Судья Царева Т.С. дело № 33а-890
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО2 к муниципальному образованию городской округ город Кострома, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы возложена обязанность принять решение о прекращении права ФИО2 пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером №, площадью 19,2 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>; На Администрацию г. Костромы в лице Управления имущественных и земельных отношений после принятия Администрацией г. Костромы решения о прекращении права ФИО2 пожизненного наследуемого владения земельным участком возложена обязанность направить обращение в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права пожизненного наследуемого владения указанным земельным участком. С муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы в пользу ФИО2 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Администрации г. Костромы и Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заинтересованного лица ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы и Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, в котором с учетом уточнений просила: обязать Администрацию г. Костромы принять решение о прекращении права ФИО2 пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером №, площадью 19,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г. Костромы в лице Управления имущественных и земельных отношений после принятия указанного решения обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В обоснование административного иска ФИО2 указала, что она обратилась в Администрацию г. Костромы в лице Управления имущественных и земельных отношений с заявлением от 04.09.2017 года об отказе от права пожизненного наследуемого владения указанным выше земельным участком. Письмом от 06.10.2017 года, принятым по результатам рассмотрения ее заявления, она была уведомлена об отказе в принятии требуемого решения со ссылкой на то обстоятельство, что на спорном земельном участке находится гаражный бокс № 52, который в настоящее время ей не принадлежит, поэтому прекращение права пожизненного наследуемого владения по заявлению ФИО2 осуществлено быть не может. С данным отказом она не согласна, поскольку именно она является правообладателем земельного участка и имеет право отказаться от пожизненного наследуемого владения указанным земельным участком. Бездействие Администрации влечет нарушение ее прав, так как она ограничена в реализации своего волеизъявления на отказ от указанного права и вынуждена уплачивать земельный налог за земельный участок, которым не пользуется.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Гаражный кооператив №123, ФИО4
По делу постановлено указанное выше решение суда.
В апелляционной жалобе представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы ФИО1, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь на положения ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации ст. ст. 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указывает, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому собственнику одновременно с приобретением права собственности на здание, строение, сооружение. К ФИО4, которая купила у ФИО2 гараж, одновременно с приобретением права собственности на гаражный бокс в порядке правопреемства от прежнего собственника перешло право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, занятый гаражным боксом. ФИО2 не является обладателем пожизненного наследуемого владения земельным участком, а потому она является ненадлежащим лицом, которому может быть предоставлена муниципальная услуга по прекращению права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Указанное обстоятельство судом не учтено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец ФИО2, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Гаражного кооператива №123, извещенные о времени и месте судебного заседания.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о праве ФИО2, являющейся правообладателем земельного участка, на подачу в орган местного самоуправления заявления об отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п.п. 3, 3.1 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
В п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (абзац 2 п. 5 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2015 года № 1198 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Костромы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы (далее – Административный регламент).
В пункте 1.2.1 данного Административного регламента предусмотрено, что право на получение муниципальной услуги имеют физические и юридические лица, являющиеся землепользователями, землевладельцами и имеющие намерение отказаться от принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Костромы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы (далее - заявители).
Согласно п.п. 2.6.1, 2.6.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется заявителю на основании представленного заявления, составленного по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту.
В целях предоставления муниципальной услуги заявителем представляются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность (для заявителя - физического лица);
б) документ, подтверждающий полномочия лица, непосредственно обращающегося за предоставлением муниципальной услуги, на обращение с заявлением (в случае, когда с заявлением обращается представитель заявителя);
в) документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в случае, если с заявлением обращается юридическое лицо, указанное в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное предприятие);
г) документы, удостоверяющие права на землю, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В предоставлении муниципальной услуги заявителю отказывается в случае:
а) если с запросом о предоставлении муниципальной услуги обратилось ненадлежащее лицо;
б) непредставления документов, определенных пунктами 2.6.1-2.6.2 настоящего Административного регламента и (или) не отвечающих требованиям подраздела 2.8 настоящего Административного регламента (п. 2.10).
Из материалов дела следует, что ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 15.06.2000 года на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Право ФИО2 пожизненного наследуемого владения на земельный участок для эксплуатации гаражного бокса, общая площадь 19,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, номер объекта №, земли населенных пунктов, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок за № от 20.06.2000 года. В соответствии с изменениями подраздела I ЕГРП от 23.03.2012 кадастровый номер объекта был изменен на №
Собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>, с 06.02.2002 является ФИО4
04.09.2017 года ФИО2 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы с заявлением о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В предоставлении муниципальной услуги по прекращению права пожизненного наследуемого владения земельным участком ей было отказано в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо. При этом административный ответчик исходил из того, что право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, занятый гаражным боксом, перешло к собственнику гаражного бокса ФИО4 одновременно с приобретением права собственности на гаражный бокс.
Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами земельного законодательства и Административного регламента, учитывая, что право пожизненного наследуемого владения на земельный участок ФИО2 зарегистрировано за ней в ЕГРН, правильно признал незаконным отказ в принятии решения о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия принимает во внимание, что ФИО2, указанная в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лицом, обладающим правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (до 01.01.2017 г. - абзац второй п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, при наличии государственной регистрации права ФИО2 пожизненного наследуемого владения земельным участком, оснований полагать, что ФИО2 является ненадлежащим лицом, обратившимся к административному ответчику с заявлением о прекращении указанного права, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому собственнику одновременно с приобретением права собственности на здание, строение, сооружение, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку право ФИО2 на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: