Судья Бегиашвили Ф.Н. Дело № 33а-891/2019
26RS0029-01-2019-002108-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 30 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Шеховцовой Э.А., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Пятигорска СК Кондаков Е.М.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2019 года по административному иску прокурора г.Пятигорска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Пятигорска о признании бездействия администрации города Пятигорска незаконны и обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,
установила:
Прокурор г. Пятигорска обратился в Пятигорский городской суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска о признании бездействия администрации города Пятигорска незаконным и обязании совершить определенные действия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Пятигорска совместно с ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» проведено обследования территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - горы <адрес>. Было установлено, что на территорий обследованных городских лесов имеется сухостойные, аварийные деревья, а также валежник деревьев твердых пород разных диаметров. Лесохозяйственные работы на указанной территории не организованы и не проводятся.
Кроме того, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города-курорта Пятигорска, возложены на МУ «Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Пятигорска».
Вместе с тем, установлено, что в управлении отсутствуют работники, обладающие квалификацией для осуществления работ по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах.
В Управлении отсутствует необходимая техника и оборудование для ликвидации лесных пожаров.
Установлено, что администрацией города первое полугодие текущего года не определена организация-подрядчик, силами которой на весенне-летний период будет обеспечиваться пожарная безопасность в лесах, а также лесоводственно-лесозащитные мероприятия на территории городских лесов, расположенных в границах памятника природы - <адрес>.
При этом администрацией г. Пятигорска муниципальный контракт со специализированной организацией, обладающей возможностью проводить лесопатологическое обследование не заключен.
Непринятие мер к обеспечению охраны городских лесов, в том числе от пожаров, может привести к их истощению, повреждению и утрате.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии своевременных мер по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах памятника природы <адрес>
Обязать администрацию г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - <адрес> меры пожарной безопасности включающие в себя в себя:
предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
мониторинг пожарной опасности и лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
отчистку территории от ветровала, сухостоя и валежника деревьев.
Обязать администрацию г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - <адрес> мероприятиям по уходу за лесами, в том числе лесоводственно-лесозащитные мероприятия по уходу за лесами.
Обязать администрацию г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2019 года исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Пятигорска о признании бездействия администрации города Пятигорска незаконным и обязании совершить определенные действия, удовлетворены в части.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии своевременных мер по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах памятника природы <адрес>.
Возложено на орган местного самоуправления - администрацию г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска.
Прокурору г. Пятигорска в удовлетворении административного иска к администрации г. Пятигорска об обязании администрации г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - <адрес> меры пожарной безопасности включающие в себя в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство Лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности и лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; отчистку территории от ветровала, сухостоя и валежника деревьев и обязании администрации г. Пятигорска и МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - <адрес> мероприятиям по уходу за лесами, в том числе лесоводственно-лесозащитные мероприятия по уходу за лесами, отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Пятигорска СК Кондаков Е.М. просит решение отменить в части признания незаконным бездействие администрации города Пятигорска, Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах памятника природы <адрес>; обязания администрации города Пятигорска и МУ «УАСиЖКХ администрации города Пятигорска» в течении 3-х месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу обеспечить заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска. Принять по административному делу новый судебный акт, которым в заявленных требованиях прокурору города Пятигорска отказать в полном объеме.
Считают указанное решение необоснованным и незаконным в части признания бездействия администрации города Пятигорска, МУ «УАСиЖКХ администрации города Пятигорска», выразившееся в признании незаконным бездействие администрации города Пятигорска, Муниципального учреждения «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска», выразившееся в непринятии по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах памятника природы Машук, а также возложения обязанностей на орган местного самоуправления - администрацию города Пятигорска, МУ «УАСиЖКХ администрации города Пятигорска» в течении 3-х месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу обеспечить заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска.
Полагают, что без постановки на кадастровый учет 123 га и выделения финансовых затрат на лесоустройство, заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска, не представляется возможным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав прокурора Колячкину И.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 11, 25, 26, 38 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.
Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Пятигорска совместно с ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» проведено обследование территории городских лесов, расположенных на территории памятника природы - <адрес>. Было установлено, что на территории обследованных городских лесов имеется сухостойные, аварийные деревья, а также валежник деревьев твердых пород разных диаметров. Лесохозяйственные работы на указанной территории не организованы и не проводятся.
Статьей 98 ЛК РФ предусмотрено, что на территории муниципального образования контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Между тем, в нарушение части 2 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, меры санитарной безопасности в городских лесах по проведению лесопатологических обследований и предупреждения распространения вредных организмов администрацией г. Пятигорска не осуществляются.
Выявленные прокуратурой нарушения лесного законодательства в деятельности администрации г. Пятигорска в судебном заседании какими-либо доказательствами не опровергнуты.
Поскольку со стороны Администрации суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по заключению муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора в указанной части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что невыполнение администрацией г. Пятигорска требований законодательства об охране, защите и воспроизводстве городских лесов г. Пятигорска создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды населения г. Пятигорска, а в условиях пожароопасного периода создает пожароопасную обстановку и реальную угрозу возникновения лесных пожаров. При этом, отсутствие кадастрового учета городских лесов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к иным нарушениям требований природоохранного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на отсутствие постановки на кадастровый учет 123 га и выделения финансовых затрат на лесоустройство. Вместе с тем, на администрацию возложена обязанность по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о лесах, расположенных на территории города-курорта Пятигорска Ставропольского края, относящихся к городским лесам и не относящихся к государственному лесному фонду. В нарушение части 7 статьи 51, части 2 статьи 53 и пункта 6 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования по охране, защите и воспроизводству городских лесов города-курорта Пятигорска (меры противопожарного обустройства городских лесов) выполнены не в полном объеме. Кроме того, недостаточность средств в бюджете не освобождает органы муниципального образования от обязанностей исполнять требования федерального законодательства.
Суд первой инстанции верно возложил на администрацию обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить заключение муниципального контракта на проведение лесопатологического обследования городских лесов города-курорта Пятигорска, установив достаточный срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Пятигорска СК Кондаков Е.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: