ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8870/2021 от 16.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 декабря 2021 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Трифоновой О.М., Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кировский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Бриентский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения по апелляционному представлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области на решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2021 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор Кваркенского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на территории муниципального образования Кировский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана в количестве трех человек, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

Члены данной пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности.

25 марта 2021 г. главе муниципального образования Кировский сельсовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Прокурор просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны муниципального образования Кировский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны муниципального образования Кировский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны муниципального образования Кировский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования и просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования Кировский сельсовет; обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования Кировский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны муниципального образования Кировский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране муниципального образования Кировский сельсовет.

В обоснование требований прокурором указано, что на территории муниципального образования Кировский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляют граждане в количестве трех человек на основании договоров гражданско-правового характера по оказанию услуг в области пожарной безопасности, заключенных с МО Кировский сельсовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программе профессиональной подготовки и программе повышения квалификации добровольных пожарных. На территории МО Кировский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным выше лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Кировский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Кировский сельсовет отсутствует.

Одновременно прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Бриентский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области.

В обоснование заявленных требований также указал, что на территории МО Бриентский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана в количестве четырех человек, с которыми заключены договоры на оказание услуг гражданско-правового характера. Указанные в договоре лица обязаны оказывать следующие услуги: подвоз воды в случае возникновения пожаров, производить инструктаж населения, раздача памяток по пожарной безопасности, вести журнал дежурства по обеспечению пожарной безопасности, отчитываться в пожарную часть Кваркенского района. Члены этой пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности.

25 марта 2021 г. главе МО Бриентский сельсовет внесено представление об устранении нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Прокурор изначально просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Бриентский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Бриентский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Бриентский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил суд признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Бриентский сельсовет; обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Бриентский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Бриентский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Бриентский сельсовет.

Прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Бриентский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляют Зверев Ю.М., Раудин С.И., Сидоренков В.А., Евсеев С.И. на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с МО Бриентский сельсовет 21 января 2021 г., 1 апреля 2021 г., 1 июля 2021 г. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программе профессиональной подготовки и программе повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Бриентский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным выше лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Бриентский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Бриентский сельсовет отсутствует.

Определением судьи Кваркенского районного суда Оренбургской области от 28 июля 2021 г. производство по указанным административным делам по искам прокурора объединены в одно производство с присвоением единого номера производства .

Решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2021 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.

С таким решением прокурор Кваркенского района Оренбургской области не согласился. В апелляционном представлении просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Попова Е.А. апелляционное представление не поддержала, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Прокурор Кваркенского района Оренбургской области, представители административных ответчиков администрации муниципального образования Кировский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Бриентский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора Поповой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии со статей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой Кваркенского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности, в связи с чем, 11 марта 2021 г. прокурором Кваркенского района в адрес глав сельсоветов МО «Кваркенский район» направлено требование о необходимости предоставить: сведения о наличии команд добровольной пожарной охраны; копии документов, подтверждающих специальное профессиональное образования в области пожарной безопасности работников добровольной пожарной охраны; сведения о материально-технической укомплектованности команд добровольной пожарной охраны. Срок представления сведений установлен до 17 марта 2021 г.

Согласно ответу главы МО Кировский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области следует, что на территории сельсовета имеется добровольная пожарная охрана в составе 3 человек. Штатное расписание отсутствует, поскольку ДПК не является работодателем. Специальное профессиональное образование в области пожарной безопасности не имеют, но проходили инструктаж на базе Кваркенской пожарной части. На территории имеются: 1 пожарный автомобиль ГАЗ-66, размещенный в отапливаемом гараже, имеются 3 спецодежды – боевки, бензомотопомпа – для забора воды, пожарная колонка, пожарные рукава.

В соответствии с ответом главы МО Бриентского сельсовет Кваркенского района Оренбургской области установлено, что на территории сельсовета имеется 4 водителя по подвозу воды при возникновении пожаров, с ними заключены договора на оказание услуг. Специальное профессиональное образование в области пожарной безопасности не имеют, но проходили инструктаж на базе Кваркенской пожарной части. На территории сельсовета имеются: 2 пожарных автомобиля ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 размещены в отапливаемых боксах, имеются 4 спецодежды – боевки, бензомотопомпа – для забора воды, пожарная колонка.

25 марта 2021 г. прокурором Кваркенского района Оренбургской области в адрес глав МО Бриентский сельсовет и Кировский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

В ответ на внесенные представления, 12 апреля 2021 г. от глав муниципальных образования направлены сообщения, в которых усматривается, что правовых оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации сельсовета отсутствуют.

Полагая, что администрациями сельсоветов Кваркенского района Оренбургской области нарушаются требования законодательства в сфере пожарной безопасности, прокурор обратился в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что законных оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по созданию условия и организации в поселениях добровольной пожарной охраны не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности – это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Аналогичные положения закреплены в статье 6 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 г. № 1673/276-III-ОЗ «О пожарной безопасности в Оренбургской области».

Содержание первичных мер пожарной безопасности установлено статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) и включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с положениями статьи 4 и статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ одним из видов пожарной охраны является муниципальная пожарная охрана, которая создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований; цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

В силу пункта 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Исходя из указанного и учитывая, что закон не содержит обязанности органов местного самоуправления создать муниципальную пожарную охрану, при этом указанные действия не относятся к первичным мерам пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрации МО Кировский, МО Бриентский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области обязанности по созданию подразделения муниципальной пожарной охраны и разработки Положений о муниципальной пожарной охране.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом регулирования Федерального закона от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее – Федеральный закон от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ определено, что добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В силу положений статей 6, 7 Федерального закона от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация; 2) общественное учреждение.

Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.

Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, 1 апреля 2021 г. между администрацией МО Кировский сельсовет Кваркенского района и ФИО1, ФИО2, ФИО3 заключены договоры возмездного оказания услуг.

По условиям договора граждане на добровольной основе обязались лично оказывать услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности по подвозу воды в случае возникновения пожара, содержать в исправном состоянии снаряжение, инструмент, средства индивидуальной защиты, автомобиль приспособленный для подвоза воды; проводить разъяснительную работу с населением о мерах противопожарной безопасности и поведению при возникновении пожарной ситуации; проводить подворный обход населения и вручать памятки по соблюдению первичных мер пожарной безопасности; вести журнал вручения памяток. Договоры заключены на срок до 30 июня 2021 г.

Аналогичные договоры возмездного оказания услуг заключены между администрацией МО Бриентский сельсовет Кваркенского района и ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные выше граждане, с которым администрации муниципальных образований заключили гражданско-правовые договоры на определённый месяцами срок, не относятся к членам добровольной пожарной дружины или команды, поскольку не изъявили желание объединиться, создать общественное объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Организация добровольной пожарной охраны в муниципальном образовании в обязательном, принудительном порядке законом не предусмотрена. На момент рассмотрения дела в суде, указанные выше договоры с гражданами на оказание услуг уже не действовали. При отсутствии волеизъявления граждан на организацию добровольной пожарной охраны у администрации муниципального образования отсутствует обязанность в создании условий для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, принятии решения о создании муниципальной пожарной охраны муниципального образования Кировский сельсовет, разработке Положения о муниципальной пожарной охраны.

Вопреки доводам апелляционного представления, доказательств наличия общественных отношений по созданию и функционированию добровольной пожарной охраны, в материалы дела не представлены.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора.

В целом доводы апелляционного представления выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судом при рассмотрении дела норм материального или процессуального права, в связи с чем не влекут отмену оспариваемого по делу судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Кваркенского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: