Судья Гладских Е.В. дело № 33а-890/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 30 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Луневой С.П., Брянского В.Ю.,
при секретаре Пика А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2018 года по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, связанного с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 18.06.2018 он обратился в адрес администрации г. Ставрополя с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, планируемого 01.07.2018, с 14-00 часов до 16-00 часов, по адресу <...> памятник, посвященный красноармейцам, освободившим г. Ставрополь в период гражданской войны.
21.06.2016 ФИО1 получен ответ на вышеуказанное уведомление за подписью заместителя администрации г. Ставрополя за исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному истцу предложено перенести проведение публичного мероприятия на более поздний срок.
Считает указанный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе и по тем основаниям, что административным ответчиком не был предложен альтернативный вариант проведения публичного мероприятия.
Просит суд признать незаконным решение администрации
г. Ставрополя изложенное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию г. Ставрополя согласовать место и время проведения публичного мероприятия в соответствии с уведомлением о проведении публичного мероприятия.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что суд, отказывая в удовлетворении требований административного истца, и признавая обжалуемый ответ законным, исходил из того, что отказом ответчика права истца не нарушены, а также, что предложение о перенесении места проведения митинга связано с тем, что в заявленном административным истцом месте в заявленное время запланировано проведение спортивно-массового праздника.
Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении № 4-П от 14 февраля 2013 года и Определении № 705-О-О от 01.06.2010, указывает, что у административного ответчика имеется обязанность по принятию всех мер для того, чтобы именно митинг, как право гарантированное конституцией состоялось в запланированном истцом месте и запланированное время. У ответчика имелась возможность поменять время или место городского спортивно-массового праздника, так как он являлся организатором данного мероприятия.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ранее заявленных требованиях.
Представитель административного ответчика ФИО3 просил решение суда оставить без изменения.
С учетом позиций сторон в суде апелляционной инстанции, перед участниками процесса поставлен на обсуждение вопрос о возможности заключения соглашения о примирении.
В результате обсуждения данного вопроса представителем административного ответчика представлено предложение заместителя главы администрации г. Ставрополя ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым в качестве альтернативной площадки для проведения митинга 01.07.2018 с 14.00 до 16.00 предложено ФИО1 провести его на территории сквера на пересечении улиц Чехова-Мимоз г. Ставрополя.
Административный истец ФИО1 и его представитель
ФИО2 настаивали на заявленном месте и времени проведения публичного мероприятия.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения по следующим основаниям.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) провозглашено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Гарантии реализации данного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования закреплены в статье 31 Конституции Российской Федерации.
Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего федерального закона.
В силу части 5 статьи 5 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются дата, время начала и окончания публичного мероприятия.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 того же Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить публичные мероприятия в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1 статьи 8).
Таким образом, по смыслу данных правовых норм орган местного самоуправления по общему правилу не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным или обуславливаться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 года № 484-О-П).
При этом, в статье 3 Федерального закона № 54-ФЗ закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным истцом ФИО4 18.06.2018 года в 16 часов 43 минуты в адрес администрации г. Ставрополя подано уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга. Дата, время и место проведения публичного мероприятия: 01.07.2018 года, с 14-00 часов до 16-00 часов, <...> памятник, посвященный красноармейцам, освободившим Ставрополь в период гражданской войны. Цель публичного мероприятия - митинг против повышения цен на топливо и повышения пенсионного возраста. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - 300 человек.
Письмом заместителя главы администрации города Ставрополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1, предложено изменить время проведения публичного мероприятия. Как следует из оспариваемого ответа, предложение обусловлено проведением в данное время и данном месте иного публичного мероприятия, согласованного на основании ранее поданного уведомления.
Из представленного стороной административного ответчика копии уведомления о проведении публичного мероприятия следует, что 18.06.2018 года в 10 часов 30 минут в адрес администрации г. Ставрополя поступило уведомление ФИО5 о проведении публичного мероприятия - пикетирование. Дата, время и место проведения публичного мероприятия: 30.06.2018 и 01.07.2018, с 10-00 часов до 18-00 часов. Место проведения мероприятия - Крепостная гора, площадь 200-летия, Александровская площадь. Цель публичного мероприятия - привлечение внимание общественности к волонтерским движениям в России. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - до 50 человек.
Письмом заместителя главы администрации города Ставрополя за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 согласовано проведение указанных публичных мероприятий.
Разрешая заявленные административным истцом требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик действовал в рамках своих полномочий, права административного истца не нарушил, направленное в адрес истца уведомление об изменении времени проведения публичного мероприятии не является отказом в проведении мероприятия.
Судебная коллегия признает выводы суда обоснованными исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 года № 12-П, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.
Из представленных администрацией г. Ставрополя доказательств и объяснений, данных ее представителем в ходе судебного разбирательства, следует, что при рассмотрении уведомления административного истца о согласовании проведения публичного мероприятия было принято во внимание, что цели заявленного истцом, а также ранее согласованного публичного мероприятия не совпадают, в связи с чем, проведением двух указанных публичных мероприятий в одно и то же время, и в одном и том же месте может быть поставлена под сомнение возможность соблюдения общественного порядка и достижение целей каждого из заявленных мероприятий, что соответствует требованиям статьи 5 Закона Ставропольского края от 20.12.2012 года № 115-кз.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Ставропольского края № 115-кз от 20.12.2012 года «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Ставропольского края» (далее по тексту Краевой закон), Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.2012 года
№ 510-П часть территории площади Крепостной горы в г. Ставрополе отнесена к специально отведенным местам для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (предельно допустимая численность участников собраний не более 100 человек).
При этом, исходя из приведенных в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ понятий форм публичного мероприятия, а также фактических обстоятельств дела, заявленные ФИО5 и ФИО1 публичные мероприятия требовали обязательного предварительного согласования места и времени их проведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Краевого закона № 115-кз от 20.12.2012 года в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений и (или) информаций о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места определяется исходя из времени получения уведомлений и (или) информаций уполномоченным органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, Правительством Ставропольского края или уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края соответственно. В одном специально отведенном месте в одно время не может проводиться более одного публичного мероприятия.
В случае совпадения даты и времени проведения заявленных публичных мероприятий уполномоченный орган местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, Правительство Ставропольского края или уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края доводит до сведения организатора публичного мероприятия, уведомление (информация) от которого получено (получена) в более поздний срок, в течение трех рабочих дней со дня его (ее) получения (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Кроме того, как указал Конституционный суд Российской Федерации использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О).
Из письма администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ следует и не оспаривается сторонами, что основанием для отказа в проведении пикетирования по избранному ФИО1 месту являлись обстоятельства невозможности проведения последнего, в связи с запланированными в указанную в уведомлении дату и время, в данном месте иным публичным мероприятием.
На орган местного самоуправления законом возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время) при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения времени проведения публичного мероприятия.
Принимая во внимание ранее согласованное в заявленных истцом месте и времени публичное мероприятие, а также действующую в шаговой доступности на Александровской площади г. Ставрополя фан-зону в период проведения с 14.06.2018 Чемпионата мира по футболу, трансляцию 1/8 финала 01.07.2018 между командами России и Испании, действия администрации отвечают публичным целям по поддержанию общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время).
С учетом таких обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судебной коллегией также принимается во внимание, что при рассмотрении апелляционной жалобы, административным ответчиком была обеспечена реализация проведения заявленного митинга 01.07.2018 с 14.00 до 16.00 на территории сквера на пересечении улиц Чехова-Мимоз
г. Ставрополя.
Безусловных оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч.1 ст. 310 КАС РФ судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 307, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: