ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8937/17 от 12.10.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Ларичева И.В.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. По делу № 33а-8937/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к органу муниципального земельного контроля Вихоревского муниципального образования, администрации Вихоревского городского поселения о признании незаконным предписания об обязательном устранении субъектом проверки (физическим лицом) правонарушений в области земельного законодательства,

по апелляционной жалобе администрации Вихоревского городского поселения на решение Братского районного суда Иркутской области от 21 июня 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что в соответствии с предписанием №48/в-17 от 02.05.2017, вынесенным органом муниципального земельного контроля Вихоревского МО, предписано физическому лицу - ФИО1 до 02.10.2017 привести земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

С данным предписанием он не согласен, считает, что оно вынесено незаконно и необоснованно, ранее актом обследования было установлено, что на данном участке находится стройматериал - щебень, который занимает часть участка и делает его невозможным для использования по целевому назначению. Действительно, он приобрел стройматериал и разместил на принадлежащем ему участке, данный участок он собирается использовать для целей личного подсобного хозяйства с размещением и постройкой временных сооружений для целей животноводства и рыборазведения, для этих целей и был временно размещен стройматериал на участке. При обследовании 02.05.2017 рано говорить об использовании земли не по назначению, поскольку сельскохозяйственный сезон еще не начался по объективным причинам. Предписание носит незаконный характер, нарушает его права как собственника земельного участка.

На основании изложенного просил суд признать незаконным предписание №48/в-17 от 02.05.2017, вынесенное органом муниципального земельного контроля Вихоревского МО, физическому лицу - ФИО1 до 02.10.2017 о приведении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, и отменить его.

Определением судьи от 29 мая 2017 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Вихоревского городского поселения.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 21 июня 2017 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация Вихоревского городского поселения просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказ в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что, выдавая оспариваемое предписание, муниципальный инспектор действовал согласно утвержденному регламенту, который в свою очередь никем не отменен и не оспорен.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Вихоревского муниципального образования, является администрация Вихоревского городского поселения, руководителем - глава администрации Вихоревского городского поселения, что также подтверждается распоряжением главы администрации Вихоревского городского поселения №165/1 от 25.08.2015 «О формировании структуры органа, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля на территории Вихоревского муниципального образования».

На основании распоряжения органа муниципального земельного контроля Вихоревского муниципального образования от 19.04.2017 №48/В-17 муниципальным инспектором администрации Вихоревского муниципального образования ФИО2 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФИО1 в отношении объекта земельных отношений - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 17504 +/- 1158 кв.м, с целью проверки информации, содержащейся в обращении от 14.04.2017 вх.№328 о проведении проверки нецелевого использования земельного участка.

По результатам проверки 02.05.2017 составлен Акт №48/В-17 проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица (ФИО1), которым выявлены нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством и муниципальными правовыми актами: использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению земельного участка местоположением: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.8. КоАП РФ. Ответственность за данное нарушение возлагается на ФИО1 Акт проверки №48/В-17 от 02.05.2017 вручен ФИО1, о чем имеется его подпись в данном акте.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Положениями п. 2 ст. 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи

При этом отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 17 которого предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Вместе с тем, указанные положения ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяются в силу ст. 1 данного Федерального закона только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что ст. 72 ЗК РФ, а также другие федеральные законы не предоставляют права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, в отличие от должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, которые в силу п. п. 5 п. 5 ст. 71 ЗК РФ имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства. Более того, п. 5 ст. 72 ЗК РФ устанавливает, что в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения, и должностные лица органов местного самоуправления должны направить копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Вместе с тем, п. 2 ст. 72 ЗК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля, но не предоставлять дополнительные права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства. Органы местного самоуправления, принимая в соответствии с нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации, нормативный правовой акт о муниципальном земельном контроле органа местного самоуправления также должны руководствоваться положениями ст. 72 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ Постановлением Правительства Иркутской области от 12.02.2015 №45-пп утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области.

Согласно п. 17. Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области в случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органа муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляют его копию в орган государственного земельного надзора.

Таким образом, Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 12.02.2015 №45-пп, также не предусмотрено право должностных лиц органа муниципального земельного контроля на вынесение предписаний в отношении физических лиц об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.

Однако постановлением администрации Вихоревского муниципального образования от 08.02.2016 №16 утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в границах Вихоревского муниципального образования, в соответствии с которым субъектами проверки являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также граждане.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании всестороннего анализа действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, в том числе ст. 72 ЗК РФ, ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области, пришел к верному выводу, что орган муниципального земельного контроля Вихоревского муниципального образования - администрация Вихоревского городского поселения при вынесении в отношении гражданина ФИО1 предписания №48/В-17 от 02.05.2017 об обязательном устранении субъектом проверки (физическим лицом) правонарушений в области земельного законодательства вышла за пределы полномочий, предоставленных ст. 72 ЗК РФ, согласно которой органам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, не предоставлено право выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела, нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Административный регламент никем не отменен и не оспорен являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции, установив, что орган муниципального земельного контроля Вихоревского муниципального образования не имеет полномочий выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 15 КАС РФ, ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, применил к спорным правоотношениям нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского районного суда Иркутской области от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вихоревского городского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий Л.В. Гусарова

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин