию мира) в государстве, на территории которого размещается группа по поддержанию мира, но не устанавливает льгот по уплате налогов, платежей и сборов, предусмотренных национальным законодательством военнослужащих Группы по поддержанию мира.
В соответствии с указанным Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее Протокол, принимает на себя определенные международные обязательства.
В частности, согласно статье 11 Протокола персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.
То есть в целях исключения двойного налогообложения доходы, получаемые военнослужащими Группы по поддержанию мира от государства-участника, не будут облагаться налогами в принимающем государстве вне зависимости от того, что они могли подлежать налогообложению в соответствии с законодательством принимающего государства и его международными договорами.
Об этом свидетельствуют и положения закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливающего социально-правовые гарантии защиты указанных в нем граждан, и не предусматривающего каких-либо льгот для указанной категории граждан по уплате установленных национальным законодательством налогов, платежей и сборов.
Кроме того, Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, в связи с чем положения Протокола на данную территорию не распространяются.
Между тем, в Москве 21 июля 1992 года президентами Российской Федерации и Республики Молдова подписано двухстороннее соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, согласно которому город Бендеры определен местом пребывания Контрольной комиссии, учреждаемой в целях обеспечения контроля за прекращением огня и вооруженных действий в регионе. Данное Соглашение также не предусматривает каких-либо льгот по уплате военнослужащими воинских контингентов налогов, платежей и сборов, предусмотренных их национальным законодательством.
Доказательств того, что административный истец проходил военную службу в г. Бендеры в рамках Соглашения от 20 марта 1992 года, а не в рамках Соглашения от 21 июля 1992 года, материалы дела не содержат.
Согласно положениям статьи 18 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12 апреля 1996 года вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации).
При этом вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве (в Республике Молдова), если служба осуществляется в этом Государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (Республики Молдова), является гражданином этого государства (Республики Молдова) или не стало резидентом этого государства (Республики Молдова) только с целью осуществления службы.
Данное правовое регулирование согласуется с содержанием статьи 11 Протокола.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доходы Ермилова А.Ю., участвовавшего в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 207 данного Кодекса независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.
Таким образом, вопреки выводам суда, доходы Ермилова А.Ю., являвшегося в спорные периоды налоговым резидентом Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежали обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 224 Кодекса по ставке 13 процентов.
При таких обстоятельствах, когда оспариваемые Ермиловым А.Ю. решения налоговых органов соответствовали закону, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ермилова А.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области о признании решений незаконными, возложении обязанности возвратить излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц, отказать.
Председательствующий Н.А. Крылов
Судьи И.О. Качура
С.А. Лихачева