ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8821 от 06.07.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Слобожанина А.П. Дело № 33А–8821

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Пронченко И.Е., Михеевой С.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Шалагиной О.В. материал по частной жалобе ФИО1 и ФИО2 на определение судьи Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2016 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Кемеровской таможне о признании незаконным отказа в возврате излишне удержанного налога, обязании вернуть излишне удержанный НДФЛ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Кемеровской таможне о признании незаконным отказа в возврате излишне удержанного налога, обязании вернуть излишне удержанный НДФЛ: ФИО1 - <данные изъяты> рубля, ФИО2 -<данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что данные суммы были удержаны в феврале 2013г. при увольнении с государственной службы на Новокузнецком таможенном посту Кемеровской таможни с компенсации, предусмотренной п.9 ст.31 Федерального закона «О государственной гражданской службе», в размере 4-х месячного денежного содержания, и с суммы единовременного пособия, выплаченной в соответствии с п.п.4 п.10 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», п.1 ст.51 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ч.7 ст.3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2016 года в принятии административного искового заявления отказано.

В частной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят определение судьи отменить, указывая, что предметом данного иска были неправомерное обложение налогом на доходы физических лиц выплат, связанных с увольнением, и отказ в возврате сумм удержанного налога, который регулируется не трудовым, а налоговым законодательством, которое в соответствии с п.1 ст.2 Налогового кодекса РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в связи с чем дело должно рассматриваться по правилам КАС РФ.

Изучив материал, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Отказывая в принятии административного искового заявления по указанному основанию, судья исходил из вывода о том, что исковые требования заявлены по спору, возникшему не из административных или иных публичных правоотношений, а из трудовых, которые разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку он основан на неверном применении норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как следует из представленного материала, административными истцами заявлены требования о признании незаконным отказа Кемеровской таможни в возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц с сумм пособий и компенсаций, выплаченных истцам при увольнении с государственной службы на Новокузнецком таможенном посту Кемеровской таможни, возложении обязанности вернуть излишне удержанный НДФЛ в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1).

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (часть 2).

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3).

При решении вопроса о принятии заявления судья не учел, что указанные в частях 2 и 3 статьи 1 КАС РФ перечни категорий административных дел, подлежащих рассмотрению и разрешению по правилам КАС РФ, не являются исчерпывающими, и что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся и другие дела, возникающие из правоотношений, в рамках которых один из участников осуществляет в соответствии с законодательством административные властные полномочия.

Так, в соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (часть 1 статьи 24 НК РФ).

В силу положений ст.ст.207, 208, 226 НК РФ физические лица являются плательщиками налога на доходы физических лиц с сумм вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, иных доходов, полученных от работодателя, а работодатель в этом случае является налоговым агентом, обязанным исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ.

Частью 1 статьи 231 НК РФ установлено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что налоговые правоотношения имеют властный характер, и при выполнении работодателем, к которому в данном случае предъявлены административные исковые требования, обязанностей по исчислению и удержанию с выплачиваемых работнику (бывшему работнику) сумм дохода между ним и работником возникают не трудовые правоотношения, а отношения, регулируемые нормами налогового законодательства как между налоговым агентом и налогоплательщиком.

Таким образом, из административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 и приложенных к нему документов прямо следует, что возникший спор о возврате излишне удержанного налога носит административный характер, поэтому дело подлежит рассмотрению в порядке административного, а не гражданского, судопроизводства, как ошибочно полагал судья.

При таких данных у судьи не имелось предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ оснований для отказа в принятии административного искового заявления, в связи с чем определение судьи является незаконным и подлежит отмене с разрешением вопроса по существу - направлением материала на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Руководствуясь ст.316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 23 мая 2016 года отменить, материал направить в тот же суд первой инстанции на новое рассмотрение вопроса о принятия административного искового заявления к производству суда.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Пронченко И.Е. Михеева С.Н.

"Согласовано"___________________судья Шалагина О.В.