ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8947/2023 от 25.04.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-8947/2023

(78RS0010-01-2022-000104-22)

Судья: Севостьянова С.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Санкт-Петербург 25 апреля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Ильичевой Е.В., Поповой Е.И.

при секретаре

С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-745/2022 по апелляционной жалобе В.И.В. на решение Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 2022 года по административному исковому заявлению прокурора Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к В.И.В. о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Кронштадтского района Санкт-Петербурга С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу: https://табак-спб.рф/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе мониторинга средств массовой информации в сети Интернет установлено, что на странице с адресом: https://табак-спб.рф/ размещены сведения о продаже табачной продукции дистанционным способом (интернет-магазин). Незаконная продажа табачной продукции дистанционным способом наносит вред нравственному и духовному развитию детей и влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней. Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

Решением Кронштадтского районного суда г.Санкт-Петербурга от 22 февраля 2022 года административное исковое заявление прокурора Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга удовлетворено (л.д.24-29).

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 03 октября 2022 года решение суда от 22 февраля 2022 года отменено, административное дело по административному исковому заявлению направлено на новое рассмотрение (л.д.92-97).

При новом рассмотрении дела определением суда от 02 ноября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен владелец сайта (https://табак-спб.рф/) В.И.В. (л.д.101).

Решением Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 2022 года заявленные требования прокурора Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга удовлетворены.

Информация, распространяемая посредством сети «Интернет» и размещаемая на сайте: https://табак-спб.рф/ признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено (л.д. 124-131).

В апелляционной жалобе административный ответчик В.И.В. просит решение суда первой инстанции от 30 ноября 2022 года отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что на сайте https://табак-спб.рф/ размещена информация о продаже табачного сырья «табак в нарезке» и табачного сырья «табак в стрипсе», указанные товары не предназначены для потребления и являются лишь сырьем и не попадают под определение табачной продукции.

Административный истец прокурор Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределённого круга лиц в лице представителя С., в суд апелляционной инстанции явился, по доводам апелляционной инстанции возражал.

Административный ответчик В.И.В., заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в суд апелляционной инстанции не явились, извещались судом надлежащим образом, доказательств уважительности своей неявки и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили. В.И.В. направил заявление посредством электронного документооборота, в котором просил апелляционную жалобу слушать в его отсутствие.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, действующего в защиту неопределённого круга лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

31 января 2022 года прокуратурой Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет, информации содержащей сведения о реализации табачной продукции. В ходе мониторинга средств массовой информации в сети Интернет установлено, что на странице с адресом https://табак-спб.рф/ размещены сведения о продаже табачной продукции дистанционным способом (интернет-магазин), что подтверждается актом осмотра сайта от 31 января 2022 года, о чем свидетельствует копирование изображения, отображенного на экране при помощи клавиши «Print Screen» (л.д. 12-15). Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

Согласно представленных скриншотов страниц сайта, представленная на сайте продукция является никотиносодержащей, при открытии каталога товаров, вкладки «Детали», появляется расшифровка продукции, в числе которой имеется информация о том, что в продукции содержится никотин, при этом указан процент содержания никотина.

Между тем, применительно к торговле никотиносодержащей продукцией дистанционным способом продажи, это прямо запрещено названными выше положениями Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В нарушение указанных норм законодательства на сайте с адресом: https://табак-спб.рф/ осуществляется продажа никотиносодержащей продукции дистанционным способом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанная информация обладает признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

На момент мониторинга Интернет-ресурса по адресу: https://табак-спб.рф/ указанный сайт в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесён (л.д. 11).

При этом также заслуживает внимания довод прокурора о том, что на сайте осуществляется продажа сырья для изготовления табачной продукции физическим лицам, страна ввоза – Индия. Физические лица производством табачной продукции, в соответствии с действующим законодательством заниматься не могут, соответственно не могут быть лицами, которые приобретают табачное сырье для производства табачных изделий.

При этом, суд отметил, что довод об отсутствии возрастных ограничений для доступа на сайт в ходе рассмотрения дела не подтвердился, однако в совокупности с иными обстоятельствами, установленными в ходе судебного заседания, указанный факт не свидетельствует о необоснованности заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (части 1, 4 статьи 29).

При этом в соответствии со статьёй 55 Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той или иной мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в силу части 1 статьи 3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основывается на следующих принципах: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно статье 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем розничной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года №612, не допускается дистанционным способом табачной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», продажа табачной продукции несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом, запрещены.

Согласно требований пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной к распространению среди детей, относится, в то числе, информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

На сайте https://табак-спб.рф/ в нарушение вышеуказанных норм закона осуществляется продажа табачной продукции посредством дистанционного способа.

Довод апелляционной жалобы о том, что на сайте https://табак-спб.рф/ размещена информация о продаже табачного сырья «табак в нарезке» и табачного сырья «табак в стрипсе», указанные товары не предназначены для потребления и являются лишь сырьем и не попадают под определение табачной продукции, является несостоятельным.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технически регламент на табачную продукцию», сырье для производства табачных изделий — табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку.

При этом, согласно письму Федеральной таможенной службы России от 29 декабря 2017 года №01-11/75571 «О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета» курительный табак не облагается акцизом в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукцией, для его использования в качестве сырья при её производстве, либо организациями или физическими лицами ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.

Из материалов административного дела следует, что на сайте https://табак-спб.рф/ осуществляется продажа сырья для изготовления табачной продукции физически лицам, страна ввоза данной продукции Индия (л.д. 12-15). Продавая такой табак физическим лицам, он не может выступать в качестве сырья для производства табачной продукции, поскольку физические лица не вправе производить табачную продукцию, поскольку такими правами наделены индивидуальные предприниматели и юридические лица (код 12.0 «Производство табачных изделий» согласно ОКВЭД 2 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств свидетельствующих о том, что указанные товары на сайте https://табак-спб.рф/ не предназначены для потребления и являются лишь сырьем и не попадают под определение табачной продукции.

Иные доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 ноября 2022 года по административному делу № 2а-745/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу В.И.В. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Кронштадтского районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 09 июня 2023 года.